Найти в Дзене

Нижний Новгород. март 2016 (часть 14 - Парк Победы).

История этого места начинается в 1983 году. Именно тогда, к грядущему 40-летию Победы в ВОВ, с подачи властей города Горького, здесь, на набережной Гребного канала, решили создать парк. Началось благоустройство территории площадью более 3 гектаров: проложили дорожки, разбили клумбы и аллеи. "Именные" деревья, например, пирамидальные тополя, здесь сажали герои, ветераны войны и труда, почетные и уважаемые граждане. Парк, названный парком Победы, торжественно открыли 9 мая 1985 года. Потом началась горбачёвская перестройка. Парк Победы стал постепенно разрушаться. Лишь спустя много лет руководство города вновь обращает внимание на это место. Принимается решение об открытии здесь музея под открытым небом и центра военно-патриотического воспитания. С 2012 года сюда стали привозить военную технику: танки и бронетехнику, артиллерию, автомобили и самолеты.

На переднем плане 85-мм дивизионная пушка Д-44
На переднем плане 85-мм дивизионная пушка Д-44

Все эти машины настоящие, есть среди них и реальные фронтовые "ветераны", принимавшие участие в боевых действиях. Основу коллекции составляет техника, произведенная на заводах нижегородского региона. У входа в парк гостей встречает небольшая коллекция автомобилей производства Горьковского автозавода. Самая ранняя машина здесь – "Полуторка", ГАЗ-АА, это одна из первых моделей ГАЗа, производить их стали с 1932 года, массово выпускали в годы ВОВ. Горьковский автозавод поставил действующей армии каждый второй грузовой автомобиль. Небольшой грузовичок с грузоподъемностью всего полторы тонны был настоящей рабочей лошадкой всех фронтов.

ГАЗ-АА "Полуторка".
ГАЗ-АА "Полуторка".

ГАЗ-67Б - тоже массовое производство Автозавода военных и послевоенных лет. Часто в фильмах о войне мы видим такие машины. Полноприводный, прекрасной проходимости, легкий в эксплуатации и ремонте легковой автомобиль. Применение его в годы войны было разнообразным: командирский, штабной, связной, разведывательный, легкий тягач для артиллерийских орудий. Чтобы облегчить и ускорить высадку пассажиров (в случае обстрела, например), у них не было дверей. В непогоду их заменяли брезентовые двери, а также натягивался тент. Ну а чтобы лобовое стекло не отражало солнечные блики и не демаскировало автомобиль, оно в этой модели устанавливалось, насколько это возможно, вертикально, а модно было и вовсе его опустить на капот.

ГАЗ-67.
ГАЗ-67.

Кроме того есть ещё несколько машин послевоенного времени. Например: легковой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-69 (годы выпуска 1952-1972); легковой автомобиль ГАЗ М-20 "Победа" (годы выпуска 1946-1958 годы); грузовой автомобиль ГАЗ-51 (годы выпуска 1946-1975).

ГАЗ-69.
ГАЗ-69.
ГАЗ М-20 "Победа".
ГАЗ М-20 "Победа".
ГАЗ-51.
ГАЗ-51.

Почетное место в экспозиции занимает средний советский танк Т- 34-85. Согласно опросам военных, инженеров и конструкторов со всего мира, он признается лучшим танком XX века. Создавалась эта машина еще в довоенное время, молодым конструктором Михаилом Кошкиным, возглавлявшим КБ Харьковского паровозостроительного завода. Он был достаточно прост в изготовлении и ремонте, и что немаловажно-относительно дешев. Форма, компоновка и боевые характеристики танка Т-34 определили пути развития мирового танкостроения на десятилетия вперед. Всю войну происходило совершенствование танка, в 1943 году, например, был принят на вооружение Т-34-85 с новой, более мощной и дальнобойной пушкой калибра 85 мм и бронированной литой башней с толщиной брони до 90 мм. Только почему-то окрашен танк в 2016 году был белым цветом.

Средний танк Т-34-85.
Средний танк Т-34-85.

Самые старые пушки здесь - времен Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов. Зенитные орудия использовались для борьбы с вражеской авиацией, защищали, кстати, в годы Великой Отечественной и тыловые города от налетов фашистских бомбардировщиков. Город Горький был одним из крупнейших оборонных центров страны тогда. Находясь всего в 500 км от линии фронта, он также подвергался бомбардировкам, вплоть до середины 1943 года. Такие пушки, как 37-миллиметровая зенитка 61-К, в годы войны стояли у каждого нашего завода и у прочих важных стратегических объектов - вокзалов, мостов, складов и нефтебаз.

37-мм автоматическая зенитная пушка 61-К.
37-мм автоматическая зенитная пушка 61-К.

Зенитные орудия ведут огонь по быстро перемещающимся целям, поэтому одно из главных требований к ним - скорострельность. Достигается она за счет автоматической системы подачи снарядов: энергия отката ствола используется для перезарядки. Снаряды подаются обоймами, по нескольку штук, или лентой. Поэтому 80-100 выстрелов в минуту - средние показатели скорострельности таких орудий. Есть в экспозиции и послевоенные образцы зениток (см. ниже).

-10
-11
23-мм зенитная установка ЗУ-23. Год принятия на вооружение - 1960 год.
23-мм зенитная установка ЗУ-23. Год принятия на вооружение - 1960 год.
57-мм автоматическая зенитная пушка. Годы производства 1950-1957.
57-мм автоматическая зенитная пушка. Годы производства 1950-1957.

Также в коллекции парка есть реактивная установка залпового огня- знаменитая "Катюша". Даже далекому от военной истории человеку известно, что таким ласковым женским именем этот реактивный миномет прозвали солдаты ВОВ. Установка БМ-13 представляет из себя ряды металлических направляющих балок с изменяемым углом подъема и поворота. На них крепятся 16 реактивных снарядов. Базируется вся эта конструкция на шасси грузового автомобиля (в данном случае – ЗиС-151). В кабине автомобиля располагается пульт управления, от него к снарядам идут провода. Электрический импульс приводит установку в действие. На вооружение это чудо тогдашней военной техники было принято прямо накануне войны - 21 июня 1941 года. Первый боевой залп БМ-13 прозвучал 14 июля 1941 г, удар проводился по железнодорожному узлу г. Орша Белоруссии. Самой первой батареей из 7 установок командовал капитан Иван Андреевич Флеров.

132-мм реактивная установка залпового огня БМ-13 Н "Катюша". Годы производства 1941-1946.
132-мм реактивная установка залпового огня БМ-13 Н "Катюша". Годы производства 1941-1946.

Далее коллекцию артиллерии продолжает "Сорокапятки". Прозвище пушки указывает на ее калибр - 45 мм. Если линейкой измерить диаметр ствола, получится ровно 4,5 см. Создавалась она как противотанковая, но эффективной стрельба по танкам из нее была лишь в ближнем бою. Били "Сорокапятки" также по пехоте и укреплениям противника. Данный образец принимал участие в ожесточенных сражениях на Курской дуге, где была разбита и не смогла больше стрелять. Солдаты бросили ее на поле боя. Спустя много лет ее обнаружили поисковики, отремонтировали, почистили, покрасили, и теперь пушка здесь.

45-мм противотанковая пушка 53-К "Сорокопятка".
45-мм противотанковая пушка 53-К "Сорокопятка".

Следующую пушку солдаты на войне звали "Матушка" по заводскому индексу М-30. Это 122 миллиметровая гаубица. Пушка такой конструкции отличается тем, что стреляет с закрытых позиций, по навесной траектории. Но разумеется, для эффективной стрельбы нужно знать точные координаты врага.

122-мм дивизионная гаубица М-30.
122-мм дивизионная гаубица М-30.

Среди экспонатов артиллерии представлены также 85-мм дивизионная пушка Д-44 (1946-1954 годы), 76,2-мм горная пушка 2А2 (принята на вооружение в 1958 году), 120-мм миномёт 2Б11 (на вооружении с 1981 года). Есть экспонаты, которые и сейчас стоят на вооружении Российской Армии (САУ 2С23 "Нона-СВК", миномет "Поднос" и другие).

76,2-мм горная пушка 2А2.
76,2-мм горная пушка 2А2.
120-мм миномёт 2Б11.
120-мм миномёт 2Б11.
82-мм миномёт 2Б14 "Поднос".
82-мм миномёт 2Б14 "Поднос".
Самоходное артиллерийское орудие 2С23 "Нона-СВК".
Самоходное артиллерийское орудие 2С23 "Нона-СВК".

В парке имеется большая коллекция бронетехники. Среди образцов БТР Т-70. Это не только самоходная огневая точка, но и быстроходное транспортное средство высокой проходимости и надежное подвижное укрытие для мотострелков, хорошо приспособленное для ведения боевых действий в условиях применения ядерного оружия. Бронетранспортер БТР-70 плавающий, с круговым бронированием, четырехосный, восьмиколесный, со всеми ведущими колесами, обладающий высокими динамическими качествами, проходимостью и плавностью хода, способный следовать за танками, с ходу преодолевать окопы, траншеи и водные преграды.

БТР Т-70.
БТР Т-70.

Боевая машина пехоты БМП-1 является одним из видов бронетанковой техники, заметно усилившим наступательную мощь мотострелковых подразделений Советской Армии. Повышение огневой мощи мотострелков достигнуто благодаря применению в машине современного вооружения, обладающего высокими поражающими свойствами, и развитого комплекса приборов управления огнем. Небольшая масса и размеры БМП-1 обеспечили ей малую уязвимость на поле боя, а также наделили ее плавучестью и удобством транспортирования по воздуху. БМП-1 оснащена орудием со спаренным пулеметом ПКТ калибра 7,62 мм и противотанковым ракетным комплексом, которые размещены во вращающейся башне. Гладкоствольное полуавтоматическое орудие позволяет поражать танки на удалении до 1300 м и фактически является противотанковым средством ближнего боя.

Боевая машина пехоты БМП-1.
Боевая машина пехоты БМП-1.

Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2 была разработана конструкторским бюро во главе с В.А. Дедковым и серийно производилась с 1965 по 1989 год. Машина имела закрытый герметичный корпус, на котором крепились все агрегаты и механизмы. Он изготовлялся из броневых листов толщиной 10 мм и 6 мм. В качестве вооружения использовалась установка БПУ-1 со спаренными пулеметами 14,5-мм КПВТ и 7,62-мм ПКТ, смонтированная во вращающейся конической башне. Есть и другие образцы военной бронетанковой техники.

Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2.
Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2.
Тяжёлый танк Т-10М.
Тяжёлый танк Т-10М.
-25
-26
-27
-28

Есть в коллекции музея и самолёты. Все они послевоенные. МиГ-27 - советский сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик третьего поколения с крылом изменяемой стреловидности. Предназначен для нанесения ударов по подвижным и неподвижным наземным и воздушным целям. Может нести тактическое ядерное оружие. Самолёты МиГ-27 участвовали в войне в Афганистане (в составе ВВС СССР), в ирано-иракской войне 1982 г и операции "Буря в пустыне" в 1991 г (в составе ВВС Ирака), в гражданской войне в Ливии в 2011 г (с обеих сторон).

МиГ-27.
МиГ-27.

Советский сверхзвуковой высотный истребитель-перехватчик 3-го поколения МиГ - 25 ПУ, спроектированный конструкторским бюро Микояна - Гуревича. Учебно-тренировочный вариант перехватчика. Несколько машин привлекались для космической программы "Буран".

МиГ - 25 ПУ.
МиГ - 25 ПУ.

На территории парка есть памятный монумент советскому военачальнику, командующему Воздушно-десантными войсками в 1954-1959 и 1961-1979 годах, генералу армии, Герою Советского Союза, лауреату Государственной премии СССР, кандидату военных наук Маргелову Василию Филипповичу.

-31

После 2016 года, насколько я узнал из интернета, экспозиция музея заметно расширилась. В заключение ещё мои фотографии из парка.

Зенитно-ракетный комплекс "Нева" С-125 М.
Зенитно-ракетный комплекс "Нева" С-125 М.
-33
-34
-35
-36
-37
-38
-39
Учебно-тренировочный самолёт Л-29 (Чехословакия).
Учебно-тренировочный самолёт Л-29 (Чехословакия).
Сверхзвуковой многоцелевой истребитель.МиГ-21 бис.
Сверхзвуковой многоцелевой истребитель.МиГ-21 бис.
-42

Ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим близким, друзьям и знакомым.