Найти в Дзене
Николай Цискаридзе

Михайлов Михаил Михайлович

Вчера, 18 августа, исполнилось 120 лет со дня рождения Михаила Михайловича Михайлова (1903–1979), заслуженного артиста РСФСР, педагога и балетмейстера.

В 1921 г. он окончил Петроградское театральное училище, где учился у С. Андрианова, В. Семёнова, Л. Леонтьева, А. Монахова. Работал в ГАТОБ с 1921 по 1959 г. Входил в группу «Молодой балет».

-2

Диапазон его партий широк: Жан де Бриен и Абдерахман в «Раймонде», Солор, Брамин и Раджа в «Баядерке», Базиль, Эспада и Трактирщик в «Дон Кихоте», Актёр, Маркиз и Людовик XVI в «Пламени Парижа», Принц и Злой гений в «Лебедином озере», Купец, Раб и Конрад в «Корсаре», Дезире, Флорестан и Фея Карабос в «Спящей красавице», Дроссельмейер в «Щелкунчике» и др.

-3

В 1947–1962 Михаил Михайлович преподавал в alma mater, где в 1955 г. поставил школьный балет «Станционный смотритель» на музыку А.П. Петрова. Одновременно он работа репетитором в театре в 1938–1963 гг. Среди его учеников Н. Долгушин, Э. Гиоев, А. Маликов.

-4

Т. Шмырова писала для «Вечернего Ленинграда» в апреле 1948 года:

«М. М. Михайлов — один из лучших артистов ленинградского балета. В прошлом исполнитель ведущих партий классического репертуара и характерных танцев, создатель целой галереи пантомимических образов в балетах, он продолжает совершенствовать свое искусство.
Какую бы роль он ни исполнял, будь то романтический герой «Бахчисарайского фонтана» Гирей, экзотический и загадочный Великий Брамин в «Баядерке», добродушный, честный деревенский парень Менго в «Лауренсии», — артист всегда танцует вдохновенно и с увлечением.
Широта творческого диапазона помогает Михайлову проявить свое дарование и как балетмейстеру, постановщику концертных номеров. Остроумно и изобретательно поставлены им танцевальные миниатюры на музыку И. Штрауса «Уголок старой Вены», «Настойчивое преследование» и «Возвращение с прогулки». Образность танца, яркость характеристик, юмор отличают эти хореографические картинки»

Михаил Михайлов является автором двух книг – автобиографической «Жизнь в балете» (1966) и «Молодые годы ленинградского балета» (1978).