Феномен цветных революций объединяет множество проектов государственных переворотов, осуществляемых по всему миру от Ливии и Сирии до Украины и Армении. Для первых подобного рода переворотов было характерно использование простого символа в виде определенного цветка или цвета: “Революция Роз”, “Оранжевая Революция”, “Тюльпановая революция”. Уличные протесты играли в данных событиях ведущую роль. Целые улицы, палаточные городки и митинги заполнялись однотонной атрибутикой. Благодаря этому в науке закрепился термин - "цветная революция".
Но могут ли данные события быть классифицированы, как революции в их классическом смысле? Обратимся к общепринятым определениям революции Д. Кларка, С. Хантингтона, Т. Скокпола. Общим для трех этих авторов, является определение фундаментального значения изменений, происходящих в политической, социальной и экономической жизни государства. Революции неизбежно приводят к радикальным изменениям в устройстве всего общества. Так Английская и Французская революция заменяла устаревшие формы монархического правления введением республиканских институтов. Всё это подкреплялось глубокими переменами экономического хозяйства (смены феодализма капитализмом). К власти приходили новые классы и социальные группы, распространялась новая идеология, служившая опорой для нового политического строя. Революционные изменения влияли на культуру, искусство, науку, коренным образом изменяя парадигму жизни людей. Сможем ли мы найти столь же грандиозные по масштабу изменения в событиях Арабской весны, Евромайдане?
Цветная революция – это способ «ненасильственной» смены политической власти, впервые разработанный Джином Шарпом в работе “От диктатуры к демократии” 1993г. В ней автор озвучивает 198 пунктов необходимых для победы “демократии” над “диктатурой”, не применяя при этом методов прямого насилия. Д. Шарп всячески подчёркивал, что не западно-ориентированные режимы неизбежно являются авторитарными и требуют “демократизации”. Данная книга до сих пор считается главной методичкой для осуществления “ненасильственной революции” и пользуется большой популярностью даже в среде российской оппозиции.
Цветная революция – это декларируемо ненасильственный государственный переворот, косвенно или напрямую курируемый извне, ставящий целью замену авторитарного режима либерально-демократическим. Таким образом во всех случаях эти события являются проявлением политики “мягкой силы” (Soft Power). При помощи тонких манипуляций общественным мнением, использованием экономических агентов (нацеленных на внешний рынок) и неправительственных общественных организаций, западным государствам (по преимуществу Соединенным Штатам), удавалось пошатнуть стабильность многих политических режимов извне. Если в прошлом для нарушения территориальной и политической целостности государств приходилось применять силовые методы, то в современном мире с повсеместной цифровизацией и распространением интернета, технологии разрушения политических режимов могут осуществляться дистанционно, без применения прямой военной интервенции.
Несмотря на это, цветные революции неизбежно приводили к хаосу, разрушению экономики и гражданским войнам, как в отдельных странах, так и в целых регионах. События арабской весны (декабрь 210 – февраль 2011 гг.) привели к полной дестабилизации ситуации на Ближнем Востоке, тотальному обнищанию населения и росту международного терроризма. В результате этих событий были изменены режимы в Египте, Тунисе и Ливии. В Ливии и Сирии протесты привели к развязыванию полномасштабных гражданских войн и внешней интервенции. Спустя 11 лет, после начала арабской весны можно с уверенностью утверждать, что эти события привели лишь к наступлению кровавой зимы на Ближнем Востоке и Северной Африке. Тунис, в котором цветная революция победила (14 января 2011г.) стал плацдармом для активной деятельности и подготовки боевиков “Исламского государства” (запрещена на территории РФ). Аль-Каида, воспользовавшись событиями арабской весны смогла перейти от локальных столкновений с алжирским правительством к крупномасштабным террористическим актам по всему миру.
На постсоветском пространстве удачные цветные революции, осуществлённые на территории Украины, Киргизии и Грузии приводили лишь к смене правящей элиты, принципиально не меняя характер власти. Но при этом мы не можем свести данные события исключительно к обычным верхушечным переворотам. Ведь подобного рода захват власти не требует широкомасштабного вовлечения граждан, массовых протестных акций. Именно поэтому мы не можем включать «Революцию гвоздик” в Португалии (1974 г.) в число “цветных революций” поскольку ей руководили военные, а не оппозиционное настроенное молодое население. К большим репутационным издержкам для США привела организация госпереворота в Чили в 1973 г., где по его итогам к власти пришел Аугусто Пиночет. Проанализировав прежние технологии, западные политтехнологи пришли к очевидному выводу: воздействие внешних сил должно быть закамуфлировано под истинно народный протест. Только таким образом обычный переворот можно будет представить населению и мировой общественности, как триумф демократии, а не как сговор элит.
Несмотря на привлечение оппозиции, “цветные революции” все равно остаются крайне безыдейными, более того идеология сознательно вымывается из актуальной протестной повестки и заменяется популистской риторикой. Во всех событиях “Арабской весны” политологи отмечают отсутствие у протестующих четкой программы и целей.
Также, существенное отличие классических революций от цветных — это отсутствие ярких политических лидеров. Дантон, Джефферсон, Ленин, подобного образа харизматичные личности просто отсутствуют среди деятелей Арабской весны или Оранжевой революции и Евромайдана. Осмысленный протест и достижение конкретных целей не является задачей осуществляемых цветных переворотов.
Таким образом мы не можем классифицировать цветные революции как истинные революции. Они лишь пытаются мимикрировать под них, затеняя общественными протестами реальные смены фигур на внутриполитической шахматной доске. Главная цель цветных революций — это изменение направленности внешней политики того или иного государства, переориентация его на пространства глобального Запада и его подчинения геополитическим интересам Соединенных штатов. Эта технология является максимальной квинтэссенцией подхода “мягкой силы” в международных отношениях, позволяющая без применения прямого воздействия оказывать влияния на устойчивость отдельных суверенных государств. Подобный инструмент до сих пор позволял успешно сохранять стабильный баланс однополярного мира, прерывать рост влияния новых полюсов силы дестабилизируя политические режимы и целые регионы.
Современное развитие информационного общества позволило сильно упростить политическую коммуникацию между людьми. Пространство борьбы за умы людей, их идеологические взгляды переместилось в интернет. Традиционные СМИ оказывают всё меньшее воздействие на молодежь и людей среднего возраста. Главным инструментом политического управления и политической коммуникации стал интернет, способный в короткие сроки формировать ценностно-смысловые пространства, менять восприятие действительности у людей.
В рамках цветных революций эта тенденция становится максимально очевидной. Весь процесс подготовки и создания нужного общественного мнения происходит именно в интернете. Неотъемлемой частью внешнего информационного воздействия становятся следующие задачи:
1) Создания необходимой информационной повестки способной оказать воздействие на политический режим
2) Вытеснение государственно-ориентированных информационных каналов и сетевых сообществ
3) Дискредитация существующих государственных институтов и политической элиты
4) Разрушение привычных политических ценностей и идентичностей
5) Создание моделей протестного поведения
6) Мобилизации недовольных масс из интернета на уличные протесты
7) Формирование восприятия протестов, как истинной революции и борьбы с авторитарным режимом
8) Интерпретация захвата власти, как результата “мирных протестов”.
Таким образом, главной составляющей любой цветной революции становится нарушение привычной политической коммуникации внутри государства и общества. Для этого могут использоваться любые доступные методы. Могут быть искусственно усилены межконфессиональные и межрелигиозные конфликты (Арабская весна), могут использоваться межнациональные и межэтнические противоречия (Оранжевая революция, Евромайдан), сепаратистские настроения. Всё это подпитывается общей дискредитацией устоявшейся политической системы, в бой могут пойти оппозиционные, антикоррупционные, крайне националистические организации. В этом информационном плавильном котле вызревает политическое недовольство, которое затем благодаря сетевым сообществам переходит в оффлайн пространство.
Технологии осуществления цветных революций уникальны тем, что, опираясь на многочисленный исторический опыт революций, переворотов и бунтов смогли совместить в себе всё вышеперечисленное. Иллюзия реального протеста и его детальное перенесение в цифровое пространство создаёт у стороннего наблюдателя иллюзию реальной “демократизации” и борьбы населения против “авторитарного режима”. В действительности же, используя недовольство населения осуществляется лишь смещение геополитического вектора страны, сохраняя при этом все её внутриполитические системы. Для смены режима “американские партнеры” создали многочисленные международные организации, занимающиеся “экспортом демократии”. США позиционирует все режимы не разделяющие их ценности, как авторитарные. За счёт этого обоснования осуществляют на их территории государственный переворот, который в последствие используют для лоббирования своих интересов в отдельном регионе, подрыва стабильности вокруг новых международных центров силы или просто в качестве акта устрашения местной политической элиты. Даже провалившиеся “цветные революции” служили способом напомнить о настоящем характере современного миропорядка. Однополярный мир не терпит несогласия и жестоко карает тех, кто пытается бросить ему вызов. Именно страх подобного рода переворотов, полная или частичная зависимость от США или стран Запада позволяет напрямую, не лишая государств суверенитета, влиять на их внешнюю политику.
Концепция мягкой силы (Soft Power) является изобретением второй половины XX века. Она оказала серьезное влияние на внешнеполитический курс Соединенных Штатов после окончания Холодной Войны. Распад СССР показал возможность достижения внешнеполитических целей используя в качестве оружия культуру и идеологию, создавая внутри другого государства альтернативное ценностное пространство. Элементы американской массовой культуры (музыка, кино), просочившиеся сквозь железный занавес, смогли оказать серьёзное влияние на восприятие мира среди советской молодежи 80-ых годов. Всё это вместе с кризисом советской экономики создало общественный запрос на радикальные перемены: сначала он выразился в перестройке, а уже потом и в разрушение всего государства. Американская мечта, являясь во многом идеологически-пропагандистским мифом смогла решающим образом пошатнуть доверие к политической власти СССР. Вместе с тем на территории бывших социалистических республик начали быстро популяризироваться идеи либерализма и демократии. Удивительно, как быстро часть бывшей советской элиты переформировалась под новые политические веянья.
Таким образом, мягкое и аккуратное воздействие позволило заручиться поддержкой части политической элиты другого государства. Анализируя этот опыт, стало ясно что на эффективность “цветной революции” не так сильно влияют социально-экономические факторы, как факторы раздробленности политической элиты. Именно от её готовности сыграть заранее выбранную западными державами роль зависит успех переворота. На постсоветском пространстве используются механизмы разделения элиты по внешнеполитическому критерию: пророссийский или прозападный.
Несмотря на распад социалистического блока, Российская Федерация смогла восстановить характерную для своего исторического прошлого суверенность на международной арене. Пройдя долгий путь ей удалось стать новым центром притяжения в евразийском пространстве. Подобный рост влияния РФ не мог быть позитивно воспринят нашими североамериканскими партнерами. Вспышки цветных революций на постсоветском пространстве нельзя списать на роковую случайность. Все они результат хорошо спланированной и организованной борьбы против нового полюса силы.
В результате начала СВО (Специальной военной операции) конфронтация между странами НАТО (Союзниками США) и Россией приобрела явные формы. Глобальная трансформация мировой система стала наблюдаемым в живом времени фактом. Россия, Китай и Иран — это только первые примеры зачатков новой многополярной мировой системы. Но при этом, наивно полагать что система однополярного мира, созданная в интересах западных держав, отступит без конфронтации с новыми полюсами силы.
Подведем итог: цветные революции это в первую очередь проявление политики мягкой силы, осуществляемой искусственно извне. Это последовательно разработанная технология для дестабилизации и свержения политических режимов. В своей практике, опирающейся на исторический опыт революций, переворотов, бунтов и информационных войн. Цветная революция подобна санкциям позволяет влиять на стабильность других государств в угоду главным их бенефициарам – Соединенным Штатам...
Мы Поколение Русской весны. Присоединяйтесь к нам!