После ухода в миры иные замечательной актрисы Веры Васильевой (1925-2023) о ней появилось множество публикаций.
Что характерно и показательно – ни гадостей, ни желтых сплетен не найти. Надо же было так прожить долгую жизнь, чтобы человеку до конца говорили «Верочка».
Она – коренная москвичка. Столица всегда была ее домом. В детстве бегали в чайный магазин на Мясницкой, смотрели с галерки спектакли во МХАТЕ.
Началом взрослой жизни она называет 1941 год. Будущей актрисе 16 лет. Васильева вспоминает страшный день 16 октября 1941-го, когда слухи, что сдадут Москву, достигли точки кипения. Суматоха, люди штурмуют поезда, несутся машины.
Так сложилось, что Васильева одна осталась в Москве. Мать, брат и сестра уехали в эвакуацию. Верочка работает на заводе, получает рабочие карточки. Меняет вещи на картошку и мыло. Как все. Очень тяжело. Тут ничего нет необычного.
Необычно только одно. Как пишет Васильева в своей книге «Золушка с Чистых прудов», выжить помогла мечта стать актрисой.
И, что характерно, в 1943 году она поступила в театральное училище. Тут у Верочки начинается сплошная линия удачи и счастья.
Ее, студентку, пригласили в 1946 году в фильм «Сказание о земле Сибирской». Фильм теперь легендарный и знаковый для послевоенного времени. Режиссёр Иван Пырьев искал круглолицое деревенское лицо. И нашёл у коренной москвички.
Васильеву в фильме утолщали несколькими юбками и подкладками в декольте. А лицо ей менять не пришлось – именно круглолицее.
Фильм получил Сталинскую премию, 10 тысяч из которой отошли Васильевой. Эти были очень приличные деньги.
Сразу скажу, что и за фильм «Свадьба с приданым» (1953) будет аналогичная премия. Васильева – дважды лауреат Сталинской премии.
«Свадьба с приданым» – картина, которую посмотрели миллионы. И Васильева моментально перешла в разряд известнейших киноактрис. Правда, такого уровня фильмов у нее больше не будет. По разным причинам. Судьба. Нет, фильмы будут. Будут даже главные роли, но…
Вся жизнь Вера Васильева проработала в Театре Сатиры. Она захватила лучшие, прямо золотые года этого театра. Когда было не прорваться в театр на Папанова, Миронова, Пельтцер, Мишулина, Ширвиндта, Державина, Аросеву, Менглета, Архипову.
Но в «Сатире» сыграла больших ролей Васильева до обидного мало. Наверное, особое отношение было к актрисе у всесильного главрежа Валентина Плучека.
Мне ещё думается, что два первых фильма что-то перебили в ее биографии. Деревенские девушки никак не соответствовали внутреннему настрою актрисы. Поэтому я бы, на свой скромный вкус, выделила две роли Веры Васильевой.
В театре – графиня в «Женитьбе Фигаро». Немного стареющая, но красивая, тонкая женщина, которая все еще нравится мужчинам. В спектакле все совпало – режиссура, музыка, Миронов и Ширвиндт. И Васильева была хороша!
А в кино – фильм «Выйти замуж за капитана». У Васильевой второстепенная роль мамы героини. Но как она запоминается! Эдакая московская маман. Вдова значительного мужа, кокетливо дающая советы. Умеющая всех использовать.
***
Что касается личной жизни Веры Васильевой, то ее многолетняя история в молодости с режиссёром Малого театра Борисом Равенских (именно он создал сначала спектакль «Свадьба с приданым»), описали все, кому не лень. Сильная любовь. Ну было и было.
Она вышла замуж за партнера все по той же «Свадьбе…» Владимира Ушакова. Он был жених по фильму, влюблён в Верочку и много лет просил ее руки.
Прожили они более 50 лет. Муж взял на себя все бытовые проблемы и всегда говорил, что живет со звездой.
В книге Вера Васильева утверждает, что после замужества она никогда не посмотрела в сторону другого мужчины и никогда не кокетничала. Всем своим видом она показывала, что у неё все хорошо. И ведь так и было. Редкая вещь в нашей артистической среде.
Когда отмечали ее 90-летие, то все говорили, как она прекрасно выглядит и как держит себя. Надо же так красиво прожить! Не участвовать в интригах и скандалах, ни с кем не испортить отношений. И до конца улыбаться, когда говорили: «Верочка».
Еще об актерах, упомянутых в статье: