Найти тему
Журнал Авто.ру

Советская копия Джипа, которая понравилась Хрущёву: история «Москвича» для бездорожья

Оглавление
«Москвич-415С»
«Москвич-415С»

Автомобили завода АЗЛК, в отличие от продукции Горьковского автозавода, не ассоциируются с военной техникой. Но всё могло быть иначе, если бы судьба внедорожника «Москвич 4х4» сложилась по-другому. Сегодня в рубрике «Старые, но не бесполезные» история вездехода из Москвы, на 20 лет опередившего «Ниву».

У этой машины было много имен

Изучая коллекцию экспериментальных внедорожников АЗЛК, можно с удивлением узнать, насколько многочисленным было это семейство. Даже если не рассматривать 410-ю модель — по сути «Москвич-402» с увеличенным клиренсом и полным приводом, — здесь есть целый ряд других интересных экспонатов: «Москвич 4х4», «Москвич-415», «Москвич-416», «Москвич-415С», «Москвич-2150». Но самое главное, что все они по сути — вариация на тему военного Willys MB!

Да, самый первый Jeep в истории появился ещё в начале 1940-х — задолго до своего московского близнеца.  Да, советские конструкторы всегда очень болезненно реагировали на упрёки в копировании иностранных образцов. Но в этот раз они именно им и занимались.

Внедорожный «Москвич» начинался как военный проект

На самом деле опыт разработки и эксплуатации уже упомянутого «Москвича-410» убедил конструкторов АЗЛК (тогда ещё МЗМА), что на базе легкового седана нельзя создать полноценный внедорожник. Тогда-то в КБ на Волгоградском проспекте и вспомнили старину Виллиса.

Повод подвернулся веский: Минобороны объявило конкурс на создание так называемого ТПК — транспортёра переднего края. То есть лёгкого полноприводного автомобиля, способного эвакуировать раненых и доставлять боеприпасы прямо к линии боевого соприкосновения. Такая машина виделась военным лёгкой, подвижной, компактной и недорогой.

Главный конструктор московского завода Александр Андронов решил, что в этом случае лучшей заготовки, чем Willys, не найти. Так на МЗМА начали в буквальном смысле строить «советский джип».

И это сложно назвать творческим заимствованием. Всё это больше походило на тотальное копирование. Например, колёсная база и габаритная ширина первой версии «Москвича 4х4» совпадали с «американцем» до сантиметра. Идентичной была и компоновка основных узлов, а дизайн будто срисовали под копирку. Но, естественно, импортные узлы и агрегаты массово заменяли на отечественные. Так, советская машина получила верхнеклапанный мотор «Москвича-407» мощностью 45 л.с. Мосты взяли от 410-й модели, поменяв дислокацию рессор — теперь они стояли над мостами, а не под ними. А лобовое стекло и фары «Москвич» позаимствовал у ГАЗ-69.

Из прогрессивных нововведений отметим крепление раздатки на фланце коробки передач, что позволило избавиться от промежуточного кардана, и появление небольших дверок — на оригинальном MB их не было в принципе.

Испытания прошли не слишком успешно

Строго военная версия внедорожного «Москвича», тот самый транспортёр переднего края, который испытатели и инженеры за характерную форму примитивного кузова называли гробовозом, полностью провалила испытания. Ведь ТПК, согласно требованию военных, должен был уметь плавать. Но тяжёлая лонжеронная рама тянула «Москвич» на дно во всех смыслах. Этот конкурс выиграл проект Ирбитского завода, который со временем превратился в серийный ЛуАЗ.

Однако тесты стандартной версии «Москвича 4х4» завершились успешнее. Машину гоняли по бездорожью вместе с ГАЗ-69 и всё тем же Виллисом. В целом, обрусевший «американец» не ударил в грязь лицом. Требовался, конечно, значительный объём доработок, поэтому работа над ошибками началась незамедлительно.

Второй вариант внедорожника военные приняли лучше

Доработанная версия модели, заимевшая индекс «Москвич-415», выгодно отличалась от первого варианта. Для начала — внешностью. Вездеход получил узнаваемый, не копирующий Виллис дизайн передней части. Сначала с двухрядными прорезями на радиаторе, а затем и с однорядной решёткой. Кроме того, на 415-м появились четырёхступенчатая КП, модернизированные мосты и раздатка, а также телескопические амортизаторы вместо рычажных.

Правда, компоновка с мотором внутри базы сохранилась. И в новой серии испытаний это вышло «Москвичу»-внедорожнику боком. Во время проверки ходовых качеств на асфальте 415-й демонстрировал явную склонность к опрокидыванию, в то время как ГАЗ-69 в критических режимах просто скользил.

Внедорожный «Москвич» вроде бы приглянулся десантникам. Оказалось, транспортный Ан-8 может за один раз перевезти сразу три таких вездехода. Но и тут не срослось. Заказчиков из ВДВ не устроила мощность машины — всего-то 45 л.с. Дело в том, что десантный внедорожник должен был справляться с функционалом лёгкого артиллерийского тягача. Для этого «Москвичу» банально не хватало силёнок.

Даже удивительно, что, несмотря на многочисленные «но», 415-й всё-таки рекомендовали к принятию на службу! Но с важной пометкой: после устранения всех конструктивных недочётов. Примерно тогда же у машины появился шанс закрепиться на гражданке.

Высокую оценку проекту дал генсек

Созданный для военных нужд «Москвич-415» мог служить и мирным целям. Вообще, для советской деревни упрощённый и более дешёвый, чем ГАЗ-69, полноприводный автомобиль казался чуть ли не идеальным. Того же «козлика» в частные руки вообще не продавали, а на все недостатки 415-го, волновавшие людей в погонах, простым сельским работягам было наплевать.

Высокую оценку машине дал даже Хрущёв, демонстрируя в конце 1959-го участникам пленума ЦК КПСС по вопросам сельского хозяйства «Москвич-415» и его 416-ю версию с жёстким верхом.

Казалось, это победа! Перед Госпланом даже поставили конкретную задачу — в кратчайшие сроки наладить серийное производство внедорожного «Москвича». Тут-то всё и пошло не так.

Оказалось, новый внедорожник просто негде выпускать. Мощности АЗЛК и так были загружены полностью: завод едва справлялся с выпуском обычных легковушек. Тут не до освоения новой модели. Появилась мысль отдать 415-й другому предприятию — как сделали с микролитражкой «Москвич-444», которая превратилась в «Запорожец» ЗАЗ-965. Но и планы по организации производства на новосибирском заводе «Сибсельмаш» остались на бумаге. Министерства и ведомства пинали нужный стране, но обременительный для чиновников проект друг от друга. В итоге не получилось ничего.

В журнале «Крокодил» — популярном сатирическом издании советского времени — как-то была опубликована карикатура о приключениях перспективного вездехода. Он с успехом преодолел все испытания, продемонстрировал отменные характеристики, но утонул в бумажной трясине бюрократии, так и не добравшись до конвейера.

Этот карикатурный сюжет не относился именно к «Москвичу-415», однако его незавидную судьбу иллюстрирует максимально точно.