Найти тему
Томикс

ЖКХ-эксперт рассказал, чем грозят владимирцам изменения в закон об обслуживании газового оборудования

С 1 сентября 2023 года вступят в силу изменения в ст. 2 и ст. 3 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» и Жилищный кодекс Российской Федерации, введённые федеральным законом от 18 марта 2023 года №71-ФЗ. Они касаются предоставления услуги газоснабжения.
Официально озвученная цель изменений благая – создание безопасных условий эксплуатации газового оборудования в многоквартирных и жилых домах.
После вступления новых правил в силу, с 1 сентября 2023 года, функции по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования будут переданы газораспределительным организациям. Некоторые эксперты считают, что в итоге все права на это получит монополист – Газпром, что в итоге может негативно сказаться на качестве обслуживания газового оборудования.
Руководитель объединения ТСЖ в Ставрово и депутат местного совета народных депутатов Андрей Фролов рассказал в эксклюзивной беседе с журналистом «Томикса», в чём суть проекта закона, к каким именно изменениям стоит готовиться людям и о своих опасениях по этому поводу.

  📷
📷

В чём суть нового закона?

По сути, на данный момент – через законодательство – родилась монополия по обслуживанию внутриквартирного, внутридомового газового оборудования. В законе сказано, что этим могут заниматься исключительно газораспределительные организации. Все мы понимаем, что этот статус имеет только Газпром.

То есть, по факту на данный момент все сертифицированные специалисты частных компаний, которые обучались в сертифицированных центрах разных компаний на определённое оборудование, а это более четырёх тысяч человек, – уйдут в никуда. И более десяти тысяч специалистов, обученных в Ростехнадзоре и получивших всякие допуски, которые обслуживали также в частном порядке население (причём это было и дешевле, и качественнее, потому что не было такого объёма работы у этих людей), получается, тоже уйдут в никуда.

Конечно, Газпром со своим сегодняшним штатом с таким объёмом работы не будет справляться, это сто процентов, – соответственно, будут по субподряду привлекать сторонние организации. Кто-то из сегодняшний специалистов захочет работать с Газпромом, а кто-то – нет.

Чем это грозит?

Расскажу на своём опыте. Дома моего ТСЖ обслуживала организация, которая работала без НДС. Это минус 20% к сумме. Также мы прикинули, что если организация входит в субподряд, она тоже захочет заработать. Иными словами, будет значительное повышение тарифа на обслуживание оборудования. По разным подсчётам, от 19%. Итого плюс 39% будет повышение стоимости услуги для собственников и, соответственно, для многоквартирных домов в целом.

Сейчас этот вопрос обсуждается по всей России. Так как я состою от Владимирской области в гильдии инженеров газового оборудования как специалист по многоквартирным домам, то тоже участвую в этом процессе.

Мы написали письма от своих регионов в Госдуму, Совет Федерации о том, что данный закон в первую очередь преследует не безопасность. Безопасность не достигается «переламыванием через колено», это раз. Во-вторых, мы сто лет уже, наверное, твердим, что национальные достояние – газ – должно стать национальной безопасностью. То есть, в это нужно вкладывать немаленькие деньги.

Давайте ещё рассмотрим такой вопрос. В советское время был один производитель и выпускалось максимум две-три марки плит. Соответственно парк запчастей для этих плит был в избытке. Каждый мастер был обучен на эти три плиты: приходил и спокойно их ремонтировал. Сейчас насчитывается нескольких десятков брендов газоиспользующего оборудования в квартире. Это плиты, варочные панели, газовые духовки. Давайте представим – насколько будут обучены специалисты всем этим брендам для того, чтобы залезть, например, в варочную панель, не сломать её и, более того, не лишить гарантии? Это тоже ляжет на плечи жителей.

  📷
📷

Когда ждать изменений?

Как нам сказали, закон вступает в силу с 1 сентября. Все предыдущие договоры, которые были заключены, будут работать до 1 января. В индивидуальных жилищных строениях они будут действовать до окончания действия договора.

Ещё есть интересный момент. В Жилищный кодекс данный закон повлёк изменения. Теперь все товарищества должны менять свои уставы. То есть, первое – потратиться на общее собрание. Второе – заплатить порядка двух тысяч для изменений устава, чтобы эта строчка была в уставе прописана: обслуживать будут единые организации.

Какие перекосы мы увидели в данном законе? Это статья 421 Гражданского кодекса – о свободе права заключения договоров физических и юридических лиц. Нас этого права лишают автоматически. То есть – у нас нет другой компании, с которой мы можем заключить договор. И второе. Зачем нам собирать общие собрания и вносить изменения в устав, если априори это прописано в законе?

Поэтому здесь у нас встаёт вопрос: зачем нам тратить деньги, когда закон уже выпущен и будет работать с 1 сентября?

К каким последствиям стоит готовиться?

  📷
📷

Допустим, в доме 60 квартир. На каждого человека специалист выделит по 20 минут. Сколько он будет по этому дому ходить? Объём работы немаленький. Сейчас мы боремся за то, чтобы данный закон либо всё-таки доработали, либо дали право работать частным организациям.

Честно сказать, мне кажется, что если сравнивать, то частные организации обслуживали намного добросовестнее, чем монополия. Потому что у них объёмы были меньше. К каждому собственнику был индивидуальный подход. Мы все прекрасно знаем, как это происходит, – у нас уже есть несколько монополий, с кем нам приходится работать. И как они себя ведут, когда они знают, что они монополисты.

Не новость, что у нас – как в Советском Союзе, так и в России – взрываются дома от газа. Это было тогда и есть и сейчас. Происходит это в основном из-за халатного обращения самих собственников.

На данный момент по моему фонду за три года обслуживания организации было всего две микроутечки. Компания приехала тут же. Тогда не было опасности взрыва, но всё равно эта служба приезжала быстро и устраняла. Это хороший показатель, и я скажу, что это была частная компания.

Почему нововведение вряд ли повлияет на безопасность?

  📷
📷

Безопасность достигается не юристами и экономистами, которые рисуют данный закон. Безопасность достигается техническими решениями, которые должны лечь в основу данного законопроекта.

Для потребителей, я думаю, это будет, во-первых, дороже. Во-вторых, есть опасность лишения гарантии на новую технику. То есть, если несертифицированный специалист занимается обслуживанием техники, то это противоречит условиям гарантии, которые прописаны в техпаспорте.

Уже были случаи, что когда уходили газовщики – и переставала работать конфорка или начинало пахнуть газом.

Я не говорю, что это повсеместно, но это говорит о том, насколько не продуман закон. То есть всё принималось, такое чувство, на скорую руку. В 2018 году вопрос уже поднимался, но, насколько я помню, это изменение тогда отклонили. И вот сейчас всё-таки удалось.

У нас по закону сказано, что проводить общие собрания не реже, чем раз в год. Зачем нужно будет проводить собрания по изменению устава, если это и так будет прописано в законе? Я вам объясню, зачем это делается. Когда люди все проголосуют за то, что «да, так должно быть, одна обслуживающей организация», полетит отчёт: «Вот, смотрите, сколько проведено общих собраний и люди-то не против. Люди сами этого хотят». Моё мнение, что всё это сделано для этого.

Как это действительно повлияет на качество – мы узнаем в первый год работы. Но не зря мы уходили к частной компании. Кроме того, у меня в каждом подъезде висит памятка о безопасном использовании газа. В каждом подъезде, потому что для меня это важно. То есть, мы разработали свою памятку, заламинировали. В каждом подъезде висит: куда нужно звонить, что нельзя, что можно при запахе газа.

Первое, что мы предлагали и нас не услышали: чтобы каждый специалист обслуживающей организации имел электронно-цифровую подпись. Когда он приходит в квартиру, проводит обслуживание, он ставит электронную подпись под результатом. Мы видим дату, фамилию слесаря, его класс, разряд. Если потом что-то в этой квартире происходит, нам очень легко найти того, кто ее обслуживал. Мы предлагали конкретное решение по безопасности.

Второе, что мы предлагали, – это датчики угарного газа. Сейчас в новостройках они ставятся априори. В старом фонде их нет. Ну, опять же, давайте зададим вопрос: за чей счёт сей банкет? Если это национальное достояние, то давайте сделаем это национальной безопасностью.

Как изменится работа?

  📷
📷

Я не говорю, что обслуживание обязательно будет плохое, – возможно, они смогут сделать какие-то выводы. Мы в первый год обязательно посмотрим. Но то, что собственник, прежде чем заплатить, должен проконтролировать выполнение минимального перечня необходимого в квартире и тем самым обезопасить себя, – это факт.

Ещё, конечно, будем смотреть документы, которые они предъявляют. Чтобы каждый мастер проводил проверку чётко по чек-листу. У меня есть чек-лист, где я отмечаю пункты. А потом даю расписаться мастеру. Чтобы я знал, что в этой квартире были именно вы. И если, не дай бог, в этой квартире что-то произойдёт, на скамью подсудимых пойдёте именно вы, а не я, как управляющий.

Ещё был интересный нюанс в этом законе о газе.

У нас в договорах было, с чем были крайне не согласны, что ТСН или управляющая компания должна назначить ответственного за газовое хозяйство. То есть, если что-то случается – ответственный за газовое хозяйство оказывается на скамье подсудимых.

А теперь давайте посмотрим на то, как это работает в реальности. На 20 домов один назначенный на газовое хозяйство. Он успеет со специалистами везде проехать? Он потратит на это всё свободное время.

Я говорю так: я один на 22 дома ответственный за газовое хозяйство. Мне не надо сюда присылать три машины и разбегаться, как тараканы, по подъезду. Я один – и специалист один. И пошли потихонечку.

Составляйте график обслуживания этих домов, чтобы у меня, например, неделя была на один дом, неделя – на второй дом. Есть чек-листы, есть подписи специалистов. Если мы к этому придём, мы достигнем безопасности.

Если мы будем, как сейчас: «Здрасьте, здрасьте, распишитесь» – никакой безопасности не будет. Я вас уверяю, что им не поднимут зарплату настолько, чтобы появился стимул хорошо работать.

Я с уважением отношусь и к сотрудникам, и к руководителю, но давайте говорить честно: если нас что-то принуждают делать, мы будем требовать качества.

Расширенный вариант интервью смотрите на наших каналах Dzen и YouTube.

Беседовала Наталья Баранова

*Мнение редакции может не совпадать с мнением эксперта