Этот вопрос уходит корнями в послевоенное время. Именно тогда школы в Европе и Америке стали возводить не ввысь, а вширь. Стояла острая задача обучить большое количество детей, поэтому строили быстро, из простых материалов и упаковывали это в моду на модернизм, который, как известно славится обилием бетона и стекла. Время идет, а в современной России продолжают строить типовые школы, горизонтально расползающиеся в разные стороны.
В итоге конвейерный способ постройки сформировал типового ученика с типовым мышлением, ведь если быт и среда, как писал Маркс, действительно определяют сознание, то для его развития в коробках с белыми коридорами просто нет субстрата.
Выход из этой ситуации один — создавать школы, которые пробуждают детское любопытство и стимулируют воображение всеми возможными способами. Для этого не нужно многое: если на территориях школ появятся хотя бы самые простые в уходе фитофермы или огороды, это уже будет важным шагом на пути к изменениям.
Подкреплять развитие ребенка нужно средой, в которой всё инициирует общение и познание. Сейчас есть тренд на создание игровых территорий без привязки к возрасту — их проектируют такими, чтобы на них было интересно и старшим, и младшим классам. В Исландии, например, очень популярны батуты, кажется, что они там есть у всех. Дети договариваются (важный коммуникативный навык), сколько каждая группа будет резвиться, и после уступает место другим. А о том, что батуты и упражнения с отскоком ещё и великолепно сказываются на лимфатической системе детей, которые много времени проводят за партами, говорить не приходится.
К благоустройству школьных дворов и самих кабинетов необходимо подходить холистически, то есть системно, — самые, казалось бы, незначительные детали, влияют на все аспекты развития ребенка. Уже доказано, что дети, которые учатся в классах с естественным, а не искусственным, освещением на 20 % лучше понимают математику и настолько же более успешны в школе в целом. Добавить дневного света в класс можно установив панорамные окна. Помимо того, что они пропускают больше света, они также убирают эффект бункера и экономят электроэнергию.
Благоустройство школьных дворов тоже имеет большое значение — причудливые формы лавочек и необычные фонари помогают привить ребенку привычку мыслить вне шаблонов.
Технопарк “Айра” принимал участие в благоустройстве школы-сада в Якутии. Здесь можно посмотреть, как мы разработали среду, интегрировали скалодром "Сова" в зону для ворк-аута и изготовили специальные МАФы в необычном лососево-красном цвете. И, учитывая, что дети всё познают на ощупь, скамейки для якутского проекта мы произвели из дерева и стеклопластика. Тактильный опыт с разными материалами формирует новые нейронные связи — что и должна делать хорошая школа.