Найти тему

Вузы рассказали, каким видят высшее образование через 20 лет

Оглавление

Что изменится в университетах с учётом развития технологий и какие навыки необходимо осваивать будущим студентам и преподавателям рассказали слушатели программы «Управление цифровой трансформацией образовательных организаций».

Вуз через 10—20 лет

-2

«Университет будущего — экосистема, в которой студент, врач и преподаватель вовлечены в конструирование и реализацию своего потенциала. Через 10—20 лет традиционный университет скорее всего перестанет существовать. Сложно сказать, каким именно он будет, но мы должны быть готовы к гибкости и изменчивости на основании новых "вводных", которые могут в любой момент появиться. Вероятно, все учебные заведения — школы, университеты, колледжи — будут интегрированы в единую экосистему, проектируя обучающимся индивидуальную траекторию не только обучения, но и развития».

-3

«Аграрный университет будущего — это экосистема жизни, сочетающая традиционные и инновационные агротехнологии Севера. Вуз в 2033 году — предпринимательский университет, где будут созданы: “Центр трансформаций традиционных отраслей Севера”, учебно-производственное хозяйство “Оленепарк”, “Центр инновационных технологий глубокой переработки сырья и комплексного использования биоресурсов Арктики, научно-производственное рыбоводное предприятие "СахаБалык", учебно-научная и производственная площадка "Якутский модельный лес". И для решения управленческих и финансовых вопросов внедрена Сквозная лаборатория социально-экономических исследований, для этого нам необходимо создавать и объединять некоторые факультеты в институты для межинституционального сетевого взаимодействия, а также создавать базовые кафедры на предприятиях реального сектора экономики для интеграции университета с научными, образовательными и производственными организациями. В 2044 году это уже будет Аграрный университет будущего (Университет Жизни) — симбиоз традиционного уклада и цифровых возможностей. Возможно, наш университет станет полностью цифровым. Для этого необходимо разработать собственную онлайн-платформу и открывать филиалы в других странах».

-4

«Конкретно свой университет мы представляем в виде модели цифровой экосистемы — ядро, плюс набор сервисов и информационных систем, в которую будут интегрированы все участники образовательного процесса: абитуриенты, студенты, преподаватели, партнёры, работодатели. Главным преимуществом экосистемы университета будет её клиентоцентричность и открытость, что должно максимально удовлетворить запросы каждой целевой группы пользователей: выстраивание индивидуальных образовательных траекторий, рекомендаций по образовательным продуктам, актуальных предложений по интересам и потребностям. Открытость экосистемы университета — это возможность взаимодействия с другими экосистемами, в том числе других вузов, формируя единое образовательное пространство».

Технологии в вузе будущего

-5

«Мы видим, что университет будет представлен в двух сущностях: физической и виртуальной. Будет метавселенная — цифровой двойник университета, где помимо физического присутствия предполагается виртуальное обучение. Учить будет искусственный интеллект, студент будет взаимодействовать с метавселенной с помощью аватара. Необходимо развивать АR и VR-технологии, голограммы, машинное обучение, робототехнику».

-6

«В нём появится гибкая архитектура, позволяющая на основе сквозных технологий конструировать и реализовывать индивидуальные образовательные траектории с помощью искусственного интеллекта на основании всестороннего наблюдения за жизнью человека, начиная с его рождения до завершения активной профессиональной деятельности. Образование, наука и инновации будут тесно переплетены, давая возможность всестороннего развития личности. Также будет развита биометрия глаза, что позволит преподавателю определять по глазам, студент просто слушает или он слышит и понимает информацию, которую ему говорят».

-7

«В университете будущего будет важно наличие образовательных и научных лабораторий с возможностью исследовать процессы и явления через дополненную и виртуальную реальность».

День студента и преподавателя через 20 лет

-8

«День будет начинаться с пробуждения по интеллектуальному будильнику, который подаст сигнал с учётом фазы сна, биоритмов и циркадианных ритмов конкретного организма. Каждого человека будет сопровождать робот-помощник — аналог современного ежедневника. Трекеры и сенсоры организма проверят текущее состояние физического тела человека и скорректируют на этом основании планы на день. В планах будет обучение или преподавание, освоение новых навыков, не связанных с текущей профессией, физические нагрузки и эскапизм. Будет выстроенная траектория, чтобы не вызвать перенапряжения, но в то же время чтобы развивать навыки. Для коммуникации в удалённой команде на основании расписаний системы будут интегрировать данные и предлагать наиболее удобные слоты для всех участников. Все отчёты будут осуществляться системой в режиме реального времени. Обучающиеся смогут попасть за занятие с помощью виртуальной реальности в любую лабораторию мира и на любое предприятие на основании свободных слотов».

-9

«Обычный день студента и преподавателя, как и другого специалиста вуза, может начинаться с просмотра событий в экосистеме через единое окно доступа, в котором каждый найдёт для себя актуальную информацию. Для студента — от меню в столовой, списка рекомендуемой литературы для курсовой работы, расписания, аудитории до выбора места прохождения практики и дальнейшего трудоустройства. Для преподавателей и сотрудников — возможность планирования своей работы, взаимосвязи со студентами и партнёрами университета, организации и координации учебного процесса, повышения квалификации и других интересующих вопросов.

Возможные опции единого окна доступа — оперативные уведомления об изменениях в учебном процессе, рекомендации искусственного интеллекта о мероприятиях, еженедельный анализ траектории успеха в учебной и внеучебной деятельности, советы для более эффективного выстраивания жизни».

Необходимые компетенции в будущем

-10

«Работа с данными, умение проверять нейрофейки, факты в медиа, научные источники и способность принимать сложные решения в период неопределённости. Форсайтинг — знание новых инструментов стратегического планирования управление цифровой средой, а также умение эффективно и сбалансированно настраивать личное и рабочее онлайн-пространство с помощью искусственного интеллекта. Для развития творческого мышления — навыки цифрового дизайна. Среди базовых цифровых навыков — способность освоить на базовом уровне любую онлайн-технологию и цифровой этикет. Умение работать в удаленной команде».

-11

«Базовые цифровые навыки, формирующие культуру цифрового мира в широком её смысле, культуру кибербезопасности».

-12

«Цифровая безопасность, умение принимать новое и забывать старые навыки, мешающие познавать новое. Также необходимо научиться управлять идентичностью, так как будет очень много возможностей примерить разные роли, а для этого надо сохранить свою личность».

Следующее обучение по курсу «Управление цифровой трансформацией образовательных организаций» стартует 19 сентября.

Регистрация открыта до 10 сентября.