Найти тему
LiveLib

Бобёр с клювом

    Бобёр с клювом
Бобёр с клювом

Вооружённая знаниями об истории Второй Мировой Войны на Дальнем Востоке, отрядах 731, 516 и 100, восточном фольклоре и мутными личностями, обитавшими там в XX веке, автор пускается во все тяжкие. Лисьи Броды – выдуманный населённый пункт в Манчжурии, недалеко от Харбина. Время основного действия – вторая половина 1945 г. По прочтении приходилось себя успокаивать – «это фэнтези».

«Глава 1. Дальний Восток. Урановый рудник «Гранитный». Конец августа 1945 г.»

Первые разработки урановой руды на Дальнем Востоке начались в 1946 г. Первый порыв, что такого не могло быть, пришлось подавить («это фэнтези»). Отсылок и намёков книга содержит массу, как бы пытаясь всё время навести фокус реальности на происходящие события, но логика хаоса (его в романе ещё иногда называют судьбой) не оставляет реальности шанса. Главный герой – менталист с заблокированной памятью и способностями, ищет свою жену. Законсервировал его (видимо на «чёрный» день) Учитель, по совместительству, полковник госбезопасности.

«Потерять контроль может только пленник своего тела. Настоящий хозяин всегда снаружи. Настоящий хозяин – наблюдатель».

Неплохое попадание. Часто приходиться слышать «я не могу себя контролировать». Если вы не контролируете собственное тело, значит его контролирует кто-то другой. Перечислить варианты «кого-то другого» можете сами. Но вот проблема: автор книги – агностик. А если она не верит в Создателя, то о чём она пишет?

«Но есть логика хаоса (его еще иногда называют судьбой), согласно которой тебе может просто не повезти».

Хаос и судьба приравниваются много раз, и это зашквар. Идёт программирование, что судьбы нет, есть только хаос. Это естественно, если нет создателя. Такие сентенции выявляют суть книги. Это вовсе не умная философская книга о различных мирах, живущих параллельно друг с другом, но грубая поделка. Буриме.

«Когда убиваешь человека – платишь за кровь монетой. Когда убиваешь зверя – за кровь платишь кровью».

Духи природы не особо любят человека. А монетка нужна для Харона, а то он не повезёт через Стикс. Эта тема здесь педалируется на полном серьёзе («это фэнтези»!).

«Смерть нельзя торопить. Тогда напоследок – в бреду, в предсонье – она, возможно, выболтает вам тайну».

Тайну про бобра с клювом. Эта идея фикс ЗК Флинта (тогда ещё все осуждённые назывались ЗК) прекрасно характеризует всю книгу. Риторический вопрос про Бога и утконоса легко переводится в практическую плоскость про Старобинец и Лисьи Броды. Иногда всплывают интересные аллюзии и метафоры, как будто талант, этот дар свыше, пытается приподняться под гнётом мусорной гнили. Но тщетно. Описание ритуала налаживания контакта через монету – эффектная мишура, не имеющая никакого отношения к реальности («это фэнтези»!). Просто гора не состыковок как логических, так и мистических. Впрочем, у автора такой задачи, по-видимому и не стояло. Эпизод похода через болото как книга в книге. В том смысле, что также хорошо иллюстрирует весь роман: нагромождение событий, своей плотностью убивающих сюжет. Грязный роман, постоянно либо кровь, либо сперма. Светлые персонажи только некоторые дети. Правда есть один – рядовой Овчаренко. Воплощение искренности и доброты, красноармеец.

спойлерНо и здесь всё непросто.свернуть

Лисы-оборотни из китайско-японской мифологии просто заразили российское фэнтези. Учитывая, что роман писался долго, когда он задумывался, трёххвостые лисы были бы прямо на вершине популярности. Структура и действие в книге как аниме. Комикс-сценарий. Съёмочные эпизоды связаны между собой узкими дорожками, а к концу и та связь истлевает. Как-будто книга заканчивалась в спешке. Знаете такое ощущение, когда выйдешь в интернет по делу, убьёшь кучу драгоценного времени, начитаешься и насмотришься всякой бесполезной дряни и в итоге не сделаешь того, зачем выходил? Добро пожаловать в Лисьи Броды.

«А когда он со свистом выдохнул и больше не смог вдохнуть, и когда язык его распух и перестал помещаться во рту, и когда набухло, муторно и больно, в паху, как будто там лопался гнилой плод, – вот тогда она подставила свою раскрытую пасть, чтобы выпить его последний, густой и горячий сок…»

Для меня одно такое предложение может смешать всю книгу с дерьмом. А оно здесь такое не одно. Да, сейчас такое время – со всех сторон на нас льются потоки информационных нечистот, что становится трудно отличить одну грязь от другой. Почему один человек, с начальным образованием, знает, что такое хорошо и плохо, а другой – с двумя высшими, топит окружающих в грязи? Это общая мысль, не про автора. Ведь творец сам себе судья, правда? То есть судья своим творениям.

«если физически, географически спящие находятся рядом: их сны невольно вторгаются на соседнюю территорию, взаимопроникновение неизбежно.»

Да что за лисьи бреды?! («это фэнтези»!)

«Она стояла с закрытыми глазами и шевелила губами: молилась. И почему-то – он и сам не мог понять почему – это привело его в ярость. Возможно, дело было в том, что на нее кто-то смотрел сейчас с неба, а на него – нет.»

В Лисьих Бродах нет оси повествования, что всё-таки необходимо для произведения так насыщенного действием. В итоге оно опадает рыжими листьями и будет вытеснено из сознания читателя следующим фэнтези-взрывом. Уже в середине книги стало понятно, кто мастер Чжао. Лисья нора оказалась не так уж и глубока. Учитывая родственные переплетения, не хватает только танцев в конце. И даже смерть одного из главных антагонистов главного героя оказалась потрясающе предсказуема. На фоне вроде бы оригинальных локаций собраны все возможные штампы и засунуты в глотку читателю с такой скоростью, что он не успевает понять, чем его накормили. Поэтому если вам нравятся остросюжетные книги с постоянным экшеном, будете пищать от восторга.