Наша героиня — девушка необычная. Елизавета Красная является искусствоведом и генеалогом из Москвы, автором книги «Герои картин», исследователем загадочного и манящего своей красотой Русского Севера. Удивительно, как легко ей удается совмещать исследования и путешествия по северным землям, ведение популярного в странах СНГ блога в Instagram (к слову, у которого 186 тыс. подписчиков!), а сейчас еще и восстановление деревянного храма Илии Пророка в деревне Сельцо в России. Почему стоит посетить бескрайние просторы Русского Севера? Какие интересные маршруты таят в себе эти земли? И почему же так важно бороться за разрушающееся архитектурное наследие наших предков? Обо всем этом узнали из первых уст.
— Елизавета, что вдохновило вас на путешествия по Русскому Северу? Почему стоит посетить этот далекий край?
— Меня всегда привлекала загадочность и величие Русского Севера. Собственно, я занимаюсь исследованием искусства Русского Севера уже больше 5 лет и езжу в этот регион каждый год. Но каждый раз открываю его с новой стороны. Во-первых, это совершенно невероятная культура, ведь долгое время это был далекий старообрядческий край, живший по своим традициям и устоям, и до сих пор сохранивший эту аутентичность, еще не разрушенную цивилизацией. Во-вторых, это потрясающая природа. Густые леса, бескрайние луга и болота, усыпанные ягодами и грибами. И, конечно же, Русский Север — это люди. Отзывчивые, добрые, душевные, готовые помочь в любой ситуации, накормить обедом и пригласить в баньку.
— В каких городах, деревнях вам приходилось побывать в ходе путешествия? Можете ли вы разрушить какой-либо известный стереотип об этих местах?
Я побывала уже в очень большом количестве северных городов и деревень, могу, например, поделиться моим маршрутом в 2023 году.
Стереотип о регионе один — это медвежий угол, куда не доезжает ни один нормальный путешественник. Это далеко не так. Да, диких территорий и заброшенных деревень на Севере достаточно, это следствие советской программы ликвидации «неперспективных деревень», которую проводили в СССР в 1960-1970-е года. Но сейчас многие деревни обретают вторую жизнь, активные жители строят дома, приезжают волонтеры и защитники архитектуры, проводятся фестивали. Регион все больше оживает, это чувствуется.
— Какова основная цель путешествия для вас? Что изменилось в вашей жизни благодаря Русскому Северу?
— Для меня это большая часть жизни, то, что меня увлекает и наполняет. А еще успокаивает, на Севере удивительно спокойно и размеренно, что сначала даже немного раздражает, особенно, когда приезжаешь из мегаполиса. В этом году я ездила по Поонежью и Кенозерью, смотрела деревянные храмы с расписными небесами. Небеса — это характерные для северной архитектуры потолки, состоящие из деревянных граней, расходящихся лучами из самой высокой точки — медальона. На каждой грани неба написаны фигуры святых на фоне небесной стихии с облаками и звездами, в медальоне помещается Спаситель. Поверьте, это непередаваемые впечатления, когда вы заходите в храм, поднимаете голову и оказываетесь буквально на расстоянии вытянутой руки от святых.
— Расскажите о местных жителях: об обычаях и культуре этих людей.
— Думаю, одним из ключевых аспектов культуры местных жителей является их прочная связь с природой. Большинство ведут сельское хозяйство, занимается рыболовством, собирает грибы и ягоды. Люди живут в гармонии с природой и традицями своих предков. Местные обычаи и ритуалы передаются из поколения в поколение. Например, народные песни и танцы до сих пор исполняются на праздниках, свадьбах и народных гуляниях. Местные продолжают жить в древних традиционных домах типа «глаголь» или «кошель», совмещающие под одной крышей скотный двор и жилые помещения.
— Елизавета, вы являетесь сооснователем благотворительного фонда «Душа Севера». Что главное в его миссии?
— Главное — это спасти и отреставрировать деревянный храм Илии Пророка в деревне Сельцо. Собственно, на это и направлены основные силы и средства нашего фонда. Но также мы рассказываем о русской культуре и хотим создать сообщество влюбленных в Русский Север. Чтобы возвращать жизнь в северные деревни и храмы, сохранять нашу культуру и идентичность, восстанавливать связь с корнями и историей.
— Почему вы решили заняться реставрацией именно деревянного храма Илии Пророка? Каким видите храм после восстановления?
— Это было не простое и не быстрое решение, ведь храм Илии Пророка в крайне аварийном состоянии, это откровенно сложный памятник для реставрации, требующий большого внимания и вложений. Я долго думала, браться ли за него или пойти по более простому пути. Но в итоге не смогла от него отказаться, он буквально не отпускал меня. Выразительный высокий шатер-свечка, декоративные элементы, напоминающие пилястры, живописное расположение в полях. Я буквально не смогла жить с мыслью, что он может разрушиться в любой момент и больше его никто не увидит. Поэтому, решение было принято окончательно и бесповоротно — реставрируем именно его. И я уверена, что когда реставрация закончится, начнется новый этап в жизни района и местных жителей! К нему потянутся туристы, вокруг заиграет жизнь, откроется музей народных промыслов, появится ярмарка фермерских продуктов. В моих мечтах все выглядит именно так, и я уверена, что мечты должны сбыться.
— Почему очень важно сохранять культурное наследие наших предков?
— Культурное наследие — это неотъемлемая часть идентичности народа, его истории и традиций. Благодаря сохранению и продвижению культурных ценностей предков мы можем лучше понять себя, свое прошлое и свои корни. Культура наших предков помогает нам сформировать нашу личность, ценности и взгляды на мир, оставляет след в нашем сознании. Сохранение культурного наследия оказывает положительное влияние на психологическое и эмоциональное благополучие. Изучение и практика традиций наших предков помогает нам поддерживать связь с нашим прошлым, чувствовать себя связанными с нашими корнями и чувствовать гордость за нашу историю. Это способствует нашему самоощущению, самоуважению и пониманию себя как части прошлого и будущего народа.
— Вы бывали когда-нибудь в Беларуси? Что можете сказать об этой стране, например, об архитектуре таких старинных городов, как Полоцк, где находится одна из важнейших православных святынь — Софийский собор. У нас государство берет инициативу по восстановлению храмов и монастырей в свои руки. Что Вы думаете на этот счет?
— Да, я бывала в Беларуси однажды, но только в Минске, а о других исторических достопримечательностях лишь читала. Я считаю, что когда государство принимает инициативу по восстановлению исторических храмов и монастырей, это замечательно, это позволяет сохранить и передать будущим поколениям богатое культурное наследие. И я искренне рада, что в Беларуси проводится такая политика!
Автор: Анастасия Кубарева