Найти тему
Дикое поле

Драконий ковёр.

За столетия своего существования азербайджанские ковры завоевали признание во всём мире и вызвали массу подражаний, причём копировали не только орнаменты и технологии ковроткачества, но и целые разновидности ковров, среди которых далеко не последнее место занимают ковры зили, за особенности декора называемые "драконьими коврами".

Ковёр зили, Музей азербайджанского ковра, Баку.
Ковёр зили, Музей азербайджанского ковра, Баку.

Хотя большая часть дошедших до нас ковров-зили и датирована концом XIX - началом ХХ веков, их история уходит своими корнями в седую древность не только домонгольского, но и доисламского периода, откуда на ковры пришёл орнамент в виде дракона, который в тюркской мифологии символизировал демона Аждарха, которого мастера-ковроделы затачивали в узор на ковре и вынуждали становиться духом - хранителем очага и семьи, а ковры-зили были его прибежищем, защищавшим хозяев дома от всевозможных напастей как материальных, так и духовных, свою роль сыграло и знакомство азербайджанцев с армянскими драконьими коврами вишапагорги.

Аждарха.
Аждарха.
Драконьи узоры на карабахском ковре-зили.
Драконьи узоры на карабахском ковре-зили.
Армянский ковер вишапагорги.
Армянский ковер вишапагорги.

Долгое время настенные ковры-зили являлись привилегией исключительно аристократии, в руки простых людей они попадали крайне редко и использовались как награда за особые заслуги перед правителем, только при шахиншахе Персии Аббасе I Великом (1571-1629), помимо всего прочего прославившегося военными победами над Османской империей, зили стали изготовляться массово, служа наглядной агитацией, сообщающей о военных успехах Ирана и его правителя, особое распространение они получили в Карабахе, который Аббас I Великий в 1618 году отбил у турок. Со временем драконьи ковры-зили утратили свой первоначальный смысл оберега, став просто элементом дизайна жилища и оставаясь им по сию пору.

Современный ковёр зили.
Современный ковёр зили.