Найти тему

Особенности формирования познавательной активности младших школьников

Вопросы развития и повышения познавательной активности младших школьников всегда волновало психологов и педагогов. Это связано с требованиями нового образовательного стандарта, который нацелен на обеспечение у учащихся умения учиться. «Умение учиться» напрямую связано с «желанием учиться». Следовательно, процесс обучения будет проходить эффективнее, если школьники будут не просто получать знания, а проявлять познавательную активность.

Познавательная активность при верной педагогической организации деятельности учащихся и регулярной и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать стабильной чертой личности школьника и оказывает сильное влияние в ходе его развитие.

Познавательная активность определяется через различные компоненты. Одним из главных в этом процессе является познавательный интерес, как двигатель активизации деятельности познания.

Интерес выступает в качестве компонента познавательной активности младших школьников. Познавательный интерес является необходимым элементом развития и повышения познавательной активности школьников, он обладает огромной побудительной силой и заставляет учащихся проявлять стремление к познанию.

Развитие познавательной активности, в исследовании Зимней И.А., способы и методы активизации учебной деятельности – одна из вечных проблем педагогики. В многочисленных статьях, разнообразных исследованиях, научных трактатах она обросла толкованиями, уточнениями, точками зрения, а во ФГОС основной школы она обозначена как одна из центральных педагогических проблем.

В исследованиях Петерсона Л.Г. проблема развития познавательной активности школьников описана как одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.

Познавательная активность, в исследовании Шамовой Т.И., выражается в движении самого мотива человека (и, тем более младшего школьника) осваивать новое, непривычное, очевидно требующее труда и усилий для присоединения к имеющейся базе данных в долговременной памяти; в возникновении чувства именно самостоятельного эвристического поиска, даже в случае решения уже известной задачи.

Младший школьный возраст имеет большой потенциал для развития желания познавать окружающий мир. Учитывая, что основной деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, её организация является одной из важнейших проблем в современной начальной школе. Д.Б. Эльконин говорил, что «учебная деятельность является ведущей в школьном возрасте, потому что, во-первых, через неё осуществляются основные отношения ребёнка с обществом; во-вторых, в ней осуществляется как формирование основных качеств личности ребёнка школьного возраста, так и отдельных психологических процессов».

Под действием интереса развивается мыслительная активность,выражающаяся в большом количестве вопросов, с которыми школьник,например, обращается к учителю, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Поиск и чтение литературы в интересующей области, выбор определенных форм внеклассной работы, удовлетворяющих его интерес, - все это создает и совершенствует личность школьника.

На практике постоянно приходится иметь дело с проблемами, связанными с познавательной активностью. Однако, как утверждает Селиванов В.С., нередко эти проблемы связаны с неадекватными ожиданиями взрослых: от школьников ждут, с одной стороны, того, что не соответствует их возрастным особенностям, а с другой - того, формированием чего не только никогда не занимались, но даже, в определенном смысле, создавали условия, препятствующие такому развитию.

Ещё одним важным свойством познавательной активности является то, что в младшем школьном возрасте она зарождает рефлексию и осознание изменений в саморазвитии в учебной деятельности. Учащиеся развивают способность регулировать и управлять своим поведением. Овладение комплексом универсальных учебных действий является основой познавательной активности детей младшего школьного возраста.

Для того, чтобы понять, как происходит развитие и повышение познавательной активности, необходимо рассмотреть уровни данного процесса.

Учёные используют различные методы для исследования уровней познавательной активности и самостоятельности. Так, Д.Б. Богоявленская вместо термина «познавательная активность» использует термин «интеллектуальная активность», имея ввиду личностные свойства, выступающие в единстве познавательных и мотивационных факторов. Д.Б. Богоявленская выделила три главных уровня познавательной активности.

  1. Репродуктивный уровень. Нижняя граница выражается в полной пассивности и инертности. Верхняя граница – ярко выраженный интерес к деятельности. При этом данному уровню характерны полное отсутствие обобщений, выходящих за рамки знакомых и усвоенных способов действий; сокращение времени на решение задач в основном за счёт тренировок; резкое увеличение времени решения при неожиданных вариантах.
  2. Эвристический уровень содержит в себе стремление усовершенствовать выполняемую деятельность, находить новые способы решения. Время сокращается главным образом за счет формальных приемов.
  3. Креативный уровень – это высший уровень познавательной активности. Для данного уровня характеры проявления инициативы в постановке задач, стремление к выяснению причинных связей и зависимостей.

В понимании М.П. Михневича структура познавательной активности представляет собой совокупность мотивационного, содержательно, процессуального и эмоциональных компонентов.

Т.Л. Павловец считает, что познавательная потребность в обучении и саморегуляция познавательной деятельности выступают основными компонентами познавательной активности.

Из всего вышеперечисленного можно дать характеристику уровням развития познавательной активности.

  1. Нулевой уровень – учащийся с нежеланием реагирует на требования и просьбы учителя, пассивен, не проявляется желание к самостоятельной работе.
  2. Низкий уровень – данный уровень характеризуется стараниями учащегося выучить и воспроизвести те знания, которые ему дали в готовом виде. У школьника неустойчивые волевые усилия, отсутствие интереса к углублению знаний.
  3. Средний уровень – учащимся свойственно стремление к осмыслению смысла изучаемого учебного материала, к применению знаний в измененных условиях.
  4. Высокий уровень – творческий. Учащимся присущи интерес и стремление углубиться в сущность явлений и их взаимосвязей.

В процессе обучения для оценки познавательной активности необходимо учитывать качество знаний, задаваемые вопросы ученика к учителю и их характер. Учитель сможет своевременно определить уровень сформированности познавательной активности у учеников, фиксируя все эти особенности.

Особенно хочется подчеркнуть, что все обучающиеся нуждаются во внимании со стороны учителя. Неважно проявляет ребенок на уроках познавательную активность или совсем нет. Учителю важно это заметить и вовремя «подхватить» ученика, помочь ему обрести этот интерес. В связи с этим от умения педагога зависит, сможет ли он помочь обрести своим воспитанникам познавательную активность в учебной деятельности, или же ученик и дальше предпочтёт отсиживаться на уроке.

Процесс развития познавательной активность включает в себя следующие этапы: первоначальное знакомство с материалом или его восприятие в широком смысле слова, его понимание, особая работа по его закреплению и усвоение материала.

Наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый займет такую позицию, в которой полностью проявит себя как субъект образовательной деятельности.

Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, необходимо внешнее стимулирование, в качестве которого обычно выступает деятельность учителя. Роль учителя в данном случае заключается в том, чтобы организовать деятельность с помощью различных приемов так, чтобы улучшить и улучшить каждый этап развития познавательной активности.

Этот принцип используется в различных программах развивающего обучения. Во время реализации данных программа в процессе обучения создаются условия, которые усиливают познавательную активность. Результат такого обучения – высокий уровень познавательной активности станет привычным для школьников.

Современные концепции образования ориентированы на самостоятельность в добывании знаний, развитие каждого ученика как личности и как субъекта учения. Познавательная активность в этом аспекте рассматривается как специфичное, присущее каждому личности свойство, поэтому для её развития необходимо искать и создавать условия с учетом внутренних возможностей обучающегося к саморазвитию.

Одна из основных задач современного образования – это не просто вооружить ученика определённым набором знаний, но и сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде, способность к саморазвитию.

Можно сделать вывод, что познавательная активность в младшем школьном возрасте является развивающейся чертой личности. Она может сочетать в себе устойчивое желание овладеть знаниями, познавательные процессы с приоритетным уровнем развития мышления, активное использование знаний и навыком. Основой познавательной деятельности младших школьников является желание ребёнка изучать взаимосвязи между явлениями и процессами, понимать, запоминать и воспроизводить знания.

Поэтому важней задачей для педагога является развитие у учащихся познавательной активности, при которой у учащихся будут формироваться такие личностные качества, как готовность и способность к саморазвитию, будет повышаться уровень мотивации к обучению и познанию.