"Нет ничего более непоследовательно, чем абсолютная последовательность".
Иоганн Вольфганг фон Гёте
Как хорошо известно образованным христианам, в 313 г. император Константин Великий, официально провозгласил христианство равноправной религией по всей Римской империи. Речь идёт об известном юридическом акте, провозглашённом императорами тогдашней Римской империи Константином и Лицинием, впоследствии получившем название Миланского эдикта (Edictum Mediolanensium). Эдикт уравнивал все религии в Римской империи в правах. Он не только положил конец кровавым гонениям на христиан, но и заложил основы относительно мирного сосуществования различных религий, местных языческих верований и восточных культов. Как бы сказали сегодня, это был эдикт мультикультурализма, толерантности и веротерпимости. Сведения о Миланском эдикте мы знаем из двух основных источников о политике Константина, написанных его приближенными: латинского сочинения "О смертях преследователей" (XLVIII) домашнего учителя будущего императора, христианского ритора Фирмиана Лактанция и греческой "Церковной истории" (X, 5. 2-14) епископа Евсевия Кесарийского. При этом греческий текст был переведен с латинского, а латинский сохранился в единственном экземпляре и был опубликован только в 1679 году в Париже.
Вообще Константину досталось очень сложная в кровавой истории роль. Дело в том, что в его царствование, законодательно империю представляла очень многочисленная партия язычников-сенаторов. Когда Константин, чувствуя сопротивление все еще грозной языческой партии Рима, принял решение о переносе Римской столицы на восток от Италии на берега Босфора (Восток в это время начинает определять ход большой истории), то здесь на месте маленького греческого городка Византия, он начал строить столицу будущей Византийской Империи – нового Рима.
На европейском берегу Геллеспонта был практически снесен древний греческий город Византий, и в ноябре 324 года после освящения земли, император с копьем в руке обошел окружность будущего Константинополя – это вполне языческий обряд. И все же, в новом Риме религиозная атмосфера начала отличатся от древнего Рима: после торжественного освящения города в 330 г. император своим постановлением запретил совершать в городе какие-то бы ни было языческие обряды.
Новой столице Константина суждено было сыграть грандиозную роль, как во всей последующей истории Европы, так и христианства. А теперь самое интересное, Константин в знак торжества и начала новой христианской эпохи, поставил в Константинополе огромную колонну со статуей на ее вершине, соединявшей в себе изображения солнца: Спасителя и императора. Что же, вполне закономерно и традиционно для тогдашнего представления о божественности великого императора. Из православной публики мало кто знает, что торс фигуры представлял Аполлон, голова принадлежала Константину, а над ней, в виде сияния, были прикреплены гвозди, которыми Христос был пригвожден к Кресту. По типу статуя Свободы в Штатах. Они были найдены незадолго до этого, матерью Константина, Еленою (первым библейским археологом) вместе с Крестом в Иерусалиме.
Помимо строительства новой столицы, стоит отметить возведение в Дакии (в Суцидаве) "Константинова моста" через Дунай, который был открыт лично императором в июле 328 года. Он стал самым длинным речным мостом того времени: общая протяжённость составила 2 437 метров, 1 137 из которых проходили над водой, ширина – 5,7 метра, высота над уровнем реки – 10 метров.
Только в 380 г. император Феодосии Великий объявил христианство единственно законной государственной религией империи. И тут сразу же возникло несколько соблазнов, которые можно назвать ересью цезарепапизма.
Во-первых, победа Константина под Римом в битве у Мульвийского моста (312 г.), в результате которой и возник Миланский эдикт, была связана с личным мистическим опытом Константина. Согласно преданию, накануне Константин увидел в небе крест и услышал голос, произносящий «Сим победиши» (Hocvince). После этого он приказал изготовить так называемый лабарум – императорский штандарт, который позже был уничтожен по приказу Юлиана Отступника.
С этого момента Константин считал себя христианином, хотя крестился лишь на смертном одре, и то, по-видимому, у еретика-арианина. Весной 337 года император заболел, попытки лечения оказались безуспешными. В родном городе его матери – Дрепане, уже переименованном в Еленополис, он исповедовался местным священникам и был признан готовым к крещению. Но креститься Константин всё же решил в Никомедии. Обряд крещения, как мы помним, провел местный епископ-арианин Евсевий.
Отсюда следовало, что крещение и евхаристическая жизнь Церкви для императора, в отличие от простых смертных, как бы необязательны; он как бы получил свое христианство непосредственно от Бога, а не через Церковь. Вобщем, "Quod licet Iovi, non licet bovi".
Дело в том, что Константин не только покровительствовал Церкви, формально оставаясь язычником, но и созвал I Вселенский собор, председательствовал не нем, вмешивался в богословские споры.
После 1-го Вселенского собора, созванного императором, им была дана завершающая трапеза. Известный историк христианской Церкви В.В. Болотов, ссылаясь на Евсевия Кесарийского, писал: "За обедом, который император дал отцам собора, он сказал им: "Вы — епископы внутренних дел церкви, я — поставленный от Бога епископ внешних дел". Нужно отметить, один интересный прецедент. На 1-ом Вселенском Соборе некрещёному (sic!) императору Константину был пожалован чин диакона – чтобы он мог официально присутствовать на его заседаниях!
Позднее, став на сторону ариан, Константин активно и очень жестоко преследовал православие, в том числе и Св. Афанасия. В жизни Константина тоже не было признаков святости: он убил и своего брата, и собственного сына. В начале лета 326 года неожиданно были казнены старший сын Константина Флавий Юлий Крисп, который считался его наследником, и племянник Лициниан. Убийство Криспа вызвало возмущение матери императора – Елены, которая очень любила внука.
Большинство исследователей полагают, что Криспа и Лициниана своими интригами погубила вторая жена императора – Фауста. Но византийский историк Зосим считал причиной гнева любовную связь Криспа с мачехой. Через месяц Константин раскаялся в своем решении и приказал умертвить Фаусту: она задохнулась, будучи заперта в жарко натопленной бане.
И, однако, Константин утверждал, что обладает даром мистических видений.
Крупный историк РПЦ Дмитрий Владимирович Поспеловский писал: "Тот факт, что Церковь все же причислила его к лику святых, как бы говорит, что кесарь стоит над Церковью, независим от нее. Не отсюда ли и та легкость, с которой причисляются у нас к лику святых коронованные персоны, святость которых весьма сомнительна, — от Александра Невского и Дмитрия Донского до Николая II?
Напрасно мы будем искать в Евангелии или писаниях отцов церкви богословское оправдание такого цезарепапизма. Но возникновение этой ранней ереси в истории Церкви по-человечески и психологически вполне понятно. Ведь эра Константина наступила после трех веков жесточайших гонений на христианство. И вот, выйдя из подполья, христиане возликовали: наступила эра христианства, император — христианин, значит, он посланник, помазанник Божий. Ведь это была пора еще раннего христианства, ожидавшего скорого пришествия Христа, наступления его тысячелетнего царства... Казалось, все это сбывается. И те самые христиане, которых нередко истязали за отказ оказывать божеские почести императорам-язычникам, теперь готовы были обожествлять императора-христианина".
P/S.
22 мая 337 года император умер. Его тело доставили в Константинополь, где, согласно завещанию, оно было захоронено в церкви Святых Апостолов. В преимущественно языческом Риме Сенат по древней традиции объявил Константина I "Божественным" – последним в истории этой империи.
Любопытно, что Святой была объявлена и дочь Константина – Констанца. Она была женой двух его племянников – Ганниабалиана Младшего и Констанция Галла (брат Юлиана Отступника) и отнюдь не славилась ни симпатией к христианам, ни святой жизнью. Однако в XIII веке в её мавзолее была устроена церковь, и забывшие свою историю римляне решили, что это гробница какой-то святой – храм так и назвали: Santa Costanza.
Перед смертью Константин разделил империю на 4 части между сыновьями и племянниками, что вызвало неудовольствие у его прямых потомков.
В результате в Константинополе произошла так называемая "резня 337 года", во время которой были убиты два брата Константина Великого (Юлий Констанций и Далмаций Старший) и шесть его племянников. Империя была разделена между сыновьями Константина Великого – Констанцием, Константом и Константином, которые вскоре также вступили в борьбу между собой.
В конце концов из всех родственников Константина мужского пола в живых остались лишь его сын Констанций II и племянник Флавий Клавдий Юлиан, который вошел в историю, как император-язычник Юлиан Отступник.
по материалам:
Д.В. Поспеловский "Русская Православная Церковь в XX веке"
В. А. Рыжов "Великие правители. Равноапостольный император Константин"
иллюстрации из открытых источников