Релиз сотен сериалов и многочисленных фильмов сдвинут вправо на месяцы, если не на годы. Зрители негодуют, руководство студий переводит съёмки наиболее важных проектов (например, «Дом дракона» собираются частично релоцировать) за границу. Что вообще происходит-то?
Всё дело — в разразившейся впервые с 1980 года забастовка профильного профсоюза киноартистов, Гильдии киноактёров.
Что произошло?
Американская гильдия киноактёров решила принять участие в уже начавшейся ранее забастовке коллектива сценаристов: обоим этим профессиональным союзам не удалось урегулировать свои взаимоотношения с влиятельным Альянсом кино- и телевизионных продюсеров.
Этот мегаальянс разом представляет интересы 9 крупнейших американских производителей мультимедийного контента, в том числе:
- Netflix;
- Amazon;
- Apple;
- Disney;
- Discovery-Warner;
- NBC Universal;
- Paramount;
- Sony.
Достигнуть компромисса между собой им не удалось.
Сценаристы и актёры (вернее, их полномочные делегаты) опубликовали заявление о том, что они начинают забастовку. Уже в начале прошлого месяца в результате консультативного опроса членов обоих профсоюзов стало известно: 97% из 65 тысяч входящих в профсоюзы артистов и 92% из 11 тысяч сценаристов решили продолжать борьбу.
Начало было положено 14 июля, когда Френ Дрешер, председатель Гильдии киноактёров, а также артистов ТВ и радио заявила: они начинают забастовку. В тот же день члены профсоюза следом за сценаристами вышли в пикеты, митинги и другие акции у зданий офисов, которые занимают воротилы мультимедийного бизнеса.
Среди активистов преобладают артисты среднего звена или массовки, но то и дело мелькают мастера сцены, вроде Джорджа Клуни и других лидеров общественного мнения, способных обратить на протесты внимание публики и широкой общественности.
Что спровоцировало забастовку?
Основным поводом к началу активных действий протестантов стало сообщение о том, что руководителю «Диснея» Бобби Айгеру повысили заработную плату — всего на каких-нибудь 10 миллионов долларов, с 15 до 25 миллионов.
И это — на фоне ничтожно малых зачастую заработных плат и отчислений рядовых актёров сериалов, да и остальных работников сцены и прилежащих к ней территорий.
Что интересно: принято считать, что уж кому-кому, а киноактёрам о медицинской страховке беспокоиться не приходится. Как бы не так! Для того, чтобы получить страховку, необходимо заработать минимум 26,5 млн долларов в качестве актёра.
И ни баксом меньше: так, пролетевшая мимо целевого показателя на 13$ (!) Шерон Стоун также не смогла получить страховку, несмотря на звёздный статус и миллионные гонорары в прошлом.
Почему так?
Некоторые актёры в соответствии с заключёнными десятилетия назад контрактами со студиями не получают за съёмки гонораров в традиционном формате.
Вместо этого им выплачивают роялти за демонстрацию по ТВ (в том числе — повторную, хотя некоторые телеканалы умудряются и тут сэкономить, приобретая право на демонстрацию в течение года и бесконечно повторяя серии без демонстрации финального эпизода: в этом случае «прогон» считается как бы незавершенным, и всё это идёт в кассу в качестве одной демонстрации).
Кроме того, есть сложность с онлайн-стримингами: в некоторых случаях актёры не получают за них ничего, в других — явно смехотворные десятки долларов (притом, что студии на повторной демонстрации контента могут получать десятки тысяч).
Так чего ж тебе надо, актер?
Требования бастующих известны и многократно разобраны в различных европейских и американских профильных и общественно-политических изданиях. Если коротко, то хлеба и ещё раз хлеба.
В частности, речь идёт о:
- Повышении на 58% гонораров для исполнителей главных ролей;
- Возможности обеспечить защиту и гарантию прав актёров от обработки фотографий и видеоматериалов при помощи генеративного искусственного интеллекта. Артисты считают, что студии должны в обязательном порядке получать согласие на использование контента с их изображением, однако производители мультимедиаконтента считают иначе. Сейчас артист массовки получает гонорар за единственный съёмочный день, после чего студия может делать с его оцифрованным образом всё, что посчитает нужным, вводить в бой одних и тех же «солдат» хоть десять эпизодов, хоть десять сезонов. И зарабатывать на этом большие деньги, между прочим;
- Урегулировании вопросов, связанных с изготовлением роликов с самопробами. Сейчас актёр, предполагающий для себя участие в проекте, должен за свой счёт и своими силами (либо с привлечением профессионалов) изготовить материал, что заметно увеличивает финансовое обременение для него — и не даёт никаких гарантий кроме скупого «мы вам перезвоним».
Профсоюз считает, что продюсеры намеренно игнорируют научно-технический прогресс в части, связанной с охраной интересов актёров второго плана и массовки — при этом не забывая сокращать свои издержки за счёт того же самого научно-технического прогресса.
При этом в среднем продолжительность одного сериального или полнометражного проекта сократилась на 20-30%: при неизменном уровне затрат на то, чтобы трудоустроиться, артисты получают меньшие гонорары, а новые поиски работы требуют всё возрастающих затрат.
Чем всё это дело обернётся для киноиндустрии?
Некоторые актёры, например, Мэтт Деймон и Эмили Блант, задействованные в «Оппенгеймере», ушли с премьерных показов, чтобы поддержать протесты коллег; некоторые другие даже решились в принципе покинуть проекты, в которых снимались.
Согласно правилам профсоюзов, участники не могут сниматься или озвучивать кино или мультфильмы, заниматься преподаванием или раскруткой фильмов со своим участием.
Всё это нанесло по отрасли достаточно серьёзный удар: одни релизы были отодвинуты на несколько месяцев, другие остановлены на определённый срок или даже отменены насовсем.
Руководство CNN считает, что бастовать артисты могут до осени, а пессимистичная оценка ещё менее благоприятна для продюсерской диктатуры и кинолюбителей: согласно этой версии, продолжения работы над проектами крупнейших студий не следует ждать раньше следующего года.
Есть ли у бастующих шансы на успех?
Вопрос неоднозначный: профсоюзы из года в год теряют власть над умами американцев. Времена, когда забастовки сталеваров, горняков, сельскохозяйственных рабочих, докеров сотрясали Америку и заставляли работодателей менять своё отношение к производительному труду и прислушиваться к интересам рабочих, прошли.
Киноактёры и сценаристы на первый взгляд выпадают из общего ряда: это люди творческие, представители интеллектуального труда. С другой стороны, их интересы также нуждаются в защите.
История знает несколько забастовок киноактёров в США: в середине 30-х, в начале 60-х, а последняя, вызванная распространением записей на видеокассетах — в 1980-х. Она продлилась 14 часов, после чего все пришли к согласию.
Наш случай больше напоминает 1960-е: тогда актёры и авторы сценариев бастовали вместе, причём SAG-AFTRA находился тогда под руководством талантливого актёра и будущего президента Америки Рональда Рейгана.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ 10 ключевых отличий российской и американской медицины
✅ Почему в России, где так много морей, рек и океанов, такая дорогая рыба?
✅ Неочевидная причина, почему губительная для Европы чума практически не навредила России
✅ 10 профессий, которые отходят в прошлое уже сейчас (и вряд ли сохранятся)
✅ Почему в старину молодые невесты так часто топились?