Найти в Дзене

Что меня бесит в современном кино

А вот скажите, что вас раздражает при просмотре кино?

Сразу признаюсь: кино я люблю, но есть моменты, которые перевариваю с трудом. Давайте вместе составим антирейтинг: глядишь, и дойдет наше народное послание до тех, кто работает в киноиндустрии.

Фото unsplash.com
Фото unsplash.com

1. Закадровый смех

Запись человеческого смеха перекочевала из радиопостановок на телевидение в сороковых годах ХХ века: звукорежиссер Чарли Дуглас создал целую систему закадрового смеха для шоу и ситкомов, чтобы американские зрители знали, где смеяться.

Это было время, когда телевидение все увереннее входило в жизнь американцев, отвоевывая у кинематографа одну позицию за другой. Тогда же обнаружилась серьезная проблема: создатели телепрограмм заметили, что зрители лучше реагируют на комедии, когда смотрят их в кинотеатре, а не дома по телевизору. Искренний, заразительный смех в кинозале оказался не просто реакцией на комичные сцены: он объединял людей, помогал почувствовать себя частью сообщества, пусть даже стихийно сложившегося на время киносеанса. Добиться такого эффекта дома не получалось, пока не придумали "подсвечивать" нужные сцены записью со смехом.

Фото unsplash.com
Фото unsplash.com

Я уже не раз писала про закадровый смех: сколько же хороших сериалов прошло мимо меня из-за этого популярного приема! На днях на канале вышел обзор на фильм "Джулс" (2023) - об инопланетянине, чей визит на Землю меняет жизнь нескольких одиноких стариков (ссылка на обзор будет прикреплена после статьи). В комментариях читатели напомнили о другом киношном пришельце - герое сериала "Альф" (1986). В свое время это был культовый проект - добрый и остроумный, но досмотреть его до конца я так и не смогла, сколько ни пыталась: ужасно раздражал смех по указке.

"Теория большого взрыва", "Как я встретил вашу маму", "Друзья" и многие другие прекрасные сериалы остались слепым пятном в моей личной фильмотеке. Я не раз думала о причинах своей нелюбви к закадровому смеху и поняла, что просто не переношу, когда мной манипулируют, пусть даже и в кино.

Фото unsplash.com
Фото unsplash.com

2. Флешбэки

Флешбэк, или флэшбэ́к (от англ. flash «вспышка, озарение» + back «назад») — это художественный прием, основанный на временном прерывании повествования с целью показа неких событий в прошлом.

Заметили, как много стало в кино флешбэков? Ничего не имею против, если возвращение в прошлое оправдано сюжетом, но когда зрителя то и дело заставляют скакать туда-сюда на машине времени, это раздражает.

Не знаю, насколько правильным будет то, что скажу ниже, но для себя объяснила любовь современного кинематографа к флешбэкам так: гораздо легче вернуть героя в прошлое и показать, что с ним произошло, чем найти оригинальный способ рассказать о том же событии в настоящем. Зачем ломать голову, когда можно отметить любую дату на шкале времени и снять дополнительный эпизод, а то и целую серию, о делах давно минувших дней?

Фото unsplash.com
Фото unsplash.com

Плюс кино в целом начинает все чаще отходить от линейного повествования. Это раньше у фильмов было поступательное и логичное движение от экспозиции к развязке, и оно совпадало с движением от прошлого к будущему. Сейчас такие сюжеты хоть и продолжают составлять большинство, но модными и продвинутыми считаются другие, где "все везде и сразу", по названию одноименного фильма, выигравшего в 2023 году целых семь "Оскаров". Почему я не согласна с решением жюри, можно прочитать в отдельной статье, ссылку оставлю внизу.

Фото unsplash.com
Фото unsplash.com

3. Спецэффекты

Сразу уточню: бесят не сами спецэффекты, а, как и в предыдущем пункте, немереное их количество или неразумное применение.

"Зрителя нужно удивлять," - постоянно говорят продюсеры на питчингах (питчинг - это представление проекта по определенному алгоритму, например, защита сценария перед потенциальными инвесторами за короткое время). Но какой ценой? Одно дело, когда удивляют интересными сюжетными поворотами, глубокими смыслами, заложенными в истории, оригинальными персонажами, и совсем другое, когда вместо перечисленного остаются сплошные спецэффекты.

Фото unsplash.com
Фото unsplash.com

Не люблю кино, о котором нечего рассказать. Если после просмотра вместо сюжета в голове остается сплошной белый шум, значит, это было плохое кино: создатели не смогли показать зрителю внятную историю, не донесли идею. Убери из такого фильма красивую компьютерную графику, и все развалится: два часа в кинозале были потрачены зря. Спецэффекты украшают картину, делают ее эффектной и зрелищной, но не должны заслонять главное - смысл.

Фото unsplash.com
Фото unsplash.com

4. Вторичность и штампы

С одной стороны, без штампов не обойтись: все сюжеты в искусстве обыграны много раз, истории рассказаны, и даже то, как именно они рассказаны, не является оригинальным. Очень сложно не скатиться в банальность, когда все уже где-то было. Восхищаюсь творческими людьми, которым удается придумать что-то новое или использовать в работе свежие ходы.

С другой стороны, бывает очень неловко за тех, кто городит в своих работах целый лес из штампов, когда сидишь на показе и думаешь: это было там-то, это там-то, и это тоже было. Ситуация касается не только низкосортных бюджетных фильмов, где съемочная группа особо не заморачивается, но и дорогих блокбастеров: например, недавно вышло продолжение "Мегалодона" с Джейсоном Стэтхемом ("Мег-2: Впадина"), которое все состоит из штампов. Кажется, там не было ни одной сцены, которую кто-то когда-то уже не снял.

Фото unsplash.com
Фото unsplash.com

Это только первая часть статьи о том, что меня бесит в кино, вторая часть в процессе. Напишите, пожалуйста, в комментариях, что не нравится лично вам, и я включу в продолжение ваши примеры.

И, конечно, подписывайтесь на канал - вместе ворчать веселее, коллективное брюзжание - это сила!)