В сентябре 1940 года недалеко от местечка Монтиньяк, на юго-западе Франции, четыре старшеклассника во во время прогулки случайно открыли так называемую пещеру Ласко - пещеру,покрытую росписями доисторического человека.
Многие современники тогда усомнились в подлинности этих изображений,считая,что это творение какого-то современного художника. Подобные предположения распространялись и в последнюю четверть девятнадцатого века, когда в Северной Испании была открыта столь же знаменитая Альтамирская пещера с ее замечательной живописью. И в том и в другом случае была проведена научная экспертиза,которая подтвердила подлинность настенных росписей.
Сотни фигур, обведенных темными контурами, желтых, красных, коричневых, писанных охрой и сажей, украшают стены пещеры Ласко: головы оленей, козлы,лошади, быки, бизоны, носороги, почти в натуральную величину.
Есть во Франции еще несколько памятников верхнего (т.е. позднего) палеолита - пещера Фон-де-Гом и пещера Нио.
Так как все обнаруженные пещеры с наскальной живописью находятся на Юго-западе нынешнейФранции, севере нынешней Испании - высказывалось предположение, что именно там ,рядом с Пиренеями создалась и единственная в те времена своего рода школа живописи. Однако в 1959 году за тысячи километров от этих мест, в пещере Каповой на Нижнем Урале, были также открыты памятники палеолитического искусства: писанные в светло-красном цвете фигуры семи мамонтов, двух носорогов и трех лошадей.
Многие изображения в пещерах находятся чуть ли не в километре от входа, в местах сокровенных, которые, возможно, служили для каких-то магических бдений. Чтобы увидеть росписи, в некоторых пещерах приходится проползать по настоящему лабиринту из запутанных коридоров. А в Каповой пещере изображения невозможно разглядеть без огня; зато под трепещущим светом огненных факелов красные фигуры зверей кажутся двигающимися.
Есть пещеры ,относящиеся к более поздним периодам - мезолиту и неолиту. Например, пещера Арана в Восточной Испании. Там есть изображение женщины,собирающей на дереве дикий мед. В Африке также есть наскальные рисунки того периода. Некоторые очень похожи с рисунками испанских пещер.
На территории Алжира, в горной местности, именуемой Тассили-Аджер, рядами высятся голые скалы. Этот выжженный солнцем край несколько тысячелетий назад был укрыт обильной растительностью. Здесь в прошлом веке в пещерах и на скалах обнаружили рисунки и живопись, на которых изображены стада в сотни голов,быки и антилопы, дерущиеся, бегущие от охотников или просто прогуливающиеся жирафы, танцующие фигурки,охотники со звериными ликами, фигуры в масках, вероятно выражающих какие-то магические символы, боевые колесницы, несущиеся во весь опор,рогатая танцовщица (а быть может, богиня) в роскошном уборе.
( Кстати, искусство, характерное для неолита, еще долго продолжало существовать у африканских племен. Так, в Южной Африке оно было живо до проникновения туда европейцев. Наскальная живопись бушменов по стилю вполне неолитическая.)
На территории РФ также было обнаружено первобытное искусство. В Эрмитаже хранится часть гранитной скалы, доставленная из окрестностей деревни Бесов Нос, на восточном берегу Онежского озера. На ней изображены лоси и олени, утки и лебеди.
Также на скалах при впадении реки Выга в Белое море в урочище Залавруга, подо мхом были обнаружены декоративные вереницы оленей, равно как и фигуры лосей на утесах у реки Лены и Ангары.
На огромных валунах у старого нанайского села Сакачи-Алян до сих пор видны лики неведомых существ, нередко окруженные ореолом или украшенные фантастическими головными уборами. Там же на шершавых глыбах дикого камня выбиты змеи, птицы и звери.
«Искусство Древнего мира» Лев Любимов. Издательство «Просвещение», Москва, 1980 год.