Найти в Дзене

Как сын рязанского крестьянина стал главным инженером Франко-Русского судостроительного завода

Оглавление

«Неужели этот мужик – сын крепостного крестьянина так гениален, но который для вразумительности слово «инженер» пишет с двумя ятями!».

Именно так описывает изумление комиссии, собравшейся для обсуждения будущих военных кораблей, писатель Вячеслав Прытков в историческом очерке «Самородок».

В очерке речь идет о конкурсе на лучший проект броненосца, устроенном Морским министерством Российской империи в 1892 году. Во избежание предвзятости условия испытания были «хитро закручены». Даже запечатанные в конверте чертежи конкурсанты подписывали не собственными фамилиями а – девизом! Мнение высокопоставленных инженеров и «морских волков» свелось к единому: признать лучшими два проекта, выполненные с учетом последних достижений науки и техники. Они были обозначены девизами «Непобедимый» и «Кремль». Оказалось, что оба проекта были представлены Петром Акиндиновичем Титовым (1843-1894), талантливейшим корабелом-самоучкой, который двенадцати лет пришел на пароход, где машинистом работал его отец.

Пароход на Волге, XIX век
Пароход на Волге, XIX век

Гениальный самоучка

Крестьянский сын, выходец из Касимовского уезда Рязанской губернии, Петя Титов еще в раннем возрасте почувствовал тягу к механизмам, особенно тем, что двигают по воде громадные пароходы. Отец, что называется, ушел «от земли на воду», и сын решил ему последовать.

«В машинном отделении судна, ходившего на линии Петрозаводск – Кронштадт, его привлекало все: он с интересом рассматривал, как работают механизмы судовой машины, часто задавал отцу вопросы о назначении и принципе действия того или иного устройства. Когда окончилась навигация в Финском заливе его отец, убедившись в повышенном интересе Петра к корабельной технике, решил устроить сына на Кронштадтский пароходный завод».

(Вячеслав Прытков, «Самородок»).

Судостроительный завод
Судостроительный завод

Петр подошел к делу со всей крестьянской основательностью, оставшейся от предков. Для начала он выучил названия всех мудреных инструментов, затем деталей корабля, старался запомнить последовательность действий кораблестроителей. Талант у него был несомненный, народный, исконный. К тридцати годам Титов в качестве образовательной базы имеет за плечами лишь церковно-приходскую школу, но как практику ему нет цены!

Вячеслав Прытков пишет:

«Молодой Титов быстро освоил специальности разметчика, чертёжника, а впоследствии стал корабельным мастером после смерти англичанина Бейна. Еще помощником Бейна Титов принимает участие в постройке нового корабля – полуброненосного фрегата «Генерал-адмирал», а уже в 1878 году со стапелей сходит клипер «Разбойник», затем – «Вестник».

Секреты подводной лодки

О рязанском самородке Петре Титове заговорили после того, как он разгадал секрет миниатюрной подводной лодки русского изобретателя Стефана Джевецкого.

Стефан Джевецкий
Стефан Джевецкий

В 1879 году Джевецкий спроектировал и построил на Невском заводе миниатюрную субмарину, рассчитанную на экипаж из четырех человек. Винт лодки приводился в действие силой ног подводников. Подлодка успешно прошла испытания, для флота России решено было построить полсотни таких «малюток».

Работы велись в полнейшей тайне. Заказы на производство были разосланы на различные заводы, чертежи составлены в разных масштабах и метрических системах. Однако рязанский самородок без труда справился со всеми «секретами».

Подлодка Джевецкого в музее ВМФ в Санкт-Петербурге
Подлодка Джевецкого в музее ВМФ в Санкт-Петербурге

Петр Акиндинович вспоминал:

«Поступили к нам заказы от разных заводов на листы, выкроенные какими-то ускорниками вроде тех, что получаются, когда с апельсина корку звездочкой снимать, и все вычерчены в разных масштабах, к тому же один в футовой мере, другие в метрической, и надо их не только выкроить, но и выколотить по чертежу. Думаю, неспроста это, хоть и с разных заводов. Вычертил я их все три в одном масштабе и посмотрел, что будет, если их все вместе сложить. Получился как бы большой американский орех… Приезжает Джевецкий, с ним француз, потом мой приятель Гарут; как взглянули, так и ахнули: «Ведь это секрет!» — «Какой там, — говорю, — секрет; давайте лучше я вам в ваших листах и дыры проколю, а то придется на месте трещеткой сверлить — никогда не кончите». Так и сделал я им эти листы, а потом их Гарут на своем заводике склепывал».

В 1881 году все подводные лодки Джевецкого были построены.

Главный инженер в поисках учителя

Через год Петр Титов становится главным инженером Франко-Русского судостроительного завода в Петербурге. Здесь начинается производство первых боевых кораблей из стали. Рязанец, как всегда, на передовой: он объясняет специфику производства, помогает молодым рабочим разобраться в тонкостях судостроения, совершенствует технологии… При этом Петр Акиндинович чувствует: талант талантом, но без обладания передовыми знаниями ему все же не обойтись. Титов начинает искать учителя!

Он знакомится с известным ученым, теоретиком кораблестроения, математиком, профессором Морской академии Алексеем Николаевичем Крыловым (1863-1945). Титов занимается и днем, и ночью.

Алексей Крылов
Алексей Крылов

Крылов вспоминал:

«Мы [с Титовым] в два года прошли элементарную алгебру, тригонометрию, начала аналитической геометрии, начала дифференциального и интегрального исчисления, основания статики, основания учения о сопротивлении материалов и начала теории корабля. Титову было тогда 48–49 лет. Особенно радовался Петр Акиндинович после того, как он усвоил тригонометрию, вычисление по логарифмам и пользование логарифмической линейкой, что тогда тоже было как бы редкостью».

Строгий экзаменатор

В 1891 году на Франко-русском заводе вовсю идет работа по строительству броненосца «Наварин». В это время на предприятие прибывает сам председатель правления общества франко-русских предприятий, член Парижской Академии наук, корифей кораблестроения де Бюсси.

Броненосец «Наварин» в море
Броненосец «Наварин» в море

Далее по Алексею Крылову: «Старик сразу заметил, что постройка ведется не рутинными, а оригинальными способами, … стал вникать во все детали, расспрашивая Титова. Он забыл и про завтрак, облазил весь корабль, проведя на постройке часа четыре. Расставаясь, он взял Титова за руку, и, не выпуская ее, сказал при всех: «Переведите вашему инженеру мои слова: я 48 лет строил суда французского флота, я бывал на верфях всего мира, но нигде я столь многому не научился, как на этой постройке». Титов был растроган почти до слез…».

Вернемся к истории, с которой начинается очерк: сразу два проекта новых броненосцев авторства Титова, оригинальных, отлично разработанных, получают высшие премии на престижном конкурсе в 1892 году. Наверное, это был пик расцвета его таланта, творческих и инженерных возможностей. Кстати, от получения премий Петр Акиндинович отказался, передав их в пользу Морского инженерного училища.

Винтовой клипер «Вестник»
Винтовой клипер «Вестник»

Петр Акиндинович Титов, к сожалению, так и не построил своих выдающихся кораблей. В августе 1894 г. он внезапно ушел из жизни в возрасте 51 года. Все труды и достижения он посвятил Российскому флоту, своему Отечеству и никогда не требовал ничего взамен!