Найти в Дзене
Хроника христианина

Страницы истории Христианства. Жизнь и смерть Константина Великого – равноапостольного святого или еретика?

"Нет ничего более непоследовательно, чем абсолютная последовательность". Иоганн Вольфганг фон Гёте Как хорошо известно образованным христианам, в 313 г. император Константин Великий, официально провозгласил христианство равноправной религией по всей Римской империи. Речь идёт об известном юридическом акте, провозглашённом императорами тогдашней Римской империи Константином и Лицинием, впоследствии получившем название Миланского эдикта (Edictum Mediolanensium). Эдикт уравнивал все религии в Римской империи в правах. Он не только положил конец кровавым гонениям на христиан, но и заложил основы относительно мирного сосуществования различных религий, местных языческих верований и восточных культов. Как бы сказали сегодня, это был эдикт мультикультурализма, толерантности и веротерпимости. Сведения о Миланском эдикте мы знаем из двух основных источников о политике Константина, написанных его приближенными: латинского сочинения "О смертях преследователей" (XLVIII) домашнего учителя будущего

"Нет ничего более непоследовательно, чем абсолютная последовательность".

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Как хорошо известно образованным христианам, в 313 г. император Константин Великий, официально провозгласил христианство равноправной религией по всей Римской империи. Речь идёт об известном юридическом акте, провозглашённом императорами тогдашней Римской империи Константином и Лицинием, впоследствии получившем название Миланского эдикта (Edictum Mediolanensium). Эдикт уравнивал все религии в Римской империи в правах. Он не только положил конец кровавым гонениям на христиан, но и заложил основы относительно мирного сосуществования различных религий, местных языческих верований и восточных культов. Как бы сказали сегодня, это был эдикт мультикультурализма, толерантности и веротерпимости. Сведения о Миланском эдикте мы знаем из двух основных источников о политике Константина, написанных его приближенными: латинского сочинения "О смертях преследователей" (XLVIII) домашнего учителя будущего императора, христианского ритора Фирмиана Лактанция и греческой "Церковной истории" (X, 5. 2-14) епископа Евсевия Кесарийского. При этом греческий текст был переведен с латинского, а латинский сохранился в единственном экземпляре и был опубликован только в 1679 году в Париже.

Вообще Константину досталось очень сложная в кровавой истории роль. Дело в том, что в его царствование, законодательно империю представляла очень многочисленная партия язычников-сенаторов. Когда Константин, чувствуя сопротивление все еще грозной языческой партии Рима, принял решение о переносе Римской столицы на восток от Италии на берега Босфора (Восток в это время начинает определять ход большой истории), то здесь на месте маленького греческого городка Византия, он начал строить столицу будущей Византийской Империи – нового Рима.

-2

На европейском берегу Геллеспонта был практически снесен древний греческий город Византий, и в ноябре 324 года после освящения земли, император с копьем в руке обошел окружность будущего Константинополя – это вполне языческий обряд. И все же, в новом Риме религиозная атмосфера начала отличатся от древнего Рима: после торжественного освящения города в 330 г. император своим постановлением запретил совершать в городе какие-то бы ни было языческие обряды.

Новой столице Константина суждено было сыграть грандиозную роль, как во всей последующей истории Европы, так и христианства. А теперь самое интересное, Константин в знак торжества и начала новой христианской эпохи, поставил в Константинополе огромную колонну со статуей на ее вершине, соединявшей в себе изображения солнца: Спасителя и императора. Что же, вполне закономерно и традиционно для тогдашнего представления о божественности великого императора. Из православной публики мало кто знает, что торс фигуры представлял Аполлон, голова принадлежала Константину, а над ней, в виде сияния, были прикреплены гвозди, которыми Христос был пригвожден к Кресту. По типу статуя Свободы в Штатах. Они были найдены незадолго до этого, матерью Константина, Еленою (первым библейским археологом) вместе с Крестом в Иерусалиме.

Помимо строительства новой столицы, стоит отметить возведение в Дакии (в Суцидаве) "Константинова моста" через Дунай, который был открыт лично императором в июле 328 года. Он стал самым длинным речным мостом того времени: общая протяжённость составила 2 437 метров, 1 137 из которых проходили над водой, ширина – 5,7 метра, высота над уровнем реки – 10 метров.

Только в 380 г. император Феодосии Великий объявил христианство единственно законной государственной религией империи. И тут сразу же возникло несколько соблазнов, которые можно назвать ересью цезарепапизма.

Во-первых, победа Константина под Римом в битве у Мульвийского моста (312 г.), в результате которой и возник Миланский эдикт, была связана с личным мистическим опытом Константина. Согласно преданию, накануне Константин увидел в небе крест и услышал голос, произносящий «Сим победиши» (Hocvince). После этого он приказал изготовить так называемый лабарум – императорский штандарт, который позже был уничтожен по приказу Юлиана Отступника.

-3

С этого момента Константин считал себя христианином, хотя крестился лишь на смертном одре, и то, по-видимому, у еретика-арианина. Весной 337 года император заболел, попытки лечения оказались безуспешными. В родном городе его матери – Дрепане, уже переименованном в Еленополис, он исповедовался местным священникам и был признан готовым к крещению. Но креститься Константин всё же решил в Никомедии. Обряд крещения, как мы помним, провел местный епископ-арианин Евсевий.

Отсюда следовало, что крещение и евхаристическая жизнь Церкви для императора, в отличие от простых смертных, как бы необязательны; он как бы получил свое христианство непосредственно от Бога, а не через Церковь. Вобщем, "Quod licet Iovi, non licet bovi".

«Крещение Константина». Фреска, выполненная в мастерской Рафаэля
«Крещение Константина». Фреска, выполненная в мастерской Рафаэля

Дело в том, что Константин не только покровительствовал Церкви, формально оставаясь язычником, но и созвал I Вселенский собор, председательствовал не нем, вмешивался в богословские споры.

После 1-го Вселенского собора, созванного императором, им была дана завершающая трапеза. Известный историк христианской Церкви В.В. Болотов, ссылаясь на Евсевия Кесарийского, писал: "За обедом, который император дал отцам собора, он сказал им: "Вы — епископы внутренних дел церкви, я — поставленный от Бога епископ внешних дел". Нужно отметить, один интересный прецедент. На 1-ом Вселенском Соборе некрещёному (sic!) императору Константину был пожалован чин диакона – чтобы он мог официально присутствовать на его заседаниях!

Василий Суриков, "Первый Вселенский Никейский Собор", картина 1876 г.
Василий Суриков, "Первый Вселенский Никейский Собор", картина 1876 г.

Позднее, став на сторону ариан, Константин активно и очень жестоко преследовал православие, в том числе и Св. Афанасия. В жизни Константина тоже не было признаков святости: он убил и своего брата, и собственного сына. В начале лета 326 года неожиданно были казнены старший сын Константина Флавий Юлий Крисп, который считался его наследником, и племянник Лициниан. Убийство Криспа вызвало возмущение матери императора – Елены, которая очень любила внука.
Большинство исследователей полагают, что Криспа и Лициниана своими интригами погубила вторая жена императора – Фауста. Но византийский историк Зосим считал причиной гнева любовную связь Криспа с мачехой. Через месяц Константин раскаялся в своем решении и приказал умертвить Фаусту: она задохнулась, будучи заперта в жарко натопленной бане.

И, однако, Константин утверждал, что обладает даром мистических видений.

Крупный историк РПЦ Дмитрий Владимирович Поспеловский писал: "Тот факт, что Церковь все же причислила его к лику святых, как бы говорит, что кесарь стоит над Церковью, независим от нее. Не отсюда ли и та легкость, с которой причисляются у нас к лику святых коронованные персоны, святость которых весьма сомнительна, — от Александра Невского и Дмитрия Донского до Николая II?

Напрасно мы будем искать в Евангелии или писаниях отцов церкви богословское оправдание такого цезарепапизма. Но возникновение этой ранней ереси в истории Церкви по-человечески и психологически вполне понятно. Ведь эра Константина наступила после трех веков жесточайших гонений на христианство. И вот, выйдя из подполья, христиане возликовали: наступила эра христианства, император — христианин, значит, он посланник, помазанник Божий. Ведь это была пора еще раннего христианства, ожидавшего скорого пришествия Христа, наступления его тысячелетнего царства... Казалось, все это сбывается. И те самые христиане, которых нередко истязали за отказ оказывать божеские почести императорам-язычникам, теперь готовы были обожествлять императора-христианина".

P/S.

22 мая 337 года император умер. Его тело доставили в Константинополь, где, согласно завещанию, оно было захоронено в церкви Святых Апостолов. В преимущественно языческом Риме Сенат по древней традиции объявил Константина I "Божественным" – последним в истории этой империи.
Любопытно, что Святой была объявлена и дочь Константина – Констанца. Она была женой двух его племянников – Ганниабалиана Младшего и Констанция Галла (брат Юлиана Отступника) и отнюдь не славилась ни симпатией к христианам, ни святой жизнью. Однако в XIII веке в её мавзолее была устроена церковь, и забывшие свою историю римляне решили, что это гробница какой-то святой – храм так и назвали: Santa Costanza.

-6

Перед смертью Константин разделил империю на 4 части между сыновьями и племянниками, что вызвало неудовольствие у его прямых потомков.
В результате в Константинополе произошла так называемая "резня 337 года", во время которой были убиты два брата Константина Великого (Юлий Констанций и Далмаций Старший) и шесть его племянников. Империя была разделена между сыновьями Константина Великого – Констанцием, Константом и Константином, которые вскоре также вступили в борьбу между собой.
В конце концов из всех родственников Константина мужского пола в живых остались лишь его сын Констанций II и племянник Флавий Клавдий Юлиан, который вошел в историю, как император-язычник
Юлиан Отступник.

по материалам:

Д.В. Поспеловский "Русская Православная Церковь в XX веке"

В. А. Рыжов "Великие правители. Равноапостольный император Константин"

иллюстрации из открытых источников