Найти тему

Тори Эймос: 20 песен к юбилею

В связи с 60-летием певицы мы отмечаем её проникновенный голос и бескомпромиссную, остроумную лирику  Два десятка песен Эймос по версии издания The Guardian 20.

В связи с 60-летием певицы мы отмечаем её проникновенный голос и бескомпромиссную, остроумную лирику

Два десятка песен Эймос по версии издания The Guardian

20. Up the Creek (2017)

Захватывающий ответ на судебный процесс «Джулиана против Соединенных Штатов» (в ходе которого ряд молодых людей подали в суд на правительство США за нарушение их конституционных прав, вызванное опасной концентрацией углекислого газа). Эймос нагнетает экологическую напряженность с помощью гитарной партии, взрывных струнных с ближневосточным звучанием и мантры, напоминающей старый сценический прием Хэнка Уильямса: «Если Господь захочет, и ручей не потечет», в исполнении с ее дочерью Наташей.

19. Jackie’s Strength (1998)

Предсвадебная нервозность, навеянная воспоминаниями о юности, одновременно беззаботной (ночевки под травкой, Дэвид Кэссиди) и тревожной («ты популярна только с анорексией»), в конце концов утихает благодаря призыву к спокойствию Жаклин Кеннеди Онассис: струнные настойчиво пульсируют, вокал Эймос трепещет и парит.

18. Flowers Burn to Gold (2021)

Работы Эймос редко опускались ниже определенного стандарта, что означает, что ее более поздние альбомы кажутся недооцененными: поскольку от них ожидают, что они будут хорошими, легко не заметить, насколько они хороши. Альбом «Ocean to Ocean», посвященный ковиду, является тому примером, о чем свидетельствует простая, но яркая фортепианная баллада «Flowers Burn to Gold».

17. Job’s Coffin (2011)

Это кульминация амбициозного песенного цикла «Night of Hunters», вдохновленного классической музыкой. То, что именно должно происходить в сюжете на этом этапе, немного сбивает с толку, но вы можете прочитать песню как медитацию на женскую силу — или ее отсутствие, — а мелодия и аранжировка для духовых просто прекрасны.

16. Pretty Good Year (1994)

Вдохновленная письмом от английского поклонника, в котором говорилось, что в его 23 лучшие годы уже позади, «Pretty Good Year» открывает второй альбом Эймос в драматическом стиле: нежная фортепианная баллада, которая ошеломляет слушателя внезапным одиноким взрывом гитары в стиле гранж, которая меняет настроение от сопереживания к разочарованию и обратно.

15. Trouble’s Lament (2014)

В звучании песни «Trouble's Lament», которая может быть воспринята либо как прямолинейное изображение женщины, сломя голову бегущей от своего прошлого, либо как феминистская аллегория, прослеживается слабый кантри-привкус: «Она вооружена и будет сражаться за души девушек по всему миру / Противостоя сатане».

14. Tear in Your Hand (1992)

Очевидно, написана по мотивам «Ярмарки в Скарборо», хотя вы бы и не узнали — во вступительном пении без слов есть намек на «Boxer» Саймона и Гарфанкела — «Tear in Your Hand» звучит умно и эмоционально в описании окончания отношений и готова к стадионному исполнению. Она зажигает, приводимая в действие грохочущими барабанами и электрогитарой.

13. Caught a Lite Sneeze (1996)

В Интернете есть пространные эссе, посвященные расшифровке текста песни «Caught a Lite Sneeze», которые, по-видимому, отсылают ко всему — от шумерской богини Инанны до интрижки Эймос с фронтменом Nine Inch Nails Трентом Резнором. Побалуйте себя, если хотите — из таких вещей создаются культовые композиции — или просто погрузитесь в его жуткую, заряженную, управляемую фортепиано атмосферу, пронизанную индустриальным ритмом.

12. Sleeps With Butterflies (2005)

The Beekeeper был альбомом, который вызвал критику из-за своей длины, заумности и — от самой Эймос — из-за её аранжировок. Но, пожалуй, мы все можем согласиться с тем, что «Sleeps With Butterflies» — это его изюминка. Взятая из более плавной части творчества Амоса, это нежный, теплый гимн долгосрочным отношениям с изумительным гармоничным вокалом.

Тори Эймос в "Хаммерсмит Аполло" в 2001 году. Фотография: Руне Хеллестад/Корбис/Getty Images
Тори Эймос в "Хаммерсмит Аполло" в 2001 году. Фотография: Руне Хеллестад/Корбис/Getty Images

11. Spring Haze (1999)

Экспериментальный и экспансивный, наполовину концертный, наполовину студийный альбом «To Venus and Back» застал Эймоса размышляющей обо всем — от Наполеона Бонапарта до галлюциногенных наркотиков и фемицида. Тем временем, на «Spring Haze» неудачное путешествие на самолете алхимическим путем превращается в песню, загадочную, зловещую и — как ни странно — сексуальную. Трек, который завораживает как ничто другое из того, что она записала.

10. Precious Things (1992)

Первоначальная версия дебютного альбома Эймос была отклонена ее лейблом, что привело к появлению множества новых песен, среди которых «Precious Things» — с ее лирикой потока сознания и постоянно набирающим обороты импульсом — звучит как внезапно прорвавшаяся плотина разочарования. Самая запоминающаяся фраза: «То, что ты можешь заставить меня кончить — не делает тебя Иисусом».

9. Cooling (1998)

«Cooling» была написана для «Boys for Pele», но отнесена к категории B-side — неправильно, как позже рассудила Эймос, что объясняет, почему она так часто возвращается к ней на сцене. В этой песне она умудряется быть одновременно лирически эллиптичной и совершенно душераздирающей: это очень непросто.

8. Bouncing Off Clouds (2007)

Девятый альбом Эймос, «American Doll Posse», продавался с трудом — 23 трека, якобы исполненных пятью разными персонажами, в музыкальном миксе присутствует всё, от рэгтайма до экспериментального гитарного нойза, — но «Bouncing Off Clouds» — одно удовольствие. Это просто восхитительная, волнующая поп-песня с потрясающим припевом.

7. Cornflake Girl(1994)

Вездесущая в середине 90-х и до сих пор самая известная песня Эймос — версия, перепетая Florence + the Machine, недавно использованная в саундтреке к телесериалу «Шершни» — запинающийся ритм «Cornflake Girl» и сага о женском предательстве звучат так же захватывающе почти 30 лет спустя. Это таинственный, нестандартный поп, который приглашает вас разгадать его.

6. A Sorta Fairytale (2002)

Многие песни Эймос лирически сложны и допускают множество интерпретаций, но прелесть «A Sorta Fairytale» в ее простоте — описание автомобильного путешествия, которое начинается с прекрасных воспоминаний, но заканчивается разочарованием, под музыку, которая умудряется быть эпичной и в то же время интимной.

5. Professional Widow (1996)

В Европе ремикс Арманда Ван Хелдена на песню «Professional Widow» стал таким огромным хитом, что в массовом сознании затмил оригинал. Жаль, но версия Ван Хелдена великолепна: в своем первоначальном виде «Professional Widow» — совсем другой зверь — бурлящий, горький, мощный, совершенно неотразимый.

4. Winter (1992)

Имело смысл, что Эймос стала знаменитостью в эпоху гранжа. Хотя в музыкальном плане у нее было не так много общего с Nirvana, она занималась таким же грубым самоанализом, как и в потрясающем исследовании «Winter» о самооценке, старении и ее отношениях с отцом. Пять минут безжалостных – если они красиво организованы — эмоциональных ударов под дых.

3. God (1994)

В музыкальном плане резкая — по крайней мере, по стандартам ранних альбомов Эймос, исполненных под управлением фортепиано, — с соответствующими текстами, песня упрекает христианство, особенно католическую церковь, в женоненавистничестве и в том, что Эймос в другом месте описала как «жестокую и исполненную ненависти преданность». Это сердито, язвительно, остроумно («Тебе нужна женщина, чтобы присматривать за тобой?») и увлекательно.

2. Spark (1998)

«Spark» совершенно не шутит. Видео, в котором Амос безуспешно пытается скрыться от похитителя, предварялось предупреждением о содержании; в самой песне резко говорилось о выкидыше. Все в ней, от электронных эффектов на ее вокале до драматической аранжировки и бурлящей кульминации, кажется волнующим, смелым и блестящим.

1. Silent All These Years (1992)

Есть что-то удивительное в том, что песня «Silent All These Years», олицетворяющая то, что сделало дебютный альбом Эймос таким ярким, вовсе не предназначалась для исполнения Эймос: она написала ее для суперзвезды софт-рока 70-х годов Эла Стюарта. В тексте песни Русалочка, злоупотребление закисью азота и незапланированная беременность превращаются в рассуждения, что женский голос не слышен, но ее гениальность заключается в том, как она сочетает свою катарсическую ярость с мягко воздействующей музыкой, эффективно укладывая слушателя в ложное чувство безопасности. Это не обычный мейнстримовый автор-исполнитель.