Найти тему
c.i.h.

Архитектурные утопии в кино

Утопическая архитектура в кино является важным элементом создания визуальных образов и передачи определённых концепций. Она представляет собой сочетание элементов разных стилей, эпох и культур, смешивающихся в эстетических композициях.
Утопическая архитектура в кино часто использует нестандартные формы, кривые линии, неровные поверхности и многочисленные декоративные элементы.

Кадр из фильма «Шпион», 2012
Кадр из фильма «Шпион», 2012

Так же в кино часто используются образы архитектурных композиций, состоящие из многочисленных деталей, соединённых между собой и создающих сложный объёмный образ. Это может быть огромный мегаполис будущего, современный высотный офисный центр, футуристические здания, космические станции и другие постройки.
Архитектура постмодернизма в кино не только отображает эстетические чувства, но и передаёт важные идеи и смыслы. Одни образы могут использоваться для передачи различных тем, например, разрушенных городов, где цивилизация уже погибает, а другие передавать идею о том, что будущее будет светлым и оптимистичным.

Постер к фильму Бразилия, 1985, реж. Терри Гиллиам
Постер к фильму Бразилия, 1985, реж. Терри Гиллиам

Архитектурные утопии постмодернизма кинематографии — это образы, включающие в себя архитектурные идеи и знаки, используемые в кинематографе, чтобы передать определённые темы и идеи, связанные с культурой и языком постмодернизма. Они представлены преимущественно в фильмах научной фантастики, таких как «Бегущий по лезвию», «Матрица», «Двенадцать обезьян» и т.д.

Архитектурные утопии постмодернизма в кино основаны на использовании необычной архитектуры и своеобразных форм, создающих визуальный образ гиперреальности. Эти образы могут быть представлены в виде мегаполисов будущего, огромных комплексов зданий, высочайших небоскрёбов.

Кадр из фильма «Космический рейс» (1935 г.)
Кадр из фильма «Космический рейс» (1935 г.)

Они также выражают определённые идеи постмодернизма, такие как фрагментация, автономия, метафизические противоречия, деконструктивизм, гиперреальность и другие. Эти утопии стали символами культурной и эстетической декаденции и прекрасно подходят для передачи критических и социальных идей.

Фильм «Бегущий по лезвию» (1982) режиссера Ридли Скотта является одним из наиболее известных примеров кино, относящегося к жанру архитектурных утопий постмодернизма. В этом фильме показан город будущего, где архитектура является важным элементом сюжета. Главный герой, Рик Декард, работает охотником за репликантами, и его задача — найти и уничтожить четырех репликантов, которые сбежали в Лос-Анджелесе. В этом фильме архитектура играет важную роль в создании атмосферы будущего мира, в котором происходит действие фильма.

Постер к фильму «Бегущий по лезвию», здание Tyrell Corporation
Постер к фильму «Бегущий по лезвию», здание Tyrell Corporation

Примеры зданий, выполненных в постмодернизме, можно найти в различных сценах фильма. Например, здание Tyrell Corporation, где создаются репликанты, сочетает в себе элементы готического и ар-деко стилей.

Концепт-арты (также и ниже) к фильму «Бегущий по лезвию», 1981, худ. Сид Мид
Концепт-арты (также и ниже) к фильму «Бегущий по лезвию», 1981, худ. Сид Мид

Здание Bradbury Building, в котором живет главный герой Рик Декард, представляет собой пример архитектуры начала 20 века, но в фильме оно используется для создания атмосферы будущего.

-6

Также можно упомянуть здание, где происходит финальная битва, в котором сочетаются элементы постмодернизма и футуризма.

-7

«Бразилия» (1985) режиссера Терри Гиллиама. В этом фильме показано будущее общество, где жизнь людей контролируется бюрократами, а архитектура города напоминает лабиринт. Архитектура в этом фильме играет важную роль в создании атмосферы фантастического мира, где бюрократия и технологии превыше всего.

Кадр из фильма «Бразилия» (1985)
Кадр из фильма «Бразилия» (1985)

В фильме используется множество элементов архитектуры постмодернизма, таких как использование геометрических форм и ярких цветов. Например, здание, где работает главный герой Сэм Лоури, является примером постмодернистской архитектуры — оно выполнено в виде большого куба, который смотрится как часть огромного комплекса зданий.

-9

В некоторых эпизодах в качестве жилого дома главного героя фигурирует «Марн-ла-Валле» Рикардо Бофилла.
Одним из самых ярких примеров архитектуры в фильме является здание сервисного центра, которое сочетает в себе элементы готической и модернистской архитектуры. Это здание выглядит как большой каменный замок, но внутри оно оснащено самыми современными технологиями.

«Бразилия» (1985), Терри Гиллиам
«Бразилия» (1985), Терри Гиллиам

Архитектура в фильме «Бразилия» является важным элементом создания атмосферы будущего мира, где технологии и бюрократия доминируют над человеческими ценностями и индивидуальностью.

Marne-la-Vallée. Ricardo Bofill
Marne-la-Vallée. Ricardo Bofill

Еще один пример — это фильм «Метрополис» (1927) Фрица Ланга.

Этот фильм показывает город будущего, разделённый на две части: одна для рабочих, другая для элиты. Архитектура в этом фильме играет важную роль в создании мрачной атмосферы мегаполиса будущего, который разделен на две части — богатую и развитую «Верхний город» и бедную, трудовую «Нижний город».

-12

В фильме используется множество элементов архитектуры постмодернизма, например, в «Верхнем городе» можно увидеть высокие небоскрёбы, выполненные в стиле ар-деко и модернизма. В «Нижнем городе» здания имеют более упрощённый и функциональный дизайн, но также содержат элементы постмодернизма, такие как использование стали и стекла.

<!-- небольшое отступление:

Космический рейс (1935 г.)
Космический рейс (1935 г.)

Также, в этом контексте можно вспомнить и отечественный фильм Космический рейс (1935 г.)

-14

В 1935 г. реальность зачастую была утопичнее самого кино, как пример можно привести Сталинский генплан Москвы 1935 г. и проекты авангардистов более раннего периода.

Также как пример экранизации этого периода можно вспомнить фильм «Шпион», 2012 г.

-15

-->

Одним из самых известных зданий в фильме «Метрополис» является здание «Кафедрального города», которое сочетает в себе элементы готической и ар-деко архитектуры. Это здание служит центром религиозной жизни в «Метрополисе» и используется в фильме для создания контраста между религиозными традициями и промышленным прогрессом.

-16

Архитектура в фильме «Матрица» (1999) Лилли и Лана (братья) Вачовски так же может быть рассмотрена как пример постмодернистской архитектуры. В этом фильме архитектура играет важную роль в создании атмосферы будущего, в котором существуют главные герои.
Большинство зданий в фильме являются высокими и многоуровневыми со множеством деталей и украшений.

Реальность в «Матрице» далеко не бесцветна
Реальность в «Матрице» далеко не бесцветна

И хотя большинство зданий в фильме сочетают в себе элементы разных архитектурных стилей, есть несколько зданий, которые можно отнести к постмодернизму. Вот некоторые из них:
Здание отеля «Heart O’ The City» — это здание, в котором Нео встречается с Морфеусом в самом начале фильма. Здание имеет много украшений и деталей, которые характерны для постмодернизма, такие как разнообразные формы и цвета, использование нестандартных материалов и декоративных элементов.

-18

Здание, в котором находится офис компании «Метакортекс» — это высокое здание с темными окнами и огромными стальными дверями, которые также могут быть отнесены к постмодернизму. Элементы готического стиля сочетаются с современными материалами и технологиями.

-19

<Продолжение статьи> Анастасия Сбоева, ИАиД

А также: