Найти тему

Стоп, не снято: почему в США проходит первая за 40 лет забастовка киношников?

Оглавление

Релиз сотен сериалов и многочисленных фильмов сдвинут вправо на месяцы, если не на годы. Зрители негодуют, руководство студий переводит съёмки наиболее важных проектов (например, «Дом дракона» собираются частично релоцировать) за границу. Что вообще происходит-то?

Всё дело — в разразившейся впервые с 1980 года забастовка профильного профсоюза киноартистов, Гильдии киноактёров.

Что произошло?

Американская гильдия киноактёров решила принять участие в уже начавшейся ранее забастовке коллектива сценаристов: обоим этим профессиональным союзам не удалось урегулировать свои взаимоотношения с влиятельным Альянсом кино- и телевизионных продюсеров.

-2

Этот мегаальянс разом представляет интересы 9 крупнейших американских производителей мультимедийного контента, в том числе:

  • Netflix;
  • Amazon;
  • Apple;
  • Disney;
  • Discovery-Warner;
  • NBC Universal;
  • Paramount;
  • Sony.

Достигнуть компромисса между собой им не удалось.

Сценаристы и актёры (вернее, их полномочные делегаты) опубликовали заявление о том, что они начинают забастовку. Уже в начале прошлого месяца в результате консультативного опроса членов обоих профсоюзов стало известно: 97% из 65 тысяч входящих в профсоюзы артистов и 92% из 11 тысяч сценаристов решили продолжать борьбу.

Фрэн Дрешер
Фрэн Дрешер

Начало было положено 14 июля, когда Френ Дрешер, председатель Гильдии киноактёров, а также артистов ТВ и радио заявила: они начинают забастовку. В тот же день члены профсоюза следом за сценаристами вышли в пикеты, митинги и другие акции у зданий офисов, которые занимают воротилы мультимедийного бизнеса.

Среди активистов преобладают артисты среднего звена или массовки, но то и дело мелькают мастера сцены, вроде Джорджа Клуни и других лидеров общественного мнения, способных обратить на протесты внимание публики и широкой общественности.

Что спровоцировало забастовку?

Основным поводом к началу активных действий протестантов стало сообщение о том, что руководителю «Диснея» Бобби Айгеру повысили заработную плату — всего на каких-нибудь 10 миллионов долларов, с 15 до 25 миллионов.

Боб Айгер
Боб Айгер

И это — на фоне ничтожно малых зачастую заработных плат и отчислений рядовых актёров сериалов, да и остальных работников сцены и прилежащих к ней территорий.

Что интересно: принято считать, что уж кому-кому, а киноактёрам о медицинской страховке беспокоиться не приходится. Как бы не так! Для того, чтобы получить страховку, необходимо заработать минимум 26,5 млн долларов в качестве актёра.

-5

И ни баксом меньше: так, пролетевшая мимо целевого показателя на 13$ (!) Шерон Стоун также не смогла получить страховку, несмотря на звёздный статус и миллионные гонорары в прошлом.

Почему так?

Некоторые актёры в соответствии с заключёнными десятилетия назад контрактами со студиями не получают за съёмки гонораров в традиционном формате.

-6

Вместо этого им выплачивают роялти за демонстрацию по ТВ (в том числе — повторную, хотя некоторые телеканалы умудряются и тут сэкономить, приобретая право на демонстрацию в течение года и бесконечно повторяя серии без демонстрации финального эпизода: в этом случае «прогон» считается как бы незавершенным, и всё это идёт в кассу в качестве одной демонстрации).

Кроме того, есть сложность с онлайн-стримингами: в некоторых случаях актёры не получают за них ничего, в других — явно смехотворные десятки долларов (притом, что студии на повторной демонстрации контента могут получать десятки тысяч).

Так чего ж тебе надо, актер?

Требования бастующих известны и многократно разобраны в различных европейских и американских профильных и общественно-политических изданиях. Если коротко, то хлеба и ещё раз хлеба.

-7

В частности, речь идёт о:

  • Повышении на 58% гонораров для исполнителей главных ролей;
  • Возможности обеспечить защиту и гарантию прав актёров от обработки фотографий и видеоматериалов при помощи генеративного искусственного интеллекта. Артисты считают, что студии должны в обязательном порядке получать согласие на использование контента с их изображением, однако производители мультимедиаконтента считают иначе. Сейчас артист массовки получает гонорар за единственный съёмочный день, после чего студия может делать с его оцифрованным образом всё, что посчитает нужным, вводить в бой одних и тех же «солдат» хоть десять эпизодов, хоть десять сезонов. И зарабатывать на этом большие деньги, между прочим;
  • Урегулировании вопросов, связанных с изготовлением роликов с самопробами. Сейчас актёр, предполагающий для себя участие в проекте, должен за свой счёт и своими силами (либо с привлечением профессионалов) изготовить материал, что заметно увеличивает финансовое обременение для него — и не даёт никаких гарантий кроме скупого «мы вам перезвоним».
Актеры на съемочной площадке
Актеры на съемочной площадке

Профсоюз считает, что продюсеры намеренно игнорируют научно-технический прогресс в части, связанной с охраной интересов актёров второго плана и массовки — при этом не забывая сокращать свои издержки за счёт того же самого научно-технического прогресса.

При этом в среднем продолжительность одного сериального или полнометражного проекта сократилась на 20-30%: при неизменном уровне затрат на то, чтобы трудоустроиться, артисты получают меньшие гонорары, а новые поиски работы требуют всё возрастающих затрат.

Чем всё это дело обернётся для киноиндустрии?

Некоторые актёры, например, Мэтт Деймон и Эмили Блант, задействованные в «Оппенгеймере», ушли с премьерных показов, чтобы поддержать протесты коллег; некоторые другие даже решились в принципе покинуть проекты, в которых снимались.

Мэтт Дэймон
Мэтт Дэймон

Согласно правилам профсоюзов, участники не могут сниматься или озвучивать кино или мультфильмы, заниматься преподаванием или раскруткой фильмов со своим участием.

Всё это нанесло по отрасли достаточно серьёзный удар: одни релизы были отодвинуты на несколько месяцев, другие остановлены на определённый срок или даже отменены насовсем.

Телеканал CNN
Телеканал CNN

Руководство CNN считает, что бастовать артисты могут до осени, а пессимистичная оценка ещё менее благоприятна для продюсерской диктатуры и кинолюбителей: согласно этой версии, продолжения работы над проектами крупнейших студий не следует ждать раньше следующего года.

Есть ли у бастующих шансы на успех?

Вопрос неоднозначный: профсоюзы из года в год теряют власть над умами американцев. Времена, когда забастовки сталеваров, горняков, сельскохозяйственных рабочих, докеров сотрясали Америку и заставляли работодателей менять своё отношение к производительному труду и прислушиваться к интересам рабочих, прошли.

-11

Киноактёры и сценаристы на первый взгляд выпадают из общего ряда: это люди творческие, представители интеллектуального труда. С другой стороны, их интересы также нуждаются в защите.

История знает несколько забастовок киноактёров в США: в середине 30-х, в начале 60-х, а последняя, вызванная распространением записей на видеокассетах — в 1980-х. Она продлилась 14 часов, после чего все пришли к согласию.
Рональд Рейган
Рональд Рейган

Наш случай больше напоминает 1960-е: тогда актёры и авторы сценариев бастовали вместе, причём SAG-AFTRA находился тогда под руководством талантливого актёра и будущего президента Америки Рональда Рейгана.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

10 ключевых отличий российской и американской медицины

Почему в России, где так много морей, рек и океанов, такая дорогая рыба?

Неочевидная причина, почему губительная для Европы чума практически не навредила России

10 профессий, которые отходят в прошлое уже сейчас (и вряд ли сохранятся)

Почему в старину молодые невесты так часто топились?