Знай, что довольство заключается в отсутствии у тебя всякого недовольства предопределением Господа, несмотря на степень тяжести постигшей тебя беды.
Знай, что непременной обязанностью раба является довольство из происходящего по предопределению Всевышнего только тем, чем рабу велено довольствоваться. Ибо не всем, что происходит по предопределению Бога, можно довольствоваться, например, совершенным грехом.
Довольство – это выведение из сердца всякого недовольства с целью оставить в нём только радость и полную удовлетворённость. То есть это спокойствие сердца в отношении решений Создателя, согласие с тем, чем доволен Аллах, и с тем, что Он избрал для Своего раба.
Признаком такого довольства является уверенность в том, что до того, как свершится предопределение Господа, у человека отсутствует какое-либо право выбора, а также не возникает недовольства после свершения предопределения.
И еще один признак – проявление любви к Богу при любых невзгодах.
Воистину, чувства сладости веры достигнет лишь тот, кто будет доволен Аллахом как Господом. Этой сладости не почувствует тот, в чьём сердце есть хоть какое-либо место для любви к мирскому.
Довольство подразделяется на два вида: довольство Самим Всевышним как устанавливающим лучший порядок во всём и довольство всеми Его решениями.
Так, довольствующийся Богом не возражает против Его предопределений. А тот, кто уверен в том, что Господь действительно выбирает для Своего раба только самое лучшее, искренне желает лишь этого Его выбора.
Что же касается тафвиза и таслима, то это отказ от своего выбора с полным подчинением воле Аллаха. Таслим, ислам и истислам – однокоренные слова, в основе которых покорность и повиновение Всевышнему, проявление своего рабского положения перед Ним.
Тафвиз – это отказ от выбора каких-либо дел мирской жизни, полное упование на своего Господа и отказ от всего, что противоречит Его выбору. Говорят, что тафвиз бывает до претворения в жизнь решения Всевышнего, а таслим – после него. Тафвиз и таслим относятся к качествам тех, то достиг познания Аллаха.
Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада Афанди Абдулаева, Муфтия Дагестана
ССЫЛКА НА ОРИГИНАЛ СТАТЬИ: https://islam.ru/content/veroeshenie/63329