За столетия своего существования азербайджанские ковры завоевали признание во всём мире и вызвали массу подражаний, причём копировали не только орнаменты и технологии ковроткачества, но и целые разновидности ковров, среди которых далеко не последнее место занимают ковры зили, за особенности декора называемые "драконьими коврами".
Хотя большая часть дошедших до нас ковров-зили и датирована концом XIX - началом ХХ веков, их история уходит своими корнями в седую древность не только домонгольского, но и доисламского периода, откуда на ковры пришёл орнамент в виде дракона, который в тюркской мифологии символизировал демона Аждарха, которого мастера-ковроделы затачивали в узор на ковре и вынуждали становиться духом - хранителем очага и семьи, а ковры-зили были его прибежищем, защищавшим хозяев дома от всевозможных напастей как материальных, так и духовных, свою роль сыграло и знакомство азербайджанцев с армянскими драконьими коврами вишапагорги.
Долгое время настенные ковры-зили являлись привилегией исключительно аристократии, в руки простых людей они попадали крайне редко и использовались как награда за особые заслуги перед правителем, только при шахиншахе Персии Аббасе I Великом (1571-1629), помимо всего прочего прославившегося военными победами над Османской империей, зили стали изготовляться массово, служа наглядной агитацией, сообщающей о военных успехах Ирана и его правителя, особое распространение они получили в Карабахе, который Аббас I Великий в 1618 году отбил у турок. Со временем драконьи ковры-зили утратили свой первоначальный смысл оберега, став просто элементом дизайна жилища и оставаясь им по сию пору.