Начало:
1 часть.
2 часть.
3 часть.
Продолжаем. В первых трех частях мы увидели безусловные артефакты которые можно интерпретировать как допотопное наследие мегаполиса античных времен, который имеет условное название Пра-Питер. В том числе прогулялись по территории монастыря. Теперь мы внимательно посмотрим на главное здание монастырского подворья и подробно его изучим. Здесь так же наследие антички.
Сразу напомню, что фото в исходном размере только в Живом Журнале, читателям Дзена и остальных ресурсов рекомендую переходить в ЖЖ, это моя основная площадка. И только в ЖЖ все фото в полном разрешении. Фото кликабельны.
Главное здание выходит на Петергофский проспект. Парадное. С парадными воротами. Именуется как братский корпус с надвратной церковью святого мученика Саввы Стратилата. Датируется как 1862 год. Кто такой Савва Стратилат, если кто не знает, то скажу кратко, что это такой мужик времен антички и раннего христианства, которого за принятие христианства и соответствующие проповеди утопили. Вообще этот Савва не одинок. Был еще Федор Стратилат, которому за аналогичное принятие веры в Христа отрубили голову. Были и другие подобные персонажи, в том числе их дубликаты. Но это не тема нашей сегодняшней статьи.
Вот это здание.
Здание большое и красивое. Поскольку все монастырское подворье является наследием дачи Екатерины, родной сестрицы императрицы Анны Иоановны, разумно предположить что данное здание не более чем перестроенный бывший дворец. В каком объеме перестроенный, сейчас трудно сказать, возможно он имел серию перестроек. Нам важно лишь то, что здание покоится на древнем фундаменте и первый этаж стандартно утоплен в землю.
Да, пока не забыл. У этой церкви крест косой палочкой ориентирован на юго-запад. Кому интересно почему так, отсылаю к своей старенькой статье о религии, там найдете ответ. И эту церковь тоже. Статья большая, несколько частей, немножко устарела по исторической части (за прошедшие 7 лет собран и уточнен новый материал), но в профильном смысле статья актуальна, и вы найдете почти все ответы которые касаются вопросов веры. Что, почему и как. И как надо ходить в церковь. Чтобы все работало. В общем ссылка на 1 часть, а там по порядку.
Это же здание, вид со двора. Обратите внимание на арочный портал. В старинном русском стиле.
Вы замечаете некий дисбаланс пропорций? Небольшой, но все же. Слишком приземисто. Заметили? И это не просто так. Здание утоплено. И это хорошо видно если зайти внутрь арки.
Мы видим двери. Они утоплены в землю.
Кирпичные арочные своды стоят на гранитном основании. Вот этот гранит и есть родной допотопный. Кирпич - это 17-18 век, возможно и 19 век, то есть заявленный 1862 год, особенно верхняя часть здания.
Если выйти из арочного портала, и посмотреть вдоль здания, то мы так же увидим утопленные окна и двери. Если не смотреть в комплексе и не понимать концепцию строительства и перестройки, то маленькие окна у земли можно принять за цокольный этаж. Но это лишь при поверхностном не внимательном взгляде.
Более того, двери сделаны из окон.
В общем понятно. Более в этом здании ничего примечательного мною не обнаружено.
Ну и вишенка на торте. Это входные ворота с оградой. Это шедевр.
Гранит. Везде гранит и еще раз гранит. Это Питер. В любом городе мира эти ворота были бы местом паломничества миллионов туристов со всего мира. В Питере же это просто вход в мужской монастырь. Давайте внимательно его изучим и может быть что-то интересное найдем. Конечно же найдем! Эту самую вишенку!
Ну, погнали. Итак, вход. Это правый. За ним заборчик.
Давайте с заборчика и начнем. Не хилый такой заборчик.
Заборчик имеет балясины. Из гранита разного паспорта. И разной степени эрозии. И разного качества исполнения. Обратите внимание, что наивысшая детализация и качество обработки у розовых балясин. Из гранита этого же паспорта (розовый мелкозернистый) сделаны и остальные элементы ограды - основание и перекрытие. Полосатый и пятнистый гранит имеет более простую форму и относительно низкое качество. Это не эрозия и не старость. Это именно плохое качество изготовления. Знаете почему? Это современное производство. Как смогли, так и сделали. На токарном станке. Слово "современное" нужно понимать условно. Это мог быть и 18 век и 20 век. Для гранита срок в две-три сотни лет это как для нас неделя. Не сильно изменится. Следы эрозии будут трудно отличимы и визуализация больше будет привязана к качеству изначальной обработки. Ведь мы не видим ни шлифовки, ни тем более полировки. Вот тогда бы мы смогли выставить шкалу возраста по степени эрозии. Шелушениям, отслоениям и глубине каверен. А так нет. Просто разное качество исполнения. И лишь допущения по возрасту.
Далее. Перекрытия и основания. Они тоже разные. Как по паспорту гранита, так и по качеству исполнения. На следующем фото в кадре слева блок чуть более розовый. Правее чуть серее. Не смотря на то что нет шлифовки, а лишь грубая обработка, видно что розовый блок более утончен эстетически и имеет намного лучшее качество обработки. Все линии в строгой геометрии. А вот за ним чуть более серые блоки имеют плохую геометрию. Линии не прямые, плоскости не выдержаны, и вообще они не совпадает с розовым блоком. Разница показана стрелкой.
Это говорит о том, что и эти элементы забора делались в разное время и на разном технологическим уровне. Розовый блок можно шлифануть и даже полирнуть. Он сохранит геометрию и будут лишь каверны. А вот серые блоки шлифуй не шлифуй - ничего путного уже не получится. Они сами по себе кривые.
Одна из балясин позднего исполнения и худшего качества поломана и валяется под забором. Никому не нужна, приходите и забирайте. Видно что природный гранит, породы розового рапакиви. Рапакиви дословно переводится как пятнистый камень. Рапа-киви = рябой-камень.
Теперь внимательно посмотрим саму входную группу. Ужасно сложная геометрия. Более того, элементы разных блоков подобраны по текстуре.
На крест не обращайте внимание, он металлический.
Вот эта "балясина" - это один блок. Присмотритесь. Как вам? Это не фигура вращения, задняя стенка в блоке. И как это сделано?
Задумались? Это тот же розовый мелкозернистый гранит с очень правильной геометрией как и в случае балясин и блоков ограждения. Но это не всё. Смотрим дальше.
Как вам? Это уже спаренная балясина. И тоже единый блок. Ладно сделать, это же еще и придумать надо было такую загогулину! Но и это еще не все. Обратите внимание на то, что блок под "балясиной" другого паспорта. Чуть более крупная зернистость и светлый оттенок. Так вот вся входная группа собрана из гранитов двух паспортов. То есть те кто это делал заморочились еще и на подбор камня по цвету и рисунку! И это не тот рапакиви который мы видим на балясинах ограждения.
Балясина забора первая рядом. Видно что отличается. Еще крупнее зерно и еще серее оттенок.
Этот загогулистый блок тоже из единого монолита. Как вы думаете, если сейчас прийти в гранитную мастерскую и заказать им такую загогулину, смогут сделать? И если смогут, сколько запросят по деньгам? Думаю порядок цифр будет астрономическим. Если возьмутся. Если смогут. А смогут? А возьмутся? А если возьмутся и не получится? Кто оплачивать работу будет? Думаю не возьмутся. А еще же весь этот "кубик Рубика" собрать нужно и поставить так чтобы зимой кубики не разбежались. Это к вопросу зазоров "пазел", замковых схем и фундаментов.
Смотрим далее. Геометрия не просто сложная. Ну типа там чередование впуклостей и выпуклостей. И выдержки плоскости. Нет. Всё куда интереснее. Это по сути скульптура. С плавными переходами линий орнамента. Не художник не обратит внимание. Но я то художник. Посмотрите на красные стрелочки. Как переходит линия орнамента. Кстати, в художественной школе одним из базисных предметов является лепка и одна из дипломных работ как раз лепка. И там не горшок из глины надо сделать. Помнится моей дипломной работой была статуя рыбака в позе вываживания крупной рыбы. Я ее три месяца делал. И так и не успел доделать. Хотя пятерку получил. Но то рыбак и то лепка. С меня не требовали соблюдения строгой геометрии. И прочих точностей. И я не боялся что-то отколоть. Сто раз прилеплял и отрезал. А тут то гранит! Это вам не тряпочкой намочить и провести поправив форму. Здесь болгарка нужна. И не просто с диском. Набор разных дисков. И в хороших руках. Или на станке. Но на станке такой алгоритм не запрограммируешь. Если принять версию станков с примитивным приводом и использованием лекал. Это же якобы 19 век. По официальной версии. Да, забыл, официально эти гранитные ворота датируются 1847 годом.
Вот еще один сложнейший элемент орнамента. Тут и без стрелочек понятно. Плоскость переходит в декор.
Завитушки и крестики. Как же без них. Кстати о крестике. Обратите внимание что это не христианский и тем более не "православный" крест. Это просто равносторонний крест. И всё. Что означает? Что угодно. От солнца, сторон света, символа миров, прочих сакральных и астрономических значений, и до геральдики. На кресте и вокруг креста нет дополнительных уточняющих символов по которым можно было бы точнее что-то сказать.
Надеюсь, вы обратили внимание что на последнем фото лишь один поперечный шов. То есть на фото мы видим всего два блока. Громадные блоки с сложнейшим декором.
В общем понятно. Проще на метле на Луну слетать чем что-то подобное сделать еще раз. И это всего лишь вход в какой-то монастырь. Для нескольких монахов.
Законным и злободневным возникает вопрос. Как? Как это все сделано? Вот и я задумался. Начал разглядывать еще более внимательно. Удручает то, что этот входной портал весь отпескоструен. Как и входная группа собора Сергия Радонежского внутри монастыря, мы это рассматривали в 1 части. Помните? Там такой же гранитный портал сложнейшей формы. И так же из гранитов двух паспортов подобранных по цвету. Здесь все тоже самое. То что отпескоструено, для исследования это жутко плохо. Ни черта не видно. Но я все же кое что нашел.
Для начала нужно снять вопрос с материалом и технологией. У многих возникнет естественный вопрос, а не бетон ли это? И я об этом задумался. Ведь входной портал состоит из гранитов двух паспортов и эти оба паспорта не классические рапакиви. А лишь мелкозернистый и среднезернистый розовый гранит. При этом среднезернистый является переходной формой к классическому рапакиви. Рапа, то есть круглые формы (овоиды) в небольшом количестве в текстуре имеют место быть. Граниты такого паспорта очень похожи на бетон, ибо обычно не имеют сложного текстурного рисунка и редко имеют вкрапления инородных элементов. Но я искал внимательно. И нашел.
Здесь стрелками я показал текстурную жилу. Она тянется через весь блок. Это не плесень и не грязь. Это именно жила. Скорее всего черный кварц или плагиоклаз, но не факт.
На следующем фото отчетливые овоиды. Это признак натурального камня. Обратите внимание, что круглое пятнышко, рапа, не однородна. Внутри она светлая, а по периметру рапы темный ореол. Темный ореол - это плагиоклаз.
Здесь рапа попала на ребро блока и по плагиоклазу пошла эрозия, скоро отвалится.
В общем перед нами природный камень. И от этого только громче звучит вопрос - как? Как это всё было сделано?
Что я могу сказать. Пескоструй - это пескоструй. Хочешь стереть следы - отпескоструй. Лучшего средства не бывает. Здесь так и сделали. Но не всё так плохо. Кое какие следы механической обработки я нашел. Именно механической.
Здесь внутри между двумя выпуклыми элементами (я показываю пальцем) на лицо параллельные царапины.
Такой след может оставить только плоское зубчатое зубило. Долбили перфоратором или молотком я не знаю, но то что плоским зубчатым зубилом - это точно.
А вот остатки следов механической обработки на плоской поверхности.
Стрелками я показал основное направление обработки. А овалами выделил участки борозд которые сделаны одним проходом. В основном в одном горизонтальном направлении. Но есть места где инструмент (зубило) проходило и в других направлениях. Внизу фотографии видны вкрапления в камне инородных элементов, вот в этих местах мастер аккуратненько и проходил дополнительно под разными углами. Но плоскость то какая! Как будто впечатано. Высочайший уровень. Вообще по следам на этом блоке я могу определить, что скорость обработки была очень высокой. Как будто по мягкому работали. Как будто шпателем. Зубило за один прием проходило десятки сантиметров. Это перфоратор. И только перфоратор. И зубило у перфоратора было достаточно широким. Иначе бы такую плоскость выдержать бы не получилось. И тут снова вопрос - как? Только уже с иным смыслом. Вопрос технологического уровня. Вообще очень сложно это всё. Просто перфоратором не отделаешься. Тут система упоров, лекал, да и перфоратор нужно настраивать. По скорости, по силе. И что за перфоратор? Это гранит. Если кто-то подумает что какой-нибудь "макитой" из Леруа с силой удара в 2-3 Дж такое можно сделать, то он очень сильно ошибается. Тут и 5 Дж мало будет. Как минимум 7-8 Дж надо. В случае зубила шириной сантиметров 5-6. А если зубило сантиметров 10, а это минимум для того чтобы получить более-менее ровную плоскость на таком объеме, то нужно уже от 10 Дж. А перфоратор в 7-8 Дж, и тем боле в 10 Дж, это махина под пуд весом между прочим. Это сейчас, когда электромоторы. А если это пневмоинструмент? Тут целый ворох новых вопросов. Но и это не все. А зубило из какого материала? Кто его делает, сколько стоит? Думаете железяку выковал и всё? Нет ребята, это гранит. Железо мягче гранита. Вы у себя дома штробили стены под проводку? Сколько зубил вы поломали? А там специальная сталь. И ваше зубило 2 см, максимум 4 см. В общем понятно.
Ну что, давайте подводить итоги.
Сергиевская пустынь - очень интересное место. Питер большой, есть куда сходить. Но есть и нетуристические места. Но от того что нога туриста до сюда не доходит, такие места не стоит забывать. Одно из таких мест - это Сергиевская пустынь. Сюда можно и на трамвае доехать. От метро Автово трамвай №36 как раз привезет к самому крыльцу. Храм Сергия Радонежского работает по расписанию, уточняйте перед приездом. Вход в пустынь свободный. Летом еще и красиво и ухожено. В храме Сергия Радонежского очень хороший книжный магазинчик. Кроме церковной утвари и церковных книг есть что прикупить. Персонал магазина, и вообще всей пустыни в целом, традиционно для подобных мест очень отзывчев и благожелателен. Здесь нет суеты, тихо и умиротворяюще благосклонно. Любители истории здесь найдут много интересного. А для исследователей здесь вообще кладезь.
Вопросы исторического и технологического характера я максимально раскрыл по ходу статьи. Какие-то ответы я дал, какие-то в ранге предположений. Ряд вопросов остались без ответов. Так что господа любители истории, велком. Может кто-то окажется более глазастым. И что-то подскажет или уточнит. А по сему считаю возможным откланяться, всем спасибо.
п.с.
Мой блог в ЖЖ https://zodchi1.livejournal.com/
Эта статья в ЖЖ https://zodchi1.livejournal.com/25972.html