Дом купцов Шелаевых — настоящее чудо на карте Москвы. Долгое время он стоял словно призрак былого величия и пугал своим заброшенным видом, но его выкупил частный инвестор, и дом ожил. Некогда недоступный особняк превратился в центр современного искусства с выставками, концертами, экскурсиями. В нем никогда не было реставраторов, а значит, сохранился подлинный дух 19 века. Но у этого счастливого поворота в судьбе дома существует и обратная сторона.
Фасад дома сейчас закрывают строительные леса, а поэтому мы сразу зайдем внутрь и натолкнемся на великолепную лестницу с пузатыми деревянными балясинами, перекрашенными в советское время. В 20 веке по этой лестнице поднимались ученики начальной школы, работники санэпидемстанции и молодожены, спешащие в ЗАГС. Стены вестибюля покрылись стерильным голубым цветом, и в атмосферу купеческого дома ворвались следы прошлого века.
С двух сторон от нас тянутся одинаковые парадные комнаты, где сразу чувствуется купеческий размах. Пышные лепные потолки будто кричат о богатстве хозяев, купцов Степана и Тихона Шелаевых. Он владели шелкопрядильными фабриками под Богородском — современным Ногинском. И слева, и справа мы попадаем в роскошный зал — в 19 веке его делили колонны и анты, то есть столбы, а в 20 веке перерезала стена. Теперь это две комнаты вместо одной.
Посмотрите план дома в галерее — вы увидите любопытную деталь, незаметную внутри: правый зал выбивается из общего объема. Вероятно, купцы Шелаевы пристроили его для симметрии в 70-х годах 19 века, когда переделывали особняк — стены там более тонкие. Но это только предположение, ведь не готовили проект реставрации, а значит, не проводили экспертизу. В доме никогда не работали искусствоведы, и в его истории немало загадок.
О Шелаевых практически ничего не известно. В 20 веке оборвались нити, которые могли бы распутать тайны владельцев особняка. Снесли соседнюю Введенскую церковь — на ее месте, за Дворцом на Яузе, стоит школа. Возможно, купцы были прихожанами этого храма, и церковный архив помог бы разобраться в династии, но он не сохранился. Больше нет фабрик Шелаевых. Не дожил и пассаж Солодовникова на Кузнецком Мосту, где, как предполагают историки, работал магазин купцов.
Поэтому мы можем только задаваться вопросами, почему Шелаевы поселились в Москве в Семеновской слободе, были ли они старообрядцами, как соседи Носовы, какого архитектора они пригласили и зачем разместили парадные залы на первом этаже, а не на втором. Но некоторые пятна в истории дома мы попытаемся закрасить своими догадками. Еще раз взгляните на план дома и обратите внимание на два зала посередине.
В них мы снова встречаем одинаковую отделку — богатые лепные плафоны и камины, заделанные в советское время. Да, камины сохранились, прячутся за штукатуркой и ждут реставраторов, а вот следов печей в доме не осталось. И как же его отапливали в 19 веке? Ведь камины ставили для красоты, а не для тепла. Еще одна загадка! В правом зале возле камина мы видим закругленный угол — это врезается лестничная клетка. А в левом зале на этом месте, вероятно, проходила вторая дверь — в 20 веке ее превратили в шкаф.
Снова обращаемся к плану дома — правая анфилада, то есть вереница гостиниц, упирается в чёрную лестницу. А левая — продолжалась еще одним залом с окнами во двор. За зашитым потолком в нем скрывается подлинная лепнина. Особняк недавно признали объектом культурного наследия — до этого в нем могли устраивать ремонт и не заботиться об исторических деталях. В доме перекладывали паркет и плитку, меняли мраморные подоконники на современные, заделывали окна.
А мы спускаемся в подвал и словно переносимся в начало 18 века — перед нами своды древних каменных палат. По одной из версий, они остались от усадьбы Александра Меншикова, влиятельного фаворита Петра Первого. После пожара 1812 года на старом фундаменте выстроили новый дом. Когда уже в наше время меняли коммуникации, обнаружили засыпанный подвал — его раскопали наполовину, так что он еще порадует находками. Как попасть на экскурсию в особняк и увидеть все это своими глазами, рассказываю в комментариях.
Как вам дом Шелаевых?