После введения в 1874 году Устава о всеобщей воинской повинности в России появилась крайне интересная категория граждан - ратники ополчения 2-го разряда. Изначально Государственное ополчение было нечто вроде земской милиции, нерегулярным вооруженным формированием, созываемом при чрезвычайных ситуациях и используемым лишь для поддержания общественного порядка внутри страны (за отсутствием полевых и резервных войск).
Туда изначально зачислялись лица, не вытавшие жребий - т.е. те, кто освобождался от армии в мирное время.
В 1887 году тогдашний начальник Главного Штаба Н. Н. Обручев убедил Императора Александра III пересмотреть своё отношение к этому контингенту, и предложить возложить на ополчение некоторые военные задачи. Он предложил формировать из ратников не только дробные части, но и крупные тактические единицы, составленные из всех родов оружия (пехота, конница, артиллерия и саперы).
Тем не менее, считалось, что до использования ополчения дело всё же не дойдёт. Тем более, до использования ратников 2-го разряда, где состояли зачисленные в этот разряд при ежегодных призывах, а именно все льготные 1-го разряда по семейному положению и все способные носить оружие, но не попавшие в контингент новобранцев и в ратники 1-го разряда.
Учет велся ратникам 1-го разряда, прошедшим ряды войск, а из не проходивших службу – лишь четырем младшим возрастам; прочие возрастные классы ратников 1-го разряда, а также все ратники 2-го разряда практически учёту не подлежали.
Учёт вёлся лишь о переводе лиц из 2-го разряда в 1-й. Как правило, это происходило ввиду изменившегося семейного положения.
Однако за год Первой мировой войны изменилось многое.
После Великого отступления из Польши, Галиции и Литвы летом - осенью 1915 года, и в условиях чудовищного "людского голода", Император Николай II был вынужден 31-го августа 1915 года подписать Высочайший манифест «О созыве государственного ополчения второго разряда».
Ратников 2-го разряда стали призывать, однако учёт их и сейчас вёлся крайне плохо. Тех, кого зачисляли в это разряд ранее, вызывали в Уездные по воинской повинности присутствия, на переосвидетельствование.
У тех, кого признавали годными, на старом свидетельстве ставили отметку Уездного по воинской повинности присутствия.
В этих случаях ратников для первоначального обучения азам военной службы направляли в запасные части.
У некоторых ратников для экономии бумаги и времени, прохождение службы проставлялось прямо на обороте вкладыша, прикреплённого к свидетельству о явке к исполнению воинской повинности.
Послужные листы ратников 2-го разряда заметно отличались от общепринятых. В них указывался минимальный набор сведений, в частности, отсутствовали год рождения, вероисповедание, грамотность и знания мастерства, сведения о семейном положении.
Да и сам послужной лист ратника 2-го разряда был заметно меньше обычного. На обороте ставились отметки о прохождении службы.
На некоторых ратников заводились и послужные списки, но это была большая редкость.