Утопическая архитектура в кино является важным элементом создания визуальных образов и передачи определённых концепций. Она представляет собой сочетание элементов разных стилей, эпох и культур, смешивающихся в эстетических композициях.
Утопическая архитектура в кино часто использует нестандартные формы, кривые линии, неровные поверхности и многочисленные декоративные элементы.
Так же в кино часто используются образы архитектурных композиций, состоящие из многочисленных деталей, соединённых между собой и создающих сложный объёмный образ. Это может быть огромный мегаполис будущего, современный высотный офисный центр, футуристические здания, космические станции и другие постройки.
Архитектура постмодернизма в кино не только отображает эстетические чувства, но и передаёт важные идеи и смыслы. Одни образы могут использоваться для передачи различных тем, например, разрушенных городов, где цивилизация уже погибает, а другие передавать идею о том, что будущее будет светлым и оптимистичным.
Архитектурные утопии постмодернизма кинематографии — это образы, включающие в себя архитектурные идеи и знаки, используемые в кинематографе, чтобы передать определённые темы и идеи, связанные с культурой и языком постмодернизма. Они представлены преимущественно в фильмах научной фантастики, таких как «Бегущий по лезвию», «Матрица», «Двенадцать обезьян» и т.д.
Архитектурные утопии постмодернизма в кино основаны на использовании необычной архитектуры и своеобразных форм, создающих визуальный образ гиперреальности. Эти образы могут быть представлены в виде мегаполисов будущего, огромных комплексов зданий, высочайших небоскрёбов.
Они также выражают определённые идеи постмодернизма, такие как фрагментация, автономия, метафизические противоречия, деконструктивизм, гиперреальность и другие. Эти утопии стали символами культурной и эстетической декаденции и прекрасно подходят для передачи критических и социальных идей.
Фильм «Бегущий по лезвию» (1982) режиссера Ридли Скотта является одним из наиболее известных примеров кино, относящегося к жанру архитектурных утопий постмодернизма. В этом фильме показан город будущего, где архитектура является важным элементом сюжета. Главный герой, Рик Декард, работает охотником за репликантами, и его задача — найти и уничтожить четырех репликантов, которые сбежали в Лос-Анджелесе. В этом фильме архитектура играет важную роль в создании атмосферы будущего мира, в котором происходит действие фильма.
Примеры зданий, выполненных в постмодернизме, можно найти в различных сценах фильма. Например, здание Tyrell Corporation, где создаются репликанты, сочетает в себе элементы готического и ар-деко стилей.
Здание Bradbury Building, в котором живет главный герой Рик Декард, представляет собой пример архитектуры начала 20 века, но в фильме оно используется для создания атмосферы будущего.
Также можно упомянуть здание, где происходит финальная битва, в котором сочетаются элементы постмодернизма и футуризма.
«Бразилия» (1985) режиссера Терри Гиллиама. В этом фильме показано будущее общество, где жизнь людей контролируется бюрократами, а архитектура города напоминает лабиринт. Архитектура в этом фильме играет важную роль в создании атмосферы фантастического мира, где бюрократия и технологии превыше всего.
В фильме используется множество элементов архитектуры постмодернизма, таких как использование геометрических форм и ярких цветов. Например, здание, где работает главный герой Сэм Лоури, является примером постмодернистской архитектуры — оно выполнено в виде большого куба, который смотрится как часть огромного комплекса зданий.
В некоторых эпизодах в качестве жилого дома главного героя фигурирует «Марн-ла-Валле» Рикардо Бофилла.
Одним из самых ярких примеров архитектуры в фильме является здание сервисного центра, которое сочетает в себе элементы готической и модернистской архитектуры. Это здание выглядит как большой каменный замок, но внутри оно оснащено самыми современными технологиями.
Архитектура в фильме «Бразилия» является важным элементом создания атмосферы будущего мира, где технологии и бюрократия доминируют над человеческими ценностями и индивидуальностью.
Еще один пример — это фильм «Метрополис» (1927) Фрица Ланга.
Этот фильм показывает город будущего, разделённый на две части: одна для рабочих, другая для элиты. Архитектура в этом фильме играет важную роль в создании мрачной атмосферы мегаполиса будущего, который разделен на две части — богатую и развитую «Верхний город» и бедную, трудовую «Нижний город».
В фильме используется множество элементов архитектуры постмодернизма, например, в «Верхнем городе» можно увидеть высокие небоскрёбы, выполненные в стиле ар-деко и модернизма. В «Нижнем городе» здания имеют более упрощённый и функциональный дизайн, но также содержат элементы постмодернизма, такие как использование стали и стекла.
<!-- небольшое отступление:
Также, в этом контексте можно вспомнить и отечественный фильм Космический рейс (1935 г.)
В 1935 г. реальность зачастую была утопичнее самого кино, как пример можно привести Сталинский генплан Москвы 1935 г. и проекты авангардистов более раннего периода.
Также как пример экранизации этого периода можно вспомнить фильм «Шпион», 2012 г.
-->
Одним из самых известных зданий в фильме «Метрополис» является здание «Кафедрального города», которое сочетает в себе элементы готической и ар-деко архитектуры. Это здание служит центром религиозной жизни в «Метрополисе» и используется в фильме для создания контраста между религиозными традициями и промышленным прогрессом.
Архитектура в фильме «Матрица» (1999) Лилли и Лана (братья) Вачовски так же может быть рассмотрена как пример постмодернистской архитектуры. В этом фильме архитектура играет важную роль в создании атмосферы будущего, в котором существуют главные герои.
Большинство зданий в фильме являются высокими и многоуровневыми со множеством деталей и украшений.
И хотя большинство зданий в фильме сочетают в себе элементы разных архитектурных стилей, есть несколько зданий, которые можно отнести к постмодернизму. Вот некоторые из них:
Здание отеля «Heart O’ The City» — это здание, в котором Нео встречается с Морфеусом в самом начале фильма. Здание имеет много украшений и деталей, которые характерны для постмодернизма, такие как разнообразные формы и цвета, использование нестандартных материалов и декоративных элементов.
Здание, в котором находится офис компании «Метакортекс» — это высокое здание с темными окнами и огромными стальными дверями, которые также могут быть отнесены к постмодернизму. Элементы готического стиля сочетаются с современными материалами и технологиями.
<Продолжение статьи> Анастасия Сбоева, ИАиД
А также: