Прошло каких-то 26 лет и мы, наконец, доехали до знаменитой Знаменской церкви под Подольском, в 30 минутах от нашей дачи.
А ведь церковь уникальная, единственная в своем роде, памятник находящийся под эгидой ЮНЕСКО.
Я, конечно, видела фотографии, но реальное строение меня потрясло. Столпообразное белокаменное здание, выполненное в стиле барокко, поднято на высокий цоколь и окружено открытой галереей, декорированной белокаменным кружевом из цветов, фруктов, кистей и цветов. Изящная восьмигранная башня церкви увенчана золоченой металлической короной.
Фасады храма богато украшены скульптурами святых и ангелов, цветочным и растительным орнаментом, стены четырехлепесткового яруса – бриллиантовым рустом. Просто непонятно, как он прошел все перипетии нашей нелегкой истории и сохранился в первозданном виде.
Ведь годы ее строительства 1690-1699, освещена в 1704. На освящение приезжал сам Петр I с 13-летним сыном Алексеем. И праздненства длились неделю.
Так строили на Руси? Насколько я помню, в провославных храмах не ставят статуи, приравнивая это к идолопоклонничеству. И уж точно в наших церквях нет культа тела, которое пусть в фигурках ангелочков, но бросается в глаза при виде прекрасного скульптурного внутреннего интерьера храма. Эта церковь просто кричит о своей принадлежности к католичеству.
В принципе, это никто и не скрывает, на груди Иоанна Златоуста, встречающего вас у входа в церковь, висит католический крест.
Но как рядом с православной Москвой в конце 17в мог быть построен католический храм? Его архитектуру сравнивают кто с южно-германской, кто с южно-французкой, кто со шведским борокко. Французский историк искусства Луи Рео́ считал, что церковь имеет оттенки иезуитства и сравнивал церковь с гигантской погремушкой из слоновой кости, простой диковинкой, построенной вычурным боярином — любителем западничества, желавшим соперничать с великими польскими магнатами.
Это стиль называют Роккоко. Церкви в стиле рококо в России встречаются нечасто, например Собор Воскресения Христова на Крови (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге. При взгляде на Церковь Знамения вспоминаются храмы Северной столицы так же богато украшенные скульптурными композициями.
Обилие скульптуры в церкви Знамения сейчас объясняют тем, что уже после освящения храма святейший Синод запретил украшать скульптурой православные храмы. И храм стал уникальным. В таком случае где же культовые сооружения, постоенные, когда это было разрешено? И как? если в писании сказано: «Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литаго лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение? Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет. А Господь - во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» ( Авв. 2:18-20 ).
История строительства храма тоже какая-то мутная. Не известно ни имени архитектора, ни кто строил. Считается, что приглашали итальянских мастеров а внутреннее убранство дело рук мастеров Московского кремля.
Впервые описание Знаменской церкви встречается в рукописи священника села Дубровицы Сергия Романовского "Вероятное известие о знаменитом Храме Московской Губернии Подольской округи в селе Дубровицах … ", в 1784 году (то есть спустя 80 лет после освящения церкви). О строительстве церкви в Дубровицах, длившемся более 10 лет, не сообщал в своих бумагах и сам князь Борис Голицын.
Знаменская церковь в Дубровицах — памятник событиям 1689 года, когда Софья подняла стрельцов против молодого Петра. Борис Голицын был ревностнейший приверженец Петра, любимец его, но среди бунтовщиков оказался его двоюродный брат Василий Голицын. И обвинение в измене ложилось пятном на весь род Голицыных. Как писал историк Николай Костомаров: Борис Голицын, принявши от главы стрелецкого приказа Шакловитого последнее признание, не показал его тотчас Петру, чтоб уничтожить из признания то, что касалось Василия Голицына; но Нарышкины донесли об этом царю. Борис извинялся перед царем, что было уже поздно и он по этой причине не показал бумаги тотчас. Петр не лишил его милости и доверия, но царица Наталья и Нарышкины питали к нему за это злобу…
Борису Алексеевичу было велено уехать из Москвы и жить безвылазно в своих подмосковных вотчинах, к числу которых и относились Дубровицы. Однако весною 1690 года молодой царь вызвал своего опального наставника в Москву и наградил его боярским званием. Видимо, остыл, а может быть, соскучился по одному из немногих истинно преданных людей.
Это внезапное расположение Петра и послужило главной причиной для закладки в Дубровицах роскошного храма, состоявшейся 22 июля 1690 года. А чем еще можно было порадовать юного царя, большого поклонника Европы, как ни европейской постройкой?
Кем же был Борис Голицын?
"Бориса Алексеевич Голицына в детстве определили вместе с оставшимся сиротой двоюродным братом Василием в стольники к царевичу Федору Алексеевичу. Вместе с наследником престола и другими царскими детьми Голицыны обучались разнообразным наукам и языкам у знаменитого общественного и церковного деятеля, писателя и поэта Симеона Полоцкого, одного из инициаторов создания в Москве Славяно-греко-латинской академии. Пройдя в юности такую школу, Василий Васильевич и Борис Алексеевич Голицыны не были похожи на типичных русских бояр. Им присущи были европейские манеры, они покровительствовали изящным искусствам, легко изъяснялись на иностранных языках."
Непростая языковая ситуация при дворе в конце XVII в. отражена в Письме кн. Б.А. Голицына царю Петру I 1696 г.:
Адрес: Min Her Capteinu.
Текст письма: «Min Her Capitaneus Capitanus, ut salutes ex annos multos. Бью челом много за милость твою, что соизволил приветить милостию капitанскою. Но впредь пиши и сам, не ленись; и сам, порутчик, ты чаешь, что только дела, что у тебя, а у нас бутто и нет. Ты забавляесся в деле, а я в питии; то все одно дело. От Кирила, государь, ведомости нет. С Москвы, апреля 24 дня. Liutenant Бориска. Odmiral zdrawstwui».
Из книги Письма и бумаги императора Петра Великого: Том 1 (1688-1701)
В «Истории Петра Великого» Александра Густавовича Брикнера есть эпизод, имеющий отношение к Борису Алексеевичу Голицыну. В пятой главе, описывается положение князя Голицына при юном Петре, его связи с иноземцами и знание языков, и историк упоминает изданную в Оксфорде в 1696 году грамматику русского языка Лудольфа «Grammatica Russica» посвященную князю Борису.
Становится понятно тяготение Голицына к католичеству и его желание построить в своей вотчине католический храм.
Но меня удивил еще и нездешний облик статуй. Все они с большими головами, длинными телами и короткими ногами. Это становиться видно на статуях с согнутыми коленями. Кроме этого у многих большие покатые лбы, широкие носы и глубоко запавшие глаза, либо носы без переносицы.
Интересно, с кого лепили эти горельефы? Если известно, что их лепили прямо на стене. С крестьян соседних деревень? Как-то не похоже. Лично у меня сложилось ощущение, что эти люди совсем не похожи на нас.
Еще в храме много сюжетов, коротые напоминают языческие.
Это евангелист , но это я прочла позже. А увидев данный горельеф, решила, что это бог северного ветра Борей. А остальные боги прочих ветров: Зефир, Нот и Эвр. Но нет, это оказались евангелисты со своими символами. Это Лука со своим символом тельцом.
Иоанн со своим образом орла.
Матфей с символом ангела.
Марк с символом льва.
Статуи этих же евангелистов стояли раньше вокруг храма. Сейчас сохранились три, только одна с головой. Но существуют дореволюционные фото этих статуй.
Выше приведено его фото в современном виде: это самая сохранившаяся статуя.
На стенах церкви показаны библейские сюжеты и сцены из Евангелие.
Я никогда раньше не видела, чтобы рядом с Христом размещали разбойников, казненных одновременно с ним. Причем посмотрите, они привязаны к своим крестам, а не прибиты.
Ярусом выше идет следующий пояс барельефов. Над "Вознесением" находится "Коронование Богоматери"
Но православная церковь не признает истинности факта коронования Девы Марии. Корону над Богоматерью поддерживают Христос с крестом и бог Саваоф с державой или Бог Отец.
Еще выше представлены ангелы. Нашла только старинные фото.
Аарон с кадилом
Захария со свитком
Они- первосвященники. Но мне эти фигуры гораздо больше напоминают храмы Римской империи, чем христианские.
Интересен и треугольник над головой Бога Отца.
В церкви восстановлен великолепный иконостас.
Бросается в глаза интересная деталь:
Луна под ногами Девы Марии и непонятный диск под ногами Иисуса Христа. Это что? Опять отголоски язычества?
Современные поклонники масонских историй верят в то, что храм имеет масонскую символику, а в его фундаменте даже спрятана шпага самого магистра Ордена тамплиеров Жака Моле. В усадьбе Дубровицы берет начало история тайной организации «Ордена русских рыцарей», основателем которой стал Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов, один из поздних хозяев усадьбы. Возможно, в связи с этим и появились страсти и легенды вокруг этого необычного храма. Например, многих удивляет, почему в основании храм напоминает крест Тамплиеров, почему среди многочисленных фигур, украшающих храм, можно увидеть птицу Феникс, символизирующую возрождение магистра Ордена тамплиеров Жака Моле и, наконец, почему и для кого в самом храме появились надписи на латыни?
В общем многое в церкви Знамения мне показалось странным. Но она прекрасна.
И место, где стоит церковь- в излучине двух рек Пахры и Десны, вполне вероятно выбрано не случайно. Создается впечатление, что это не холм, а засыпанные старинные укрепления.