Найти в Дзене
Педиатр Рукавицын

Как лучше читать монографии (с моей точки зрения)?

Обучение в медицинском университете, помимо обязательных компонентов (посещение лекций и практических занятий), включает в себя и множество необязательных, способствующих профессиональному становлению студента-медика – посещение открытых лекций, написание курсовых работ, участие в работе кружков и научно-исследовательской деятельности, чтение общемедицинской и специальной литературы, посещение стационаров терапевтического и хирургического профиля и поликлиник в свободное время. Основными типами профессиональной литературы у студентов-медиков являются статьи, учебные издания, диссертации, монографии, различные руководства и рекомендации. Для интересующихся студентов, ориентирующихся в описываемой научной проблеме, оптимальным вариантом улучшить свои знания являются монографии: статьи обычно имеют небольшой объем и содержат лишь описание нескольких экспериментов и выводы на их основе, с учебными изданиями, руководствами и рекомендации рациональнее знакомиться во время изучения предмета,

Обучение в медицинском университете, помимо обязательных компонентов (посещение лекций и практических занятий), включает в себя и множество необязательных, способствующих профессиональному становлению студента-медика – посещение открытых лекций, написание курсовых работ, участие в работе кружков и научно-исследовательской деятельности, чтение общемедицинской и специальной литературы, посещение стационаров терапевтического и хирургического профиля и поликлиник в свободное время.

Основными типами профессиональной литературы у студентов-медиков являются статьи, учебные издания, диссертации, монографии, различные руководства и рекомендации. Для интересующихся студентов, ориентирующихся в описываемой научной проблеме, оптимальным вариантом улучшить свои знания являются монографии: статьи обычно имеют небольшой объем и содержат лишь описание нескольких экспериментов и выводы на их основе, с учебными изданиями, руководствами и рекомендации рациональнее знакомиться во время изучения предмета, диссертации обычно выдержаны в строгом, официальном стиле и содержат не слишком много дискуссионных предположений. Монографии же обязательно включают в себя хороший экскурс в литературу, посвященную данной проблематике (что позволяет понимать ее содержание даже начинающему специалисту), тщательный и наглядный анализ собственных исследований, намечают перспективные направления для дальнейших исследований.

Первая монография, прочитанная мной прошлым летом, была посвящена бимануальной координации (т.е. синхронизации движений правой и левой руки) и написана П.В. Ткаченко, заведующим кафедрой нормальной физиологии; затем я прочитал еще 2 монографии этой же кафедры, а также «Хирургические и эндоскопические методы лечения заболеваний большого сосочка двенадцатиперстной кишки и их клинико-анатомическое обоснование» (П.М. Назаренко, Ю. В. Канищев, Д. П. Назаренко) и «Клинико-иммунологические аспекты аппендикулярного перитонита у детей» (В. П. Гаврилюк, А. И. Конопля, А. В. Караулов). В настоящее время я читаю монографию «Лечение критической ишемии нижних конечностей способами непрямой реваскуляризации» Б.С. Суковатых и А.Ю. Орловой. К этому моменту у меня сложилось представление о том, как устроена монография и как получить от ее прочтения максимум пользы.

Обычно монографии включают 100-200 страниц текста и разбиты на 4-6 глав, разделенные на 3-4 подглавы. Первая глава обычно представляет собой обзор литературы, последующие – результаты собственных исследований. Поэтому целесообразно в первый день (или дни) прочитать обзор литературы, чтобы вникнуть в проблему, а в дальнейшем читать по одной (максимум по две) подглавы в день. При чтении монографий по хирургии и близким к ней дисциплинам (травматология и ортопедия, отоларингология, офтальмологическая хирургия, урология, оперативное акушерство, хирургическая гинекология) целесообразно рисовать схемы операций, описанных в монографии. Подобный подход позволит понять идеи автора монографии и сформировать четкое представление о достижениях и перспективах медицины в данной области; при прочтении монографии за 1-2 дня в памяти остается очень немногое (по крайней мере, у меня): монография – солидная литература, а не увеселительное чтение.

А как читаете монографии Вы?