Почти 11 лет назад Кристофер Хервиг – фотограф, родом из Канады, начал работу над уникальной серией снимков, посвященных часто оставляемым без внимания чудесам архитектуры — советским автобусным остановкам.
Хервиг запечатлел многообразие этих своеобразных архитектурных объектов и опубликовал их изображения в двух томах книги «Советские автобусные остановки».
После этого фотограф приступил к работе над документальным фильмом, рассказывающим о его путешествии по бывшим советским республикам от Украины до Узбекистана, от Армении до Сибири и всех промежуточных пунктов в ходе десятилетней охоты за сокровищами автобусных остановок на протяжении более чем 50 000 километров. Премьера фильма состоялась в 2022 году.
Сегодня я собрал для вас фотографии из обширной коллекции Хервига, которы понравились мне больше всего. На них запечатлены самые причудливые конструкции автобусных остановок, которые я когда-либо видел.
Чтобы вы погрузились в атмосферу ещё глубже – перевёл фрагменты интервью с автором. Обязательно прочитайте статью до конца и напишите в комментариях, на какой из остановок вам было бы приятнее всего дожидаться автобуса!
Какие моменты этой 10-летней истории запомнились вам больше всего?
«Многое было удивительным, потому что это было великолепное автопутешествие. Армения выделяется своими потрясающими пейзажами. Грузия и Украина в снегу также порадовали нас и произвели волшебное впечатление в то время».
Кристофер Хервиг
Обвинения в шпионаже
«Было много случаев, когда местные жители спрашивали, почему я останавливаюсь и фотографирую автобусные остановки. Для них они не представляли собой ничего нового и особенного, часто были заброшены и запущены. Они боялись, что я фотографирую их для того, чтобы выставить их общество в плохом свете».
Кристофер Хервиг
«Я пытался объяснить им, что это нечто уникальное и особенное. На мой взгляд, они демонстрируют творческий подход и являются красивыми. Иногда я показывал им другие снимки на фотоаппарате, чтобы они поняли контекст проекта. Иногда я убеждал их в искренности своих намерений, но не всегда».
Кристофер Хервиг
«Бывало, что человек обвинял меня в шпионаже, но для меня это было просто нелепой шуткой или, в одном случае, мошенничеством таксиста с целью выманить у меня деньги. По мере реализации проекта моя убежденность в том, что автобусные остановки красивы и должны быть сфотографированы, росла, и поэтому меня не так сильно волновало мнение окружающих, поскольку я знал, что не хотел проявить неуважение в своей работе».
Кристофер Хервиг
Свидетельства очевидцев
На сайте «Советские автобусные остановки» можно найти свидетельства людей, участвовавших в оформлении некоторых из остановок. Одним из таких людей – Константинас Яковлевас-Матецкис, который с 1968 по 1986 год возглавлял отдел архитектуры окружающей среды «Института технической эстетики» в Вильнюсе (Литва). Автобусные остановки были одним из проектов, над которыми работал Константинас. Он пишет:
«Если говорить о малой архитектуре, то здесь не было никаких регламентов и правил, все основывалось на знаниях и идеях архитекторов, которые и воплощались в жизнь».
Константинас Яковлевас-Матецкис
«Уникальность автобусной остановки основывалась также на региональных различиях между разными республиками. В Белоруссии были свои решения, у нас, литовцев, — другие, в некоторых кавказских республиках — тоже».
Константинас Яковлевас-Матецкис
О плачевном состоянии остановок
«Тот факт, что они исчезают, заставил меня работать еще усерднее, чтобы найти как можно больше таких остановок. Эта срочность делала работу не только более эффективной, но и немного волнующей, когда я находил их. Однако иногда осознание того, что они были уже уничтожены, а я проезжал тысячи километров, чтобы обнаружить, что их нет, расстраивала».
Кристофер Хервиг
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы узнавать и о других интересных визуальных проектах каждый день!