Найти тему
Магия живописи

Объясняю с какого натюрморта можно начать в живописи начинающим художникам и к каким результатам прийти

Я не раз уже говорила про последовательность в решении задач, что нужно начинать от простого и двигать к усложнениям. Предлагаю на примере натюрморта об этом поговорить. Так как я в свое время вела занятия на всех ступенях художественного образования (художественная школа, колледж, университет), то могу с уверенностью сказать, что везде используется этот принцип. Отличие идет только от начальной базы. Например, натюрморт простой в школе будет отличаться от университетского. Соответственно, и критерии поступления на все ступени разные.

Я буду ориентироваться на поступление и обучение в колледже и на начинающих художников от 16 лет. Возраст важен, так разное зрительное восприятие, уровень мышления. Дети до 11-12 лет не видят объем и их бесполезно этому учить!

Итак, начинаем с натюрморта из трех предметов.

Первый натюрморт на подготовительных курсах
Первый натюрморт на подготовительных курсах

Начать следует с определения цветовой гаммы, сделайте её сближенной по цвету. В данном натюрморте разбег по цветовому кругу от желтого до красно - оранжевого. Выбрали теплую гамму.

Предметы подбираем простые по форме и разные по массе, по количеству их будет три. Для начала трех предметов вполне достаточно. Что учитываем при выборе: разницу в высоте, ширине, материальности, тоне. Для окружения нам нужны драпировки, их у нас также три. Одну берем основную, её больше всего, остальные вспомогательные, разные по тональности.

Ставить натюрморт можно начать с покрытия поверхностей, где он будет стоять. В моем случае - это натюрмортный стол. У вас это может быть обычный стол, придвинутый к стене, где вертикалью будет служить либо стена, либо картон, прислоненный к стене.

Далее в это окружение ставим самый большой предмет из имеющихся, у меня - берестяная корзинка. Я поставила её вертикально, и она заняла самое большое пятно. Затем я повесила терракотовую драпировку, чтобы она прошла через вертикальную плоскость и легла на горизонтальную. С противоположной стороны, то есть справа поставила бутылку. Она является самой высокой точкой в натюрморте. И подчеркнула её с помощью светлой драпировки на вертикальной плоскости. Ею же чуть перекрыла корзинку, связала три пятна в натюрморте. И последней нашла свое место бульонница. Она самое яркое пятно в композиции.

Освещение вначале пути используйте холодное боковое. Оно лучше всего помогает считывать объём. Соответственно, в усложнении задачи мы меняем освещение.

Таким образом у нас составился натюрморт для решения самых важных задач в живописи: компоновка в изобразительной плоскости, нахождение масштабных и пропорциональных соотношений, выявление характеристик предметов, раскрытие цветового решения, лепка формы и пространства цветом.

Второй натюрморт на подготовительных курсах
Второй натюрморт на подготовительных курсах

А вот так можно дальше усложнять задачи. На той же основе, расширился выбор цветовой гармонии, добавились предметы.

И показываю вариант сложного двухуровнего натюрморта для 4 курса также в теплой гамме, выстроенного на красных.

Натюрморт для 4 курса
Натюрморт для 4 курса

Подписывайтесь на канал, чтобы не потерять его в потоке предложений и задавайте вопросы в комментариях.