Найти тему
Байки у камелька

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Прошло каких-то 26 лет и мы, наконец, доехали до знаменитой Знаменской церкви под Подольском, в 30 минутах от нашей дачи.

А ведь церковь уникальная, единственная в своем роде, памятник находящийся под эгидой ЮНЕСКО.

-2

Я, конечно, видела фотографии, но реальное строение меня потрясло. Столпообразное белокаменное здание, выполненное в стиле барокко, поднято на высокий цоколь и окружено открытой галереей, декорированной белокаменным кружевом из цветов, фруктов, кистей и цветов. Изящная восьмигранная башня церкви увенчана золоченой металлической короной.

-3

Фасады храма богато украшены скульптурами святых и ангелов, цветочным и растительным орнаментом, стены четырехлепесткового яруса – бриллиантовым рустом. Просто непонятно, как он прошел все перипетии нашей нелегкой истории и сохранился в первозданном виде.

-4

Ведь годы ее строительства 1690-1699, освещена в 1704. На освящение приезжал сам Петр I с 13-летним сыном Алексеем. И праздненства длились неделю.

Так строили на Руси? Насколько я помню, в провославных храмах не ставят статуи, приравнивая это к идолопоклонничеству. И уж точно в наших церквях нет культа тела, которое пусть в фигурках ангелочков, но бросается в глаза при виде прекрасного скульптурного внутреннего интерьера храма. Эта церковь просто кричит о своей принадлежности к католичеству.

-5

-6

Ангелочки
Ангелочки

-8

В принципе, это никто и не скрывает, на груди Иоанна Златоуста, встречающего вас у входа в церковь, висит католический крест.

Но как рядом с православной Москвой в конце 17в мог быть построен католический храм? Его архитектуру сравнивают кто с южно-германской, кто с южно-французкой, кто со шведским борокко. Французский историк искусства Луи Рео́ считал, что церковь имеет оттенки иезуитства и сравнивал церковь с гигантской погремушкой из слоновой кости, простой диковинкой, построенной вычурным боярином — любителем западничества, желавшим соперничать с великими польскими магнатами.

-9

Это стиль называют Роккоко. Церкви в стиле рококо в России встречаются нечасто, например Собор Воскресения Христова на Крови (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге. При взгляде на Церковь Знамения вспоминаются храмы Северной столицы так же богато украшенные скульптурными композициями.

Обилие скульптуры в церкви Знамения сейчас объясняют тем, что уже после освящения храма святейший Синод запретил украшать скульптурой православные храмы. И храм стал уникальным. В таком случае где же культовые сооружения, постоенные, когда это было разрешено? И как? если в писании сказано: «Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литаго лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение? Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет. А Господь - во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!»  ( Авв. 2:18-20 ).

-10

-11

История строительства храма тоже какая-то мутная. Не известно ни имени архитектора, ни кто строил. Считается, что приглашали итальянских мастеров а внутреннее убранство дело рук мастеров Московского кремля.

Впервые описание Знаменской церкви встречается в рукописи священника села Дубровицы Сергия Романовского "Вероятное известие о знаменитом Храме Московской Губернии Подольской округи в селе Дубровицах … ", в 1784 году (то есть спустя 80 лет после освящения церкви). О строительстве церкви в Дубровицах, длившемся более 10 лет, не сообщал в своих бумагах и сам князь Борис Голицын.

-12

Знаменская церковь в Дубровицах — памятник событиям 1689 года, когда Софья подняла стрельцов против молодого Петра. Борис Голицын был ревностнейший приверженец Петра, любимец его, но среди бунтовщиков оказался его двоюродный брат Василий Голицын. И обвинение в измене ложилось пятном на весь род Голицыных. Как писал историк Николай Костомаров: Борис Голицын, принявши от главы стрелецкого приказа Шакловитого последнее признание, не показал его тотчас Петру, чтоб уничтожить из признания то, что касалось Василия Голицына; но Нарышкины донесли об этом царю. Борис извинялся перед царем, что было уже поздно и он по этой причине не показал бумаги тотчас. Петр не лишил его милости и доверия, но царица Наталья и Нарышкины питали к нему за это злобу…

Борису Алексеевичу было велено уехать из Москвы и жить безвылазно в своих подмосковных вотчинах, к числу которых и относились Дубровицы. Однако весною 1690 года молодой царь вызвал своего опального наставника в Москву и наградил его боярским званием. Видимо, остыл, а может быть, соскучился по одному из немногих истинно преданных людей.

Это внезапное расположение Петра и послужило главной причиной для закладки в Дубровицах роскошного храма, состоявшейся 22 июля 1690 года. А чем еще можно было порадовать юного царя, большого поклонника Европы, как ни европейской постройкой?

Кем же был Борис Голицын?

"Бориса Алексеевич Голицына в детстве определили вместе с оставшимся сиротой двоюродным братом Василием в стольники к царевичу Федору Алексеевичу. Вместе с наследником престола и другими царскими детьми Голицыны обучались разнообразным наукам и языкам у знаменитого общественного и церковного деятеля, писателя и поэта Симеона Полоцкого, одного из инициаторов создания в Москве Славяно-греко-латинской академии. Пройдя в юности такую школу, Василий Васильевич и Борис Алексеевич Голицыны не были похожи на типичных русских бояр. Им присущи были европейские манеры, они покровительствовали изящным искусствам, легко изъяснялись на иностранных языках."

А.М. Тарунов "Дубровицы"

Непростая языковая ситуация при дворе в конце XVII в. отражена в Письме кн. Б.А. Голицына царю Петру I 1696 г.:

Адрес: Min Her Capteinu.

Текст письма: «Min Her Capitaneus Capitanus, ut salutes ex annos multos. Бью челом много за милость твою, что соизволил приветить милостию капitанскою. Но впредь пиши и сам, не ленись; и сам, порутчик, ты чаешь, что только дела, что у тебя, а у нас бутто и нет. Ты забавляесся в деле, а я в питии; то все одно дело. От Кирила, государь, ведомости нет. С Москвы, апреля 24 дня. Liutenant Бориска. Odmiral zdrawstwui».

Из книги Письма и бумаги императора Петра Великого: Том 1 (1688-1701)

В «Истории Петра Великого» Александра Густавовича Брикнера есть эпизод, имеющий отношение к Борису Алексеевичу Голицыну. В пятой главе, описывается положение князя Голицына при юном Петре, его связи с иноземцами и знание языков, и историк упоминает изданную в Оксфорде в 1696 году грамматику русского языка Лудольфа «Grammatica Russica» посвященную князю Борису.

Становится понятно тяготение Голицына к католичеству и его желание построить в своей вотчине католический храм.

Но меня удивил еще и нездешний облик статуй. Все они с большими головами, длинными телами и короткими ногами. Это становиться видно на статуях с согнутыми коленями. Кроме этого у многих большие покатые лбы, широкие носы и глубоко запавшие глаза, либо носы без переносицы.

Евангелист Матвей
Евангелист Матвей

-14

-15

-16

Интересно, с кого лепили эти горельефы? Если известно, что их лепили прямо на стене. С крестьян соседних деревень? Как-то не похоже. Лично у меня сложилось ощущение, что эти люди совсем не похожи на нас.

Еще в храме много сюжетов, коротые напоминают языческие.

-17

Это евангелист , но это я прочла позже. А увидев данный горельеф, решила, что это бог северного ветра Борей. А остальные боги прочих ветров: Зефир, Нот и Эвр. Но нет, это оказались евангелисты со своими символами. Это Лука со своим символом тельцом.

-18

Иоанн со своим образом орла.

-19

Матфей с символом ангела.

-20

Марк с символом льва.

Статуи этих же евангелистов стояли раньше вокруг храма. Сейчас сохранились три, только одна с головой. Но существуют дореволюционные фото этих статуй.

-21

Выше приведено его фото в современном виде: это самая сохранившаяся статуя.

-22

-23

-24

На стенах церкви показаны библейские сюжеты и сцены из Евангелие.

Несение креста
Несение креста

Распятие
Распятие

Я никогда раньше не видела, чтобы рядом с Христом размещали разбойников, казненных одновременно с ним. Причем посмотрите, они привязаны к своим крестам, а не прибиты.

Положение во гроб
Положение во гроб

Вознесение
Вознесение

Ярусом выше идет следующий пояс барельефов. Над "Вознесением" находится "Коронование Богоматери"

Фото нач XXв.
Фото нач XXв.

Но православная церковь не признает истинности факта коронования Девы Марии. Корону над Богоматерью поддерживают Христос с крестом и бог Саваоф с державой или Бог Отец.

-30

-31

-32

Еще выше представлены ангелы. Нашла только старинные фото.

-33

Аарон с кадилом

-34

Захария со свитком

-35

Они- первосвященники. Но мне эти фигуры гораздо больше напоминают храмы Римской империи, чем христианские.

-36

Интересен и треугольник над головой Бога Отца.

В церкви восстановлен великолепный иконостас.

-37

-38

Бросается в глаза интересная деталь:

-39

Луна под ногами Девы Марии и непонятный диск под ногами Иисуса Христа. Это что? Опять отголоски язычества?

Современные поклонники масонских историй верят в то, что храм имеет масонскую символику, а в его фундаменте даже спрятана шпага самого магистра Ордена тамплиеров Жака Моле. В усадьбе Дубровицы берет начало история тайной организации «Ордена русских рыцарей», основателем которой стал Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов, один из поздних хозяев усадьбы. Возможно, в связи с этим и появились страсти и легенды вокруг этого необычного храма. Например, многих удивляет, почему в основании храм напоминает крест Тамплиеров, почему среди многочисленных фигур, украшающих храм, можно увидеть птицу Феникс, символизирующую возрождение магистра Ордена тамплиеров Жака Моле и, наконец, почему и для кого в самом храме появились надписи на латыни? 

-40

В общем многое в церкви Знамения мне показалось странным. Но она прекрасна.

И место, где стоит церковь- в излучине двух рек Пахры и Десны, вполне вероятно выбрано не случайно. Создается впечатление, что это не холм, а засыпанные старинные укрепления.

-41

-42