«Инфернальный Реквием» Петера Фехервари — именно та книга, которую всегда советуют на запрос «хорошие книги про Адепта Сороритас». Беги, новичок, ты не знаешь, во что ввязался… хотя, собственно, это же можно сказать любому, кто начинает знакомство с книжной Вархой. Однако Фехервари — это отдельный разговор.
Работы Петера, хотя и хорошо вписаны в мир Вархаммера, находятся как бы на его периферии. Действие происходит не в столице субсектора, действующие лица — не бог весть какие важные птицы, события, сотрясающие Империум, зачастую даже не упоминаются. Однако между собой книги связаны. Существуют даже подробные схемы чтения «Темного Клубка». «Инфернальный Реквием» должен читаться предпоследним: после него идет «Греза».
Действие происходит на Свечном Мире, он же Витарн. Здесь находится цитадель ордена Последней Свечи. Этот орден специализируется на медицинской помощи. Сюда прибывает с инспекцией сестра Асената Гиад — некогда сестра Последней Свечи, перешедшая в другой орден. У Конвента Санкторум Последняя Свеча почему-то вызывает некие подозрения. Впрочем, сестра Асената уверена, что орден абсолютно благочестив.
А еще на Витарне очень замкнуто живут Ангелы Сияющие.
Асенате бросается в глаза, что за двадцать лет ее отсутствия многое изменилось. Впрочем, это еще цветочки… Свечной Мир, как выясняется, резонирует с Морем Душ. Но когда приходит понимание этого, сделать уже ничего нельзя.
Важный момент: Витарн — это мир, покрытый океанами и морями. Поэтому добраться до цитадели Сестер Битвы от космопорта можно на корабле. Вместе с сестрой Асенатой в цитадель направляются раненые имперские гвардейцы во главе с комиссаром Ичукву. Любопытно, что с самого начала они высказывают сомнения в том, что их везут на лечение… И правда, сороритки Последней Свечи не рады посторонним, но именно этих гвардейцев согласились взять на лечение у себя в госпитале.
А потом раненые начинают умирать. И не от ран, а от болезни — режущего мора.
А потом у сестры Асенаты обнаруживается странный «внутренний голос».
А потом выясняется, что Последняя Свеча почитает некоего Истерзанного Пророка, мученика, страдания которого на иконах изображаются с невероятной чрезмерностью, — явная отсылка к раннехристианским мученикам…
А потом один из раненых гвардейцев начинает разговаривать с мухой.
Мухи — один из символов, даже маскотов Вархаммера, четко связанный с Хаосом. С Нурглом. Так что несложно понять, чему именно придется противостоять лояльным персонажам книги (и альдари, альдари тоже!). Гораздо интереснее наблюдать, как именно они пытаются понять, что происходит, противостоять болезни, страху, искушению, лживому внутреннему голосу, который тем не менее говорит немало правдивого — любимый прием лжецов, мешать обман и правду, — предубеждениям и доверию, которое будет обмануто. Если в некоторых книгах по Вархе недостаточно психологизма, то Петер отсыпает его полной мерой. Внутренний мир персонажей, немного гротескно «визуализированный» в тексте, передан с глубоким знанием и пониманием, как будто автор специально изучал проявления невротизма и психозов. Впрочем, плох тот автор, который не роет матчасть, — но Фехервари копнул ее очень глубоко. Он тонко выписывает сильнейший ПТСР, который ближе к финалу приводит к крайне драматичным последствиям. Во флешбэках показано, откуда ПТСР у Асенаты, но им же страдает и большинство имперских гвардейцев, и, по-видимому, большинство Сестер Битвы, и проповедник Иона, прибывший на Витарн в поисках Книги с Сарастуса.
Если вы уже читали Фехервари, то в курсе, что Сарастус — одна из самых мрачных планет, на которой набирают пополнение Повелители Ночи, хотя это имперский мир. Так что для Ионы и флешбэки не нужны… но они есть, и драма этого человека хорошо раскрыта.
Что особенного в этой книге? (вообще-то все, но есть самое особенное).
Во-первых, своеобразная сюрреалистичная манера повествования, когда трудно уловить, то ли нам описывают реально происходящее, то ли это восприятие событий в глазах персонажей, которые могут сильно ошибаться. Фехервари намеренно плодит иллюзии, оживляет их, материализует, заставляет героев их укрощать и сдерживать.
Во-вторых, жанровая специфика. Хорошие книги редко удерживаются в рамках одного жанра. Фехервари использовал приемы из области мистики, хоррора, боевика и даже зомбиапокалипсиса, но ближе всего книга к психологическому триллеру. Но да, далеко за рамками каждого из этих жанров.
В-третьих, обилие аллюзий. Автор, похоже, крайне заморочился с матчастью на тему средневековых христианских учений — но это как раз чаще замечают, чем жирные отсылочки к буддийским и суфийским концепциям. Аллюзия всегда игра с читателем и в то же время хороший способ углубить и расширить образный строй и идейное содержание книги для тех, кто эти аллюзии выкупает. Русскоязычному читателю это сложно в силу другого религиозного бэкграунда… хотя кого я обманываю, можно подумать, что западный читатель разбирается в идеологии катаров или даже Лавэя. Приходится просто смириться с тем, что по аллюзиям в «Инфернальном Реквиеме» можно писать монографии. Лично я вижу в нем абсолютно буддийские идеи осознания своих страхов и слабостей, опоры на учение, а не на учителя и принятия «архетипической тени» — своей темной стороны, умения принять любой урок от любого человека. Это очень медитативная и катарсическая книга. Правда, если у вас уже есть депрессия, лучше отложите ее до лучших времен (книгу, конечно, депрессию лучше гнать к Нурглу навсегда).
«Инфернальный Реквием» понравится вам, если вы любите такое неспешное вдумчивое чтиво для интеллектуалов и людей с хорошим воображением.
Может не понравиться, если душа просит залихватских боевок с четким разделением на хороших и плохих.
Бонус: