Вот какие мысли родились в связи с рассуждением по поводу того, что жалость, как и эмпатия, сочувствие, сострадание — это проявление чувств и эмоций одного порядка, в отличие от безразличия.
В этом смысле жалость, сострадание, эмпатия, милосердие — это синонимы, описывающие похожие состояния и чувства, тогда как в противовес им находится состояние безразличия или равнодушия.
Хотя в нашей культуре часто можно заметить, что жалость оценивается так, как будто бы она унижает того, кого жалеют, что жалость — это даже как будто и плохо.
Но давайте сделаем "заход" с другой стороны.
Есть ведь такое выражение, как "БЕЗЖАЛОСТНЫЙ" человек.
Одним этим словом определяется, что такой человек относится к окружающим без всякого сочувствия. Такой человек не сочувствует никому, и это у него без нюансов, какая именно степень и форма сочувствия и сострадания у него отсутствует, — нет жалости, и всё тут. Ну, то есть в данном контексте жалость проявляется как описание вообще ЛЮБЫХ чувств по поводу чувств другого человека. И тут мудрый русский язык показывает, что жалость — это про любовь к другому человеку. Кого люблю, того жалею.
А в беде или в горе — сожалею, что такое человеку приходится переживать. И это о том, что я бы такой доли не пожелал(а) бы, но так уже случилось, и потому я сочувствую, то есть я жалею, я сожалею.
Обратите внимание, как "жалеть" и "желать" тоже становятся созвучны в этом контексте.
Да, конечно, с этими чувствами тоже можно обращаться по-разному: давить или душить их в самом зародыше как вредные, или направлять их в активную помощь другому, или осознавать и говорить о них, давая пространство другому тоже высказаться и выразить себя.
Но здесь этими рассуждениями я хочу обратить наше внимание на то, что жалость — это про сочувствие, про интерес, про неравнодушие точно. Ведь и в детстве ребёнок учится сочувствию, жалея тех, кто рядом: "Подуй маме на пальчик, ведь ты укусил(а), ударил(а) маму, а теперь маме больно." Малышу становится жаль, что маме больно, и это про сочувствие, хотя мама намного-намного больше и сильнее. Так малыш постепенно учится ощущать и различать чувства того, кто рядом, а также то, как свои собственные действия влияют на них.
Но есть и другой аспект чувств жалости и сострадания. Они могут быть настолько трудно переносимы, что человек, ощущая свою беспомощность в этом месте, начинает убегать от этого состояния или "оханьем, аханьем и причитаниями", которые ни к чему не ведут, кроме дезориентации; или, наоборот, начинает активно спасать другого, чтобы срочно его починить, исправить... Тут, конечно, стоит себе задавать вопрос: "Кого я сейчас спасаю (себя или другого?) и зачем? Что мне в этой ситуации невыносимо, если я так спешу убежать из этого места своим спасательством?"
Бывает так, что самое полезное, что в этот момент действительно нужно человеку, — это присутствие свидетеля своей жизни, который просто предоставит свою психику, своё внимание в этот момент, и своим присутствием как бы скажет: "Я вижу тебя в этой боли. Я рядом, я свидетельствую, что это трудный момент в твоей жизни. И это означает, что ты жив(а). А это значит, что ты справишься: ты сможешь это пережить и потом пойти дальше. А сейчас я соЖАЛею, что тебе приходится это ПЕРЕЖИВАТЬ: я сочувствую твоей боли".
А какие у вас мысли по поводу чувств жалости и сострадания? Поделитесь в комментариях своим опытом, как это было в вашей жизни.
___
Ещё мои статьи на тему чувств тут:
____
Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить выход следующих статей!