Найти в Дзене
Музклассы.рф

Наталья Семененко: «С самого детства я знала, что буду учителем музыки»

Проложить мостик понимания между родителями, педагогами и учащимися музыкальных школ — одна из важных миссий нашего портала. В этом интервью вы найдете ответы на многие волнующие родителей вопросы и получите ценнейшие советы от человека, который вот уже сорок пять лет учит детей музыке.

О призвании и счастье в профессии педагога, о преподавательской интуиции и педагогических лайфхаках, а также о том, как удается взращивать лауреатов и победителей, и какова в этом роль родителей, рассказывает педагог высшей квалификационной категории, ветеран труда, преподаватель по классу аккордеона ДШИ г. Райчихинска Амурской области Наталья Вениаминовна Семененко.

Наталья Вениаминовна Семененко, 2015 г.
Наталья Вениаминовна Семененко, 2015 г.
Чтобы привлечь ребенка в музыкальную школу, надо приложить много усилий

— Наталья Вениаминовна, расскажите, как вы попали в музыкальную школу и почему выбрали именно аккордеон?

— Мой старший брат учился в музыкальной школе на аккордеоне. Но его больше привлекали технические специальности, а не музыка, так что он проучился только три года. Аккордеон «Красный партизан», который ему купили для занятий, стоил 300 рублей! Это было очень дорого. И мои родители, чтобы не пропадал инструмент, отдали меня в музыкальную школу. Мне тогда было девять лет, я поступила в класс Анатолия Леонидовича Яковлева.

— И как вам аккордеон, нравился?

— Очень нравился! В школе я окончила сначала пять классов и попыталась поступить в Благовещенское музыкальное училище, но там был огромный конкурс, и меня не приняли. Пришлось проучиться еще один год в музыкальной школе, и через год я смогла поступить. В училище начала очень много заниматься. У меня был хороший педагог, Анатолий Иванович Мишунин. Через полгода первую сессию я сдала на пятерку и дальше училась на отлично.

— Почему после музыкальной школы вы решили пойти в училище, да еще так настойчиво его штурмовали?

— С самого детства я знала, что буду учителем музыки. Не знаю, что повлияло на мою уверенность в этом. Моя мама была учительницей русского языка и литературы в общеобразовательной школе, поэтому дома у нас было много журналов о воспитании школьников, которые мне очень интересно было читать. Другого пути я себе не представляла. Хотя мама предлагала мне пойти по ее стопам, я говорила: «Только в музыкальную школу!»

— Как сложился ваш музыкальный путь после окончания училища?

— После училища мы с моим мужем, однокурсником, баянистом, сразу поступили в Институт искусств во Владивостоке, в класс Семененко Вячеслава Тимофеевича — так случилось, что мы учились у нашего однофамильца. После окончания училища нас приняли на работу в нашу родную райчихинскую музыкальную школу.

Наталья Семененко. Благовещенское музыкальное училище, 1977 г.
Наталья Семененко. Благовещенское музыкальное училище, 1977 г.

— В советское время аккордеон был очень популярен и распространен. А сейчас? Многие ли дети выбирают этот инструмент?

— Боюсь, что сейчас дети не знают, что такое аккордеон. Мы даем концерты в общеобразовательных школах, и тогда у детей загораются глаза: вот, их сверстники играют на таком инструменте. Многие записываются после этого в музыкальную школу.

— Таким способом вы набираете новых учеников?

— Да. Чтобы привлечь ребенка в музыкальную школу, надо приложить много усилий.

— Вы советуете родителям, которые еще раздумывают, на какой инструмент отдать ребенка в музыкальной школе, именно аккордеон?

— Однозначно! Это прекрасный, замечательный инструмент, на котором ребенок научится играть разнообразную музыку. А всем известно, что занятия музыкой развивают человека, его таланты и личностные качества. Самое удивительное, что когда родители приходят в музыкальную школу на концерты, они воспринимают все с большим восторгом, особенно в первый раз. Они слышат живую, красивую мелодичную музыку в исполнении детей. И собственный ребенок поднимается в их глазах.

— Насколько сложен аккордеон? Тяжело ли научиться на нем играть?

— Любым инструментом идеально овладеть тяжело. Все зависит от того, насколько ребенок любит инструмент и готов преодолевать эти трудности, сколько он готов заниматься, как у него получается, какую он видит отдачу. Если получилась у него пьеса, которую он хотел сыграть, и он понял, что потрудился, позанимался и теперь умеет ее играть, то на разучивание другой пьесы его будет легче мотивировать. Он знает, что за трудом последует награда.

Профессия музыканта достигается огромным трудом и длительным обучением. Но зато работать в этой профессии — одно удовольствие!

— Чем на ваш взгляд привлекателен и перспективен аккордеон?

— Вы послушайте, какое у него богатое звучание! Ведь тут и орган, и флейта, и маленький оркестр — все в одном инструменте. А эстрадный «разлив», вот этот грассированный акцент! Этого же нет больше ни у одного инструмента. Я очень люблю аккордеон, мне кажется, что он лучше всех. На нем можно сыграть и классику, и эстраду. Хотя как сравнивать с другими инструментами? Каждый музыкант свой инструмент любит.

— А насколько востребованы аккордеонисты сейчас?

— Преподаватель по аккордеону должен быть в каждой музыкальной школе. А, например, у нас в Амурской области не в каждой школе есть специалист. Так что, можно сказать, они резко востребованы.

— Почему так мало музыкантов?

— Учиться трудно. Профессия музыканта достигается огромным трудом и длительным обучением. Но зато работать в этой профессии — одно удовольствие! Особенно когда любишь детей и любишь музыку.

— Есть ли примеры успешной карьеры среди ваших учеников?

— Моя ученица, Инна Александровна Добрицова, которую я первую выпустила в училище в 1986 году, теперь уже много лет плодотворно работает в нашей школе. Так что я воспитала себе коллегу. Многие мои выпускники продолжили свое профессиональное обучение в музыкальном училище, некоторые поступили дальше в вузы на аккордеон. Есть примеры, когда ребята меняли направление. Инна Сергеевна Гура окончила вуз как музыковед, а затем защитила кандидатскую диссертацию. Один ученик, лауреат международного конкурса, поступив в училище, перевелся на медный инструмент и теперь работает в военном оркестре.

— Я знаю, что у вас есть стипендиаты. Расскажите, что это за стипендии, за что их дают?

— У меня четыре стипендиата губернаторской премии, а одна ученица была еще и стипендиатом президентской премии. Премию дают учащимся за концертную и конкурсную деятельность — мы отправляем список кандидатов с перечислением их достижений. Премия выражается в денежном эквиваленте. Для ребят это, конечно, приятная награда!

Детская школа искусств г. Райчихинска. 2023 г.
Детская школа искусств г. Райчихинска. 2023 г.

— Недавно ваша школа приобрела несколько необычных аккордеонов. Расскажите, что это за инструменты? И почему были выбраны именно они?

— Мы не должны стоять на месте, мы должны развиваться. Выборный аккордеон — инструмент профессиональный. Он отличается от обычного аккордеона наличием особого режима левой клавиатуры, на которой можно играть отдельные звуки и исполнять более широкий репертуар, например полифонические сочинения в оригинале. Уже во всем мире играют на таких аккордеонах. И мы хотим, чтобы наши ученики осваивали выборный аккордеон, особенно те, которые собираются идти дальше.

У нас в школе не было таких инструментов, потому что не на что было купить. Тут очень кстати наша школа выиграла грант федерального проекта «Культурная среда», который направлен именно на оснащение учреждений культуры новым оборудованием. На эти средства и были куплены пять инструментов, три из которых — готово-выборные аккордеоны московской фабрики «Юпитер».

— И как вам новые инструменты? Это хороший вариант для обучения?

— Не только для обучения, но и для концертной деятельности! Это качественные инструменты с хорошим звуком. Правда, у них несколько меньше мензура, то есть клавиши немного у́же, но это дело привычки. Будем с удовольствием осваивать. Эти инструменты получат только самые старательные наши ученики!

Новый аккордеон «Юпитер» апробирует ученик Натальи Семененко Никита Погран.
С. Бредис. Концертная миниатюра

— Как вам удается взращивать лауреатов и победителей? Раскроете секреты педагогического мастерства?

— Секретов особых нет. Во-первых, надо распознать в ребенке его способности. Уловить хоть какую-то малость, что его может двигать и развивать дальше. Сначала это же не поймешь. Не то, чтобы они приходят все одинаковые. Бывает ученик способный, но ленивый. Бывает очень способный, но не заинтересованный. А бывает так, что способностей вроде особых нет, но есть, за что зацепиться.

— Многое ли зависит от способностей?

— Многое зависит от способностей, а многое и от характера. Даже способности не первую роль тут играют, потому что их можно развить. Много раз с такими случаями сталкивалась, что и слух у ребенка хороший, и руки хорошие, но он безразличный и интереса нет.

— А как интерес выработать? В чем задача педагога?

— Самое трудное для педагога — это работа с первоклассниками. Вот тут надо выложиться по полной, занимать ученика любыми способами, пробовать разное, чтобы он заинтересовался, не ушел. И при этом понять, что из него можно сделать. Пойдет ли он в «профи» или будет учиться «для себя».

Обязанность педагога — всех детей учить добросовестно, а потом смотреть по способностям. Но вообще случаи разные бывают. У меня был один, казалось бы, бесперспективный ребенок. И вдруг в третьем классе его «прорвало»! Он начал активно заниматься и теперь выступает на всех концертах.

— Причины были к этому прорыву?

— Я думаю это потому, что его взяли в оркестр. Он немножко побыл в коллективе, помузицировал там, и в нем что-то проснулось. Оркестровое музицирование тоже может быть способом увлечь ребенка. Или еще один пример. Ребенок пришел с очень посредственными данными: ни памяти, ни внимания. Учился без особых успехов три года, четыре года. Но у меня было подспудное чувство, что он заиграет. Так и случилось — он теперь один из наших концертных учеников.

— Можно ли сказать, что в данном случае уроки музыки повлияли на общее развитие ребенка?

— Очень даже можно. Потому что он в школе был такой же невнимательный. Здесь дело, наверное, в индивидуальной работе с учеником. Именно в отношении к нему, как к личности. При таком подходе у ребенка вырабатывается внимание, усидчивость.

Наталья Семененко с ученицей. Райчихинская ДМШ, начало 1980-х гг.
Наталья Семененко с ученицей. Райчихинская ДМШ, начало 1980-х гг.
Подготовка к конкурсу — это марафон, выдержать который могут не все, даже самые талантливые ученики

— Чем отличается подготовка лауреата? Как человека вывести на конкурс?

— Прежде всего, это предварительная подготовка преподавателя. Один из важных моментов — это выбор программы. Нужно выбрать такую программу, которая будет конкурсной, но ученику по силам. Пьеса должна подойти ему по характеру, по его натуре. Иначе успеха не будет. У меня бывает на интуитивном уровне, когда я выбираю репертуар, то вижу: эта пьеса подходит вот этой девочке, эта — вот этому мальчику.

— А зачем участвовать в конкурсах, есть ли какая-то польза от них для ребенка?

— Я думаю, что польза от конкурсов есть. Многие говорят, что конкурсы — это натаскивание. Но натаскивание — это одна из составляющих подготовки. А потом ученик съездил на конкурс, сам сыграл, посмотрел, как другие играют. Многие загораются. Этот опыт становится стимулом к дальнейшему совершенствованию. Некоторые даже начинают всерьез относиться к инструменту, как к своей дальнейшей профессии. Так что участвовать в конкурсах важно, это в некотором плане школа жизни. Но плохо, если в жизни ребенка только конкурсы, в ущерб остальной учебе. А если в меру, то хорошо.

— Как дети воспринимают новость о том, что впереди их ждет конкурс?

В основном дети всегда хотят поехать посоревноваться. Но не все хотят трудиться. Подготовка к конкурсу — это марафон, выдержать который могут не все, даже самые талантливые ученики. На протяжении этого марафона надо постоянно стимулировать, направлять ученика, чтобы он не сдавался, продолжал готовиться, занимался, наращивал обороты, оттачивал технику. И чем больше внимания уделяешь ученику, чем больше с ним занимаешься, тем больше он потом тебе отдает.

— А что значит «заниматься»? Ведь известна ситуация, когда спрашиваешь ученика: «Ты занимался?», а он отвечает: «Я играл!»

— Заниматься — это значит многократно повторять, повторять и повторять. Но не бездумно гонять пьесу от начала до конца с ошибками, а смотреть, какое место не получается, и отрабатывать именно это место, фрагментами. Приведу такой образ: например, на полу есть пятно. Но никто же не будет мыть весь пол сразу, а сначала ототрет это пятно.

— Как мотивировать ребенка на занятия? Ведь многим ученикам трудно дается многократное повторение.

— Можно устроить соревнование ученика с самим собой. Например, задать сыграть пьесу десять раз. Или какое-то место пять раз без ошибок. Если хотя бы раз ошибся, то начинаем сначала. Многие начинают вникать, увлекаются процессом, понимают, что чтобы сыграть пьесу хорошо, нужно многократно повторять, отрабатывать.

— Какой-то особый настрой есть при подготовке?

— Настрой обязательно должен быть. Надо создать соревновательную среду, даже может между собратьями. То есть, они начинают соревноваться еще до конкурса в классе. Также я рассказываю про своих прошлых учеников, как они ездили на конкурсы, какие места заняли, кем стали.

Вообще, надо много общаться с ребенком, а не просто ставить его перед фактом, что он будет готовиться на конкурс. Причем общение с учеником происходит на равных! Панибратство, конечно, тоже нельзя разводить. Здесь тонкая грань между равенством и панибратством. Но тем не менее, с учениками надо сотрудничать. Ученик — это личность: со своим ви́дением, со своим миром, вкусами, предпочтениями, характером. И главное, чтобы ребенок доверял педагогу.

— Как вы настраиваете детей на выступление?

— Самое главное — это хорошо знать программу и обыграть ее, много раз попробовать в ситуации, приближенной к конкурсной. Когда ребенок готов, и я знаю, что он способен хорошо сыграть, я настраиваю на выступление известной формулой успеха: «Я долго занимался, я сыграю хорошо, я иду на сцену побеждать». То есть, настрой у меня только один: «Ты должен сыграть так хорошо, как ты только можешь. А какое место ты займешь — это как комиссия присудит».

— Вы сами волнуетесь, когда ученики выступают?

— Раньше я волновалась о-очень сильно! Потом решила, что это вредно для здоровья. И не то, чтобы совсем перестала волноваться, но стараюсь относиться к этому спокойно. Однажды на конкурсе играли сразу несколько моих учеников, и коллега спросил, как у меня хватает нервов это выдерживать. Я ответила: «Да у меня их уже нет!» Непроизвольное волнение все равно остается, но я стараюсь держать свое состояние под контролем. Думаю: займет место, так займет. А если нет, значит, моя недоработка где-то.

Роль родителей огромна, как в положительном, так и в отрицательном смысле

— Как преподаватель готовится к занятиям и выступлениям?

— Я читаю ноты с листа, подбираю программу, ставлю аппликатуру. Чтобы найти для ученика пьесу и составить из пьес программу, нужно перерыть множество сборников. Есть сборники старые, советские, которые я уже знаю наизусть. Но ведь композиторы пишут новые пьесы, издают новые сборники. Я ищу ноты в интернете, прошу знакомых из крупных городов покупать мне хорошие сборники. Так мы обогащаем репертуар, обзаводимся современными пьесами. Потом в этой пьесе нужно проставить аппликатуру, чтобы она была удобна и выразительна. Это обязательный момент, ведь от правильной аппликатуры зависит не только техничность, но и исполнимость некоторых штрихов.

Это большая предварительная работа, скрытая от глаз учеников, ведь ты даешь ему уже готовую пьесу.

— Какова роль родителей в подготовке ребенка к конкурсам и вообще к занятиям?

— Роль родителей огромна, как в положительном, так и в отрицательном смысле. Замечательно, если есть поддержка от родителей, когда они поощряют, радуются за ребенка. Но сейчас нередки случаи, когда родители даже не интересуются, что делает ребенок. Считают, что достаточно отдать его в музыкальную школу.

Надо обязательно интересоваться ребенком, его делами, знать его интересы, увлечения. Спрашивать, как идут дела в музыкальной школе, попросить сыграть что-то. Порадоваться за него, хвалить, а не ругать, потому что детей редко хвалят.

— А что родителям делать точно не нужно?

— Не нужно говорить разрушающие фразы. Например: «А что ты так плохо сыграл?» или «Ой, как ты опозорился!» Это убийственно для детей. Бывает, что ребенок играет на концерте с настроением, воодушевлением. Да, может быть, не везде чисто. А потом не видит положительного отклика у родителей, натыкается на критику. Такой подход может лишить ребенка желания заниматься.

— С какими мифами и предрассудками родителей или самих детей вы часто сталкиваетесь?

— Родители часто считают, что у их ребенка нет слуха и поэтому его не надо отдавать в музыкальную школу. Они думают, что если ребенок не поет и никак не выражает себя с музыкальной стороны, то ему медведь на ухо наступил. А когда мы слух этот обнаруживаем, родители удивляются.

— А как вы обнаруживаете?

— Если ребенок не поет, а сейчас большинство детей не поют, то это не значит, что он не слышит. Просто их голос не в состоянии выразить, что у них есть внутри, потому что они не слышат живого пения. Раньше люди пели хотя бы на застольях. А сейчас они не слышат и не знают элементарных песен, вроде «Во поле береза стояла». И если ребенок действительно не может попасть голосом в ноту, тогда просишь его запомнить эту ноту, как она звучит. Потом играешь ему две ноты на инструменте, для начала на большом расстоянии, и они прекрасно определяют. Потом выбирают из трех нот. Бывают дети, которые не способны вслушиваться, но потом учатся этому.

Или родитель говорит: «Да он у меня неусидчивый! Он вообще не может просидеть ни минуты». Или вариант: «невнимательный». Но на самом деле у нас настолько неусидчивых еще не было.

— То есть, родители считают своего ребенка неусидчивым, а он, придя в музыкальную школу, демонстрирует обратное? Становится спокойнее и внимательнее? Так родители должны благодарить вас за это!

— Многие и благодарят. Или вот еще распространенный миф: «Он будет в школе плохо учиться, у него времени не останется, он не будет успевать». Когда музыкальную школу бросают, обычно это и называют причиной: «Он в школе скатился». А я на своем опыте убедилась, что если ребенок бросит музыкалку, то скатится еще больше. Родители потом жалеют, что бросили, что мы не заставили учиться. Иногда и дети родителям предъявляют претензии, почему они не заставили. Или приводят уже своих детей и говорят: «Я бросил, но хочу, чтобы мой ребенок выучился».

— Польза музыкальной школы очевидна?

— Очевидна. Может быть, это трудно, но это польза, которая потом на расстоянии обнаруживается.

— От каких ошибок или ложных ожиданий вы можете предостеречь родителей?

— Ложные ожидания бывают в том, что у них талантливый ребенок, что он будет везде выступать, на всех конкурсах играть. А когда приходят на концерт и видят, что есть дети, которые играют лучше их ребенка, что, оказывается, надо очень усердно работать, заниматься, чтобы достичь похожих результатов. Просто так не получится.

— А много ли талантов среди современных детей?

— Талантливость — это в принципе редкое явление! Я бы хотела поговорить о другом. Чтобы в ребенке проснулись способности, в том числе и музыкальные, его надо развивать по всем направлениям. И лучше, если это будет совместная с родителями деятельность. Читать книги, учить скороговорки, стихи, рисовать, играть в настольные игры. С детьми мало сейчас занимаются, мало читают, мало ходят на концерты, мало слушают хорошей музыки. Сейчас же доступна любая музыка в хорошем исполнении в видеозаписи. И это даже хорошо, потому что ученики любое произведение из своей программы смотрят и слушают в разных исполнениях, а раньше такого не было. Можно подбирать репертуар с помощью интернета. Они даже сами находят пьесы, которые им интересны. Это важное приобретение современности, и надо этим пользоваться!

Наталья Вениаминовна Семененко в своем классе. Райчихинская детская школа искусств, 2023 г.
Наталья Вениаминовна Семененко в своем классе. Райчихинская детская школа искусств, 2023 г.

—Что главное для вас в профессии?

— Главное — надо любить свою профессию, надо любить детей. Когда я начинала работать, то не придавала большого значения зарплате и удивлялась, как такое может быть: я занимаюсь своим любимым делом, а мне еще за это деньги платят! Я была просто в восторге. Вот уже 45 лет я работаю, и каждый раз с радостью иду на работу. Радуюсь ученикам, их успехам, их делам, их разговорам. Когда они со мной о чем-то говорят, чем-то делятся. Когда они между собой общаются, я за ними наблюдаю. Двойная радость, когда они что-то приносят: «А я вот это придумал», «А я вот это сделал»! Это просто счастье!

— И никогда не раздражают ученики?

— Почему? Раздражают! Всякое бывает. Педагогу нужно много и терпения, и выдержки, и такта.

— Наталья Вениаминовна! Большое спасибо за такой душевный разговор. Пожелаем вам новых профессиональных свершений и благодарных учеников.

Беседовала Ольга Шабунина, кандидат искусствоведения

#музклассы_интервью #музклассы #музыка #музыкальное_образование