Последнее время, смотря разные интервью на youtube, все чаще встречаю такую штуку, когда интервьюер делает акцент на том, что у спикера высшее образование и «настоящий диплом», в его области. В основном, конечно, это касается психологов и косметологов. И это понятно, потому что сейчас сплошные курсы, курсы, курсы …
И правда, вот уже много лет нам вещают из каждого утюга, что высшие образование «уже не торт», да и не нужно оно вообще, ну, за редким исключением. И я сама, такого мнения придерживаюсь, ну или как минимум, долго придерживалась.
Ну вот, медики, понятно, там высшие образование обязательно. Психологи и косметологи — тоже. Я бы к врачу, который закончил только курсы, наверное бы не пошла. А актеры, дизайнеры, модельеры, менеджеры, маркетологи, чему их там вообще учат 4-6 лет? Вот где пригодятся курсы и не обязательно идти учиться в универ?
Вот что я думаю по этому поводу, на основании своего опыта (и диплом и курсы).
У меня есть высшие образование и настоящий диплом дизайнера обуви и кожгалантерейных изделий. И тут может возникнуть вопрос: ну чему, чему там учиться?
Я фанат курсов, и считаю, что дизайнеру не обязательно иметь высшие образование, достаточно курсов, ну или колледжа. Но, тут вопрос, для чего вам эти знания?
Я училась на дизайнера обуви и сумок, и в теории, нас готовили для работы на предприятиях. Где именно эти дизайнеры обуви и кожгалантерейных изделий будут нужны, так как предприятий раз, два и обчёлся, вопрос другой). Но чему нас учили?
- проектировать и конструировать обувь, любую которую нужно шить
- проектировать и конструировать сумки и мелкую кожгалантерею, перчатки и головные уборы
- материаловедение
- технологию: про клеи, про оборудование, ну и саму технологию изготовления естественно
- основы и история дизайна, история искусства и костюма
- бесконечные рисунок, живопись и композиция
- антропология
- какие-то зачатки компьютерной графики
- практика. Мы шили и делали какие-то тапки, но не много
Много ли я из этого вынесла? Нет. Пожалуй, только все что связано с конструированием, проектированием и дизайном. Рисовать сейчас учусь заново и сама.
Материаловедение? Мой потолок на тот момент, это отличить натуральную кожу от кожзаменителя, корову от крокодила, нубук от замши, а шевро - это вроде как коза. Уже ближе к диплому на каком-то экзамене мне показали кожу страуса и спросили, что за кожа. Я такая «…Эээ?» Мне подсказали «ну, курицу замороженную видела? У нее кожа в пупырышках, от ощипанных перьев. Эта кожа похожа на следы от перьев? Значит это кожа какой птицы?» ну тут я уже догадалась что страус. Если честно, мне было немного стыдно что я этого не знала.
Антропология, оборудование и всякие химические знания по технологии? Я только на третьем курсе поняла, что конкретно делать с обувной колодкой)
Потом, уже после универа пришлось все учить заново, когда реально понадобилось и пришлось со всем этим столкнуться лицом к лицу (и бахтарме=)). И про технологию, и про материалы, и инструменты с оборудованием, и кстати, научилась обращаться к ГОСТ, реально иногда пригождается. Но какие-то пусть и размытые знания были, я хотя бы знала куда посмотреть и что конкретно искать. И шить училась практически сама, а потом в училище. Но это правда очень большой объем знаний, который где-то засел, и дал мне представление что включает в себя эта профессия.
Теперь про курсы. Курсы — это здорово, это я люблю. Там вы реально можете чему-то научиться, но чему-то конкретному, одному. Курс по построению нижнего белья, курс по fashion иллюстрации, курс как снимать мерки с заказчика, курс по шитью. И это здорово, когда вы знаете, что вам нужно.
И получается, что в универе из вас пытаются сделать универсала. На моем примере: я и обувь могу придумать и сконструировать, и сумку, и перчатки с панамкой, и даже сшить все это могу, и материалы подобрать и как это делать описать и техпроцесс расписать. Конечно, в реальных условиях (в идеальном мире) каждую из этих задач должен решать один специалист, а не один на все задачи. Ну и логика у высшего образования такая: мы вам дали обширные знания в определенной области - дальше сами, вариантов, типа, много.
У курсов логика другая – хочешь научиться рисовать непропорциональных тётенек и одежду на них? – вот, курс по фэшен иллюстрации. Хочешь клатчи определенные шить – вот такой курс. Ремни из кожи делать – пожалуйста, приходите к нам, научим.
И у высшего образования, и у более короткого обучения на курсах есть свои плюсы и минусы. Если вы хотите освоить ремесло, научится делать что-то конкретное – определенно курсы. Ну а если вы хотите связаться с промышленностью, а может и наукой, стать супер-пупер широким специалистов – вам в универ) Но даже в этом случае курсы и самообразование никто не отменял)
Ну или еще крутой способ обучиться ремеслу – идти в подмастерья. Когда я училась в универе, некоторые ребята, мои одногруппники, просто пошли в мастерские по изготовлению обуви на заказ, и всему там научились. Теперь у них свои мастерские. Так что это отличный, проверенный веками способ. Правда звучит не очень престижно. Зато работая непосредственно с мастером, нарабатывая опыт, можно получить столько уникальных знаний, которые ни один универ и тем более курсы не дадут.
Итог. Если вы хотите стать широким специалистом, знать все про все – идите в высшее образование, попутно развивайтесь самостоятельно, пробуйте и экспериментируйте. Хотите научиться шить шоперы, клатчи, белье, кукол – идите на курсы, а потом развивайтесь самостоятельно, пробуйте и экспериментируйте. Хотите освоить классно какое-то ремесло – ищите мастера и идите в обучение к нему, там и напробуетесь и наэксперементируетесь.
А что из университетской программы вам пригодилось в работе? и как вы считаете, нужно ли высшие образование в области дизайна, и конкретно дизайна и конструирования обуви и аксессуаров?