К 150-летию Тульского государственного музея оружия!
Продолжаем знакомить вас с шедеврами уникальной коллекции музея.
Автомат Стечкина ТКБ-0146. Опытный образец № 7
Россия, г. Тула. Центральное конструкторское исследовательское бюро спортивно-охотничьего оружия. 1977-1978 гг.
Калибр – 5,45 мм.
Длина общая – 78,5 см.
Длина ствола – 42,0 см.
Емкость магазина – 30 патронов.
Вес с неснаряженным магазином – 3,5 кг.
Боеприпас – патрон 5,45х39.
Начальная скорость пули – 910 м/сек.
Темп стрельбы – 400/2000 выстр./мин.
Прицельная дальность – 500 м.
Разработан в рамках конкурса «Абакан», объявленного в 1981 г. по разработке автомата, предназначенного для замены образца М.Т. Калашникова АК-74.
В конкурсе приняли участие конструкторы Тулы, Ижевска, Коврова. Автомат Стечкина во время испытаний показал отличную кучность стрельбы, что наряду с нейтрализованной отдачей после третьего выстрела делало его одним из потенциальных лидеров конкурса.
Автомат оснащается подствольным гранатометом и имеет специально разработанный для этого образца штык-нож.
На полигонных испытаниях, проводившихся осенью 1986 г., основную конкуренцию тульскому автомату Стечкина ТКБ-0146 составил автомат ижевского конструктора Г.Н. Никонова.
Тульский автомат ТКБ-0146 уступил АН-94, который в дальнейшем был принят на вооружение, но вскоре снят с серийного производства.
Данный автомат Стечкина был передан в музей Центральным конструкторским исследовательским бюро спортивно-охотничьего оружия в 2007 г.
Действие автоматики основано на отводе пороховых газов через боковое отверстие в стволе при коротком ходе поршня, взаимодействующего с затворной рамой (система со смещенным импульсом отдачи при неподвижном магазине). Скомпонован по схеме «буллпап». Ствол конический, в казенной части расширение, на дульной части муфта с фиксатором тормоза-компенсатора вверху и упором штык-ножа внизу; жестко соединен со ствольной коробкой. Канал ствола с четырьмя нарезами. Мушка цилиндрическая, с предохранительными крыльями, на основании; на верхней образующей кожуха ствольной коробки. Прицел постоянный, с четырехпозиционным регулятором и подпружиненным целиком с диоптрическим отверстием; в стойке на верхней образующей крышки кожуха ствольной коробки Дульный тормоз-компенсатор цилиндрический, щелевой. Ствольная коробка четырехугольная в сечении, с газовой камерой вверху, каналом для движения затворной рамы и цилиндрическим выступом на тыльной стороне; подвижная. Передняя часть кожуха ствольной коробки овальная в сечении, с флажком фиксации цевья и тремя окнами на каждой боковой стороне, подпружиненным рычагом внизу; задняя часть четырехугольная в сечении, справа выводное окно с подпружиненной крышкой, внизу окно для магазина и выступ с защелкой магазина. Крышка кожуха ствольной коробки с продольным гребнем на верхней образующей и подпружиненным фиксатором слева; съемная. Затворная рама продольно-скользящая; рукоятка перезаряжания складная, съемная. Ударный механизм смонтирован в крышке кожуха ствольной коробки. Спусковой крючок с подпружиненной клавишей. Возвратная пружина затворной рамы цилиндрическая, витая; на направляющем стержне. Возвратная пружина ствольной коробки цилиндрическая, витая; в цилиндрическом телескопическим кожухе. Предохранитель-переводчик огня флажкового типа; флажок на ствольной коробке слева. Магазин секторный, отъемный; корпус и подаватель пластмассовые, крышка и пружина подавателя стальные. Цевье пластмассовое, короткое, из двух накладок. Рукоятка управления огнем пластмассовая, полая, пистолетного типа, с наклонным рифлением по бокам. Приклад пластмассовый, полый, с поперечным оребрением, гнездом и стальным цилиндрическим вкладышем в тыльной части. Прибор стальной; состоит из дугообразного проволочного фиксатора цевья на передней части кожуха ствольной коробки, антабки на прикладе внизу, штока крепления приклада в задней части кожуха ствольной коробки и винта крепления приклада со складывающейся подпружиненной головкой.
На кожухе ствольной коробки справа выбито: ТКБ-0146 (ТКБ – аббревиатура от: «Тульское конструкторское бюро»; индекс присвоенный Центральным конструкторским исследовательским бюро спортивно-охотничьего оружия (СССР, г. Тула) изделию на этапе разработки), №7 (порядковый номер опытного образца); на крышке кожуха ствольной коробки вверху – Ю; на переднем торце дульного тормоза-компенсатора – 8. На крышке кожуха ствольной коробке слева выбито и покрыто краской белого цвета: П (сокращенно от: Предохранитель), 3 обозначение, положения переводчика для ведения стрельбы фиксированными очередями по три выстрела), О (сокращенно от: Огонь; обозначение, положения переводчика для ведения непрерывной стрельбы или стрельбы очередями) вверху – №7; на регуляторе прицела – П (обозначение постоянной установки прицела), 1, 4, 5 (обозначение прицельной дальности стрельбы в сотнях метров). На магазине справа краской черного цвета нанесено: ТКБ 0146, №7-5; слева выпрессовано: 134, справа – стрела в треугольнике; острым предметом нанесено: 7-5.