Найти тему

Особенности рыболовного туризма на больших водоемах Северо-Запада

Оглавление

Рыболовный туризм, как специфический вид отдыха

Что отличает рыболовный туризм от обычного водного путешествия и от простой рыбалки? Казалось бы - возьми в туристический поход удочку, и ты уже в рыболовном туре. Однако же это не так. Рыболовный туризм сегодня, это интересная и своеобразная индустрия, привлекающая все больше и больше людей, с разными целями.  И рыба, пусть даже и достаточно экзотическая, далеко не всегда стоит в приоритетах. Хотя ловля рыбы, как процесс является важной, но не единственной  составляющей отдыха. А улов оказывается приятным бонусом, который можно использовать совершенно по разному, хоть приготовить на месте, хоть отпустить, давая шанс еще кому-то насладиться борьбой с трофейным экземпляром. Сама поездка уже становится событием , о котором потом вспоминается весь год, считая дни до следующего большого похода.

Сегодня можно заказать рыболовный тур из любой точки страны практически в любое интересующее место, и ловить рыбу с гидом-инструктором, или в компании других клиентов турфирмы.

Но многие люди предпочитают самостоятельно организовать и пройти подобное приключение. Это видимо  русская национальная черта характера - не доверять платным сервисам, а разбираться и планировать самостоятельно. Такая поездка, в зависимости от характера водоема, может быть как речная, так и озерная, или даже морская. И каждый вид путешествия несколько отличается по  условиям и требованиям , предъявляемым к  снаряжению и экипировке участников.

Тем более, что люди хотят добраться в места  более-менее  малопосещаемые, и тут  решением является туристическая рыбалка на больших водоемах, просторы которых позволяют и уйти от излишнего количества людей, и найти интересную для ловли рыбу. Летняя ли, зимняя ли  поездка на такой водоем всегда предполагает  наличие транспортных средств. Лодка это или снегоход, они будут  необходимыми атрибутами такого путешествия. Они  обеспечивают не только транспортную составляющую, зачастую их вместимость и грузоподъемность  определяют комфорт будущего лагеря, и  они же обеспечат успешную, и, главное, безопасную рыбалку. В то же время неправильно выбранные или  взятые в недостаточном количестве средства перемещения по водоему  могут существенно испортить впечатление от поездки.

Что бы осуществить правильный выбор и планирование, надо хорошо понимать особенности  выбора плавсредств, в частности применительно к популярным сейчас крупным пресноводным водоемам. Такими водоемами  на Северо-Западе  являются в первую очередь Ладожское и Онежское озера, Кумское водохранилище, и ряд других крупных озер Карелии и Мурманской области.

Чем привлекает Северо-Запад?

В первую очередь относительно простая транспортная доступность даже от центральных регионов России.

-2

Низкая плотность населения побережий и островов

Наличие лососевых и сиговых рыб, не разрешенных или ограниченных к вылову в более южных регионах, (лосось, кумжа, голец, горбуша(сезонно), сиг, хариус), или полностью там отсутствующих

-3

Наличие трофейных экземпляров рыб привычных видов - щука, судак, окунь, налим.

-4

Незапрессованность водоемов промыслом и относительно низкая степень браконьерского лова.

Наличие развивающейся индустрии рыболовного сервиса, в основном выражающейся в предоставлении жилья, в том числе изб, расположенных в достаточно малодоступных местах, с хорошим уровнем бытовых услуг, и стоянок для транспорта в деревнях на берегу водоемов

-5
-6

-7

За какой рыбой едут?

Рыбалка на таких больших водоемах, как Ладога, Онега, Кумское водохранилище  может быть очень интересной, и в то же время носит трудовой характер. Интенсивный клев рыбы непостоянен, имеет свои особенности, связанные с тем, что основной интерес представляют рыбы, активизирующиеся при достаточно низких температурах воды, а туризм как раз набирает пик в летний сезон.

ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО

С точки зрения рыболовного туризма интересны северные районы Ладоги. Суровая красота Карельских шхер, сочетание редких песчаных пляжей, еловых и сосновых лесов и живописных скал создают запоминающуюся атмосферу для отдыха. А вот рыбалка в шхерах достаточно сложная. Основными видами здесь являются окунь, щука, плотва, лещ, реже сиг и хариус. Ловля ладожского лосося и кумжи запрещена, поскольку в Ленинградской области и в Карелии популяции этих рыб, обитающих в Ладожском озере, находятся под охраной государства, лов палии так же запрещен для любителей Правилами рыболовства для западного рыбохозяйственного бассейна.  Тем не менее, без рыбы здесь остаться достаточно сложно. Спиннинг взаброс на воблеры и колеблющиеся блесны в камышовых бухтах шхер принесет вам щук, и джиг на каменных грядах и лудах даст возможность поймать крупных ладожских окуней, а на каменистых грядах на границе с открытой Ладогой можно ловить хариуса, которого ловят или на червя на поплавочную удочку, или на небольшие вертушки и воблеры. Последнее время набирает популярность нахлыст, но ловля на искусственную мушку с лодки достаточно сложна, а с берега к местам ловли хариуса мало где можно подойти. Интересен троллинг трофейной щуки в открытых районах Ладоги. Так же троллингом эффективно ловят судака, основной период - в конце июня-начале июля.

Практически в любом месте шхер можно наловить плотвы на поплавочную удочку  с лодки или с берега, иногда, как редкий трофей может попасться ладожский сиг. Целенаправленно его лучше ловить осенью, на банках, но с 15 октября наступает период запрета, связанный с его нерестом. Улов сига на Ладоге ограничен Правилами пятью экземплярами в сутки. Интересна ловля налима, но он даже в северных районах Ладоги ловится только в зимний сезон.  В последние года отдельный интерес приобретает ловля форели-беглянки. Ее иногда достаточно много сбегает из садков многочисленных рыбоводческих хозяйств. Ловят ее в основном либо на поплавочную удочку, либо в заброс на спиннинг, неподалеку от садков. В основном разводят радужную форель, которая не попадает под запреты ни в Ленинградской области, ни в Карелии.

ОНЕЖСКОЕ ОЗЕРО

Расположено чуть севернее, чем Ладожское, но не на столько, что бы рыба в нем отличалась существенно. Здесь также есть щука, окунь, лещ, судак, налим, и даже еще в начале двухтысячных была разрешена лицензионная ловля лосося. Сейчас лов лосося на Онеге запрещен. Но троллинг практически повсеместно приносит судаков, щук, и трофейных окуней. Мест для береговой ловли на южной части Онеги практически нет. В северной можно найти места, аналогичные Ладожским шхерам. По плотности населения север Онежского озера существенно уступает Ладожскому. Поэтому считается, что уловы там интереснее. Отчасти это верно, по крайней мере хариус и сиг являются достаточно обыденными уловами даже в границах Ленинградской области. Хариуса и сига ловят как на блесны, так и на поплавочную удочку на червя. Распространена ловля на искусственную муху с помощью “кораблика”. Сезон ловли налима на Онеге гораздо больше, чем на Ладоге, и здесь налим крупнее. За трофейным налимом приезжают в основном в марте-апреле. Ловят его на банках в озере, либо на донки-поставушки, либо на джиг-головку с подсадкой хвостика ряпушки или корюшки. Хариус ловится на грядах, иногда у самого берега, особенно когда есть не очень сильная прибойная волна.

КУМСКОЕ ВОРОДОХРАНИЛИЩЕ

Состоит из двух соединенных озер: Топозеро и Пяозеро. Расположенное почти у Полярного круга, в северной части Карелии, оно имеет свой рыболовный календарь, отличный и от Ладоги, и от Онеги. Здесь обитает своя популяция кумжи, причем кумжи по праву официально называющейся гигантской. Она достигает размера в 5 килограмм и более. И, главное, лов ее разрешен Правилами рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна. Правда, рыбак в сутки имеет право поймать не более 2 штук, размером не менее полуметра, но зато без лицензий. Считается, что в более северном - Пяозере  больше сига, в Топозере - хариуса. Окунь и щука присутствуют в обоих водоемах, причем из-за особенностей кормовой базы, они чрезвычайно вкусны. А благодаря тому, что температура на глубинах всегда близка к нулю, практически круглогодично ловится налим, в основном на донку с насадкой местной рыбы. Летом, даже в самое теплое время, на глубинах до 20 метров ловят его достаточно активно. На глубинных банках отвесным блеснением ловится палия. Сига на Топозере ловят в основном в более южной, островной части, и у устьев впадающих рек. На Пяозере он распространен повсеместно. С потеплением воды в июле клев сига и хариуса существенно ухудшается, и возобновляется в августе, иногда, с похолоданием воды - в конце июля. Мелкого хариуса много на прибрежных каменистых участках, крупный предпочитает гряды у островов, с глубиной 2-4 метра.

Из-за высокой прозрачности воды ловля на спиннинг взаброс менее популярна, чем троллинг, позволяющий отпустить приманку на более дальнее расстояние. Не говоря уже о том, что такие виды, как кумжа троллингом в принципе ловятся гораздо эффективнее.

ДРУГИЕ ВОДОЕМЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА

Кроме указанных выше, самых крупных водоемов Северо-Запада, для рыболовного туризма есть достаточно много объектов и в Карелии, и в Мурманской области. Интересна речная рыбалка, особенно в годы массового хода горбуши в северные реки. Так же можно купить лицензию на лов семги, на участках рек Мурманской области. А также для рыболовного туризма представляет интерес морская рыбалка в Белом и Баренцевом морях. Правда, если Белое море является объектом в большей степени рыболовного туризма, то есть совмещения отдыха, рыбалки и водных путешествий, то Баренцево море гораздо суровее, и в основном туда едут на рыбалку с базированием на берегу и выходами в море только на сам процесс ловли рыбы. Зато треска Баренцева моря существенно крупнее Беломорской. Кроме трески в морских уловах присутствует пикша, сайда, палтус, пинагор, сельдь, сезонно - лососевые виды рыб (горбуша, лосось).

Самые распространенные проблемы

Как часто бывает, проблемы являются оборотной стороной привлекательности

  • Сеть качественных автодорог более-менее охватывает только достаточно крупные региональные центры, до наиболее интересных мест лучше добираться водным путем
  • Сервис проката лодок и моторов находится в зачаточном состоянии, да и риски приехать за 1000 с лишним километров и оказаться с внезапно неисправным прокатным мотором или лодкой достаточно велики и неприятны по последствиям
  • Удобные парковки техники как стихийные, так и в населенных пунктах расположены достаточно редко, и зачастую, как например на Кумском водохранилище, таких подъездов два-три на весь крупный водоем.
  • Основные виды рыбалки - троллинг, кораблик требуют наличия лодки, и даже такие традиционные виды ловли как спиннинг или поплавочная ловля на больших водоемах с берега почти недоступны или мало результативны.

Очевидно, что большинство этих проблем решается наличием собственной лодки

Особенности выбора лодки для большого водоема

Понятно, что мощный катер со стационарным мотором или 5-6 метровый РИБ закрывают многие вопросы, но сейчас я хочу написать, чем стоит принять во внимание, при желании приобрести лодку специально для дальних походов. Условия, характерные для рыболовного туризма:

  • Наличие одного или нескольких достаточно протяженных переходов до 40-50 километров в день, с длительными стоянками и разбивкой базового лагеря. На таких переходах лодки идут максимально загруженные и лов рыбы, как правило, не осуществляется.
-8

  • Локальные перемещения на лодках с целью рыбалки, или осмотра близлежащих мест. Это, как правило, относительно небольшие перемещения от базового лагеря, налегке, с минимальным количеством людей в лодке (1-2 человека, редко больше)
-9

  • Возникающей иногда необходимостью сходить одной-двумя лодками в ближайший населенный пункт (чаще всего место старта и оставления автомобилей) например для дозакупки продуктов или эвакуации заболевшего члена экспедиции. (длинные перегоны налегке на большое расстояние)
  • Наличием возможности ситуации, когда придется вынужденно выходить на маршрут при не самых благоприятных погодных условиях, например в связи с окончанием отпускного времени.
  • Рыбалкой, как в прибрежной, условно-безопасной зоне, так и в открытых районах с высоким удалением от берега, в которых смена погодных условий может происходить достаточно резко.

Исходя из этих особенностей видно, что на первый план выходит лодка моторная. Которые сочетают в себе возможности дальних переходов на высокой скорости (минимум 30-40 км/час), большую грузоподъемность и пассажировместимость, и в то же время имеющие возможность малого хода со скоростью 3-5 км/час и менее для обеспечения комфортного режима рыбалок.

О выборе мотора

Ключевыми вопросами являются два: желаемая мощность и двух- или четырехтактный вариант выбрать.

У меня был друг, который очень долго уверял нас, что 2,5 сильная Ямаха - лучший мотор для дальних путешествий. Мол, поскольку вещей все равно много, то все даже с мощными моторами идут в водоизмещенном режиме, то есть скорость 11-15 километров в час, и он на своем 2,5 сильном моторе вполне всех догоняет. А когда начинаются радиальные рыбалки от лагеря, то тут и скорости не надо.

Однако единственный реальный плюс, который он получал, это то, что на десятидневную поездку на большое озеро у него уходило от силы 20 литров бензина, в то время, как мы палили под сотню. Окончательно он пересмотрел свои убеждения, когда купил "для пробы" мотор 9,8 сил. И, естественно все прошлые аргументы были забыты. И скорость доставки к лагерю возросла, и районы ловли расширились. Так что о слабосильных моторах можно говорить лишь в разрезе экономичности, но реально при размерах лодок, о которых будем говорить ниже, все будет ограничено только транспортными возможностями по доставке до слипа, и требуемым запасом бензина.

Важно понимать, что потребляемый объем топлива с увеличением мощности мотора возрастает нелинейно. И оптимальными с точки зрения веса, транспортных возможностей и потребляемого топлива будут моторы 15-20 л/с. Причем потребление бензина у двухтактных почти в два, редко в полтора раза выше, чем у четырехтактных. И надо помнить, что бензин, это не только потраченные деньги, но еще и вес, который надо привезти к месту слипа, и увезти в базовый лагерь. При этом то, что четырехтактный мотор раза в два больше весит, чем аналогичный по мощности двухтактный, с лихвой компенсируется его экономичностью.

Приведу пример. В 10 дневной поездке на Топопозеро при моторе НDX - 15 (двухтактном) мне не едва хватало 100 литров, когда поменял его на Сузуки -20 сил (4-х тактный) , от взятых с собой 70 литров как правило остается 20 литровая канистра. То есть мощность увеличена на 5 сил, а экономия по бензину в два раза.

Тему "регистрат/не регистрат" я даже не хочу тут рассматривать. В данном случае говорим только о полезных свойствах техники, а не о юридическом крючкотворстве и способах его обхода.

Так что для большинства лодок будет оптимален четырехтактный мотор 15-20 л/с.

Два слова о набирающих сейчас популярность водометах и водометных насадках

Не буду долго расписывать, просто ПЛЮСЫ:

- винта нет, ходовая часть двигателя расположена вровень с дном лодки, это позволяет в незнакомых местах идти на большей скорости, не боясь наскочить на камень или мель (прошла лодка - пройдет и двигатель) И это пожалуй единственный "Плюс", но он может быть ключевым в местах, где приходится много перемещаться по меняющимся глубинам.

МИНУСЫ

  • реальная мощность уменьшается процентов на 20, относительно такого же винтового двигателя (соответственно при равных реальных мощностях, расход топлива выше)
  • Решетка водозабора забивается чаще, чем винт, особенно при наличии в водоеме тины и мелких камней, а чистить ее, или паче чаяния всю "улитку", если мусор пробил решетку...
  • маневренность несколько ниже, чем у винтового двигателя
  • цена

Ну а из соотношения плюсов и минусов - выбор делайте сами.

О выборе лодки

На мой взгляд, для безопасного хождения по крупным водоемам плавсредство должно начинаться от размера 420. А с учетом транспортировки, если вы не планируете брать прицеп (а тогда лучше РИБ или катер), а все же транспортируете лодку в сложенном виде , то реально размеры могут быть от 4,2 метра до 4,5 метров. Да, конечно можно хотеть и больше. Чем длиннее лодка, тем больше возможностей хода по волне, и тем комфортнее рыбалка. Но реально при рыболовном туризиме все время приходится искать компромиссы между транспортировкой плавсредства к водоему и комфортной ловлей и ходом по воде.

Сейчас достаточно много производителей, делающих достойные модели в этих размерах, поэтому я хочу сказать об особенностях трех подходов, трех типов лодок, из которых как правило и выбирается конкретная модель. Это пайольная лодка, НДНД, и катамаран. За более 20 лет поездок я обладал всеми типами лодок, и кратко освещу основные достоинства и недостатки.

Пайольная лодка

-10

Плюсы:

  • возможность грузить лодку более жесткими грузами, чем два остальных типа лодок.
  • как правило более килеватые, чем НДНД , лучше "режут" волну
  • имеют свою инерционность, соответственно лучше чем НДНД держат курс
  • в лодке можно стоять при ловле, не опасаясь повредить дно
  • две упаковки (шкура и пайолы) проще укладываются в наземный транспорт, каждая из упаковок легче, чем целая НДНД или катамаран
  • менее критична к геометрическому расположению груза и его развесовке по лодке.

Недостатки

  • сборка/разборка тот еще аттракцион, требующий опыта и навыков, а после небольшого шторма могут потребоваться и доп инструменты для разборки
  • общий вес в сборе всегда существенно больше чем НДНД или катамарана аналогичных линейных размеров
  • больше деталей, которые можно "забыть" дома, устроив себе на водоеме дополнительную "головную боль" и технические мучения как без стрингера сохранить геометрию и жесткость дна (например).

Надувное дно низкого давления (НДНД)

-11

Сейчас чрезвычайно популярно, поскольку не такое уж и низкое это самое "низкое" давление дна.

Достоинства

  • легкость лодки в сборке
  • меньший вес при транспортировке
  • "мягкость" хода по волне (но использование этого свойства требует определенных навыков)

Недостатки

  • габариты упаковки и сложность свертывания лодки в эти габариты.
  • очень критична к загрузке, особенно при одиночном использовании
  • большая парусность при меньшей чем у пайольной массе, требует загрузки носовой части, или установки дистанционного управления, что бы сместить рулевого вперед
  • критична к загрузке твердыми предметами, не только со стороны баллонов, но и по дну. И даже не всегда спасают вкладыши на дно.
  • даже небольшой прокол дна приводит к достаточно быстрому ухудшению мореходных и грузовых свойств

Катамаран

-12

Это грузовая лошадка для тех кто любит комфорт , но при этом есть куча минусов, о которых вам не скажут производители

Достоинства:

  • Самый мореходный из трех видов (высокие борта из-за скегов, два киля очень хорошо держат курс, режет небольшую волну)
  • как правило - самая большая площадь кокпита при равной длине
  • отличный водослив из-за поднятого над водой дна
  • при равном размере - самый грузоподъемный
  • очень удобен для ловли вдвоем
  • усиление скегов как правило позволяет не задумываясь выносить катамаран на берег сходу (хоть лучше этого и не делать, берег - берегу рознь)

Недостатки:

  • Самая большая транспортная упаковка и ее вес
  • Очень критичен к развесовке груза для выхода на глиссирование, иногда приходится просто танцы с бубнами устраивать, что б нормально распределить груз, не потеряв ходовых качеств
  • критичен к высоте волны, точнее к подвесу мотора. Из-за поднятого над водой дна при волне начинаются прохваты винта. Начинается шаманство с подрезкой транца, или наоборот с его наращиванием и изменением длины ноги мотора (замена мотора)
  • критичен к одиночному использованию, особенно при встречном ветре и загрузке одним человеком.

В общем могу сказать что катамаран, при всех его плюсах требует большой любви к деликатному и вдумчивому использованию.