Сталкер
Серая масса
Фильм "Сталкер" режиссера Андрея Тарковского - произведение искусства, которое заставляет зрителя задуматься над глубокими философскими вопросами. Одной из центральных идей фильма является утверждение, что люди, которым нечего терять, их не губит зона за хорошее поведение. Однако это утверждение верно, наполовину. Сейчас я попробую озвучить свою незрелую точку зрения.
В фильме представлены три главных персонажа: Сталкер, Профессор и Писатель, каждый из которых находится в своей собственной уязвимой ситуации. Сталкер – персонаж, проводящий людей через Зону, загадочное место, где исполняются желания, но представляющее опасность. Профессор и Писатель находятся в поиске внутреннего душевного покоя, через адреналин, вырабатывающийся под угрозой постоянной опасности. (Профессор и Писатель могли бы записаться на горные лыжи, а Сталкер наконец найти нормальную работу, однако если бы это произошло не было бы фильма).
Произведенир подчеркивает, что у тех, кто не имеет ничего стоящего в жизни, отсутствует истинное благополучие и удовлетворение. Люди, лишенные материальных ценностей и духовных идеалов, постоянно ощущают недостаток и пустоту. Они могут быть богатыми, но чувствовать себя бедными. Такая ситуация неуклонно приводит к неврозам, депрессии и отчаянию.
В фильме "Сталкер" это отражается на героях. Профессор и Писатель идут в Зону с надеждой найти в ней истину и душевное исцеление. Они хотят сбежать из своей серой, но богатой жизни, в которой они не находят духовного понимания. Однако, по мере продвижения по Зоне, жизненное разочарование героев только усугубляется. Они понимают, что Зона не даёт им желаемых ответов и решений, потому что их самих испортила их собственная жизнь, и не смотря на то что персонажи попытались абстрагироваться от неë.
Противоположностью этим героям является Сталкер. Несмотря на свою внешнюю бедность и безысходность, Сталкер обладает внутренним богатством. У него есть семья, которую он любит, и он видит свою работу проводника как свою миссию, приносящую пользу и значимость, только для кого это польза? Сталкер на самом деле такой же, как Писатель и Профессор. Единственное, что его отличает от них, он знает, как вести себя с Зоной, в которую он ходит, чтобы на самом деле уйти от семьи. Сталкер понял, что бытовая жизнь - скучна и убьëт его, поэтому он заниматься такой опасной и нестабильной ерундой (возможно даже сезонной). Да Сталкер пытается исправиться, как ему кажется, потому что уходит к семье, когда дело прогорело, но счастья на его лица нет, зона не спасла его от бытовухи, она убивала Сталкера у себя, она уничтожала его за пределами. Поэтому он не такой хороший. Сталкер такой же, как Писатель с Профессором, но эти двое не скрывают, то что сволочи.
Таким образом, фильм "Сталкер" Андрея Тарковского воссоздает образ человека, которому нечего терять, однако такой человек ничего не приобретает взамен. Сталкер, Профессор и Писатель старались всеми силами изменить свою жизнь. Единственное, что они сделали в Зоне это потратили жизнь в пустую. Зона высосала всё их самое человеческое и убила за своими пределами. Это показывает, что Зона беспощадна ко всем, она не подобна Богу, спасает нищих и нуждающиющихся. Если Бог - это лучше,что есть в человеке, то Зона обладает такими же полномочиями, но направлена на творение зла.
Выводя философские идеи о том, что спасение не ждёт никого, на передний план, Тарковский призывает зрителя проникнуться пониманием того, что истинное счастье и удовлетворение не могут быть достигнуты к людям, по-настоящему, не хотевшим измениться.
Таким образом, режиссер Андрей Тарковский через фильм "Сталкер" привлекает внимание к важности наличия духовной и материальной достаточности в жизни человека, иначе Зона попросту его задушит. Смотря данную картину, Тарковский задумал изменить свою жизнь также. А людям, которым нечего терять, ничего не получают ни духовно, ни материально, их жизнь лишена смысла и глубины и так будет всегда.