В книге Александра Дюма «Три мушкетера» есть все: дружба, предательство, интриги, приключения. Главный персонаж этого произведения, гасконец Д'Артаньян – настоящий герой, демонстрирующий на страницах романа непревзойденные мужество, интеллект и благородство.
Между тем гасконец Д'Артаньян существовал на самом деле и так же, как его прототип, был человеком смелым, бесшабашным и умным. Жизнь настоящий Д'Артаньян прожил не менее насыщенную, геройскую и интересную, чем книжный персонаж Дюма.
Королевские мушкетеры: элитный полк
В 1622 г. во Франции в качестве личной охраны короля Людовика XIII был сформирован полк мушкетеров. Этот полк, конечно, считался элитным, и брали в него далеко не каждого. В первое время численность формирования составляла всего 100 человек. Зачислены в мушкетеры могли быть лишь представителей знати, причем уже хорошо зарекомендовавшие себя в регулярной армии.
При поступлении в мушкетеры кандидат должен был иметь не только боевой опыт, но и свои лошадь и шпагу. По принятии в полк мушкетерам выдавались мушкеты. Капитаном мушкетеров формально считался король. Фактическое же командование осуществлял капитан-лейтенант. Отличительной особенностью королевских мушкетеров считалась синяя накидка-туника без рукавов с большим белым крестом. Эту тунику носили поверх алого плаща.
Как и в романе Дюма, настоящие мушкетеры соперничали с гвардейцами кардинала. Гвардейские полки кардинала также считались элитными, и были сформированы Ришелье для личной защиты. Конкуренция между мушкетерами и гвардейцами, как и описывается в романе Дюма, была очень жесткой.
Земляк-капитан
Когда прототип Д'Артаньяна прибыл в Париж, капитан-лейтенантом мушкетеров служил Д'Тревиль, дворянин также родившийся в Гаскони. Гасконь в те времена представляла собой настоящее «государство в государстве», и ее жители старались помогать друг другу в любых ситуациях. Именно поэтому Д'Артаньян и решил обратиться за протекцией к Д’Тревилю.
В Париж молодой горячий гасконец прибыл примерно в 1639 г. с рекомендательным письмом к земляку. Капитан дал Д'Артаньяну ход, что позволило ему в последующем сделать отличную карьеру в армии.
Интересно, что в самом мушкетерском полку Д’Тревиля в то время служили Арман д'Атос (Атос), Исаак де Порто (Портос) и Анри д'Арамиц (Арамис). Эти персонажи Дюма, таким образом, также не являются полностью выдуманными. Однако настоящий Д'Артаньян с настоящими Атосом, Портосом и Арамисом на самом деле никогда не пересекался.
Гасконец Д’Бац
Когда Д'Артаньян приехал в Париж собственно Д'Артаньяном его еще никто не называл. Родился этот гасконец в 1613-1615 г. в замке своего отца Кастельмор в Люпьяке. При рождении он получил имя Шарль и фамилию своего отца – Д’Бац.
Собственно замком назвать дом сеньора Бертрана де Бац, отца новорожденного, можно было с большим трудом. Кастельмар представлял собой обычный просторный двухэтажный деревенский каменный дом. Это строение приобрел еще прадед Шарля, мещанин, разбогатевший на торговле. Однако для бедной Гаскони и такой дом вполне мог сойти за замок аристократа.
Прадедушка Шарля купил «замок», а его дедушка уже смог жениться на дворянке, благодаря чему сам стал дворянином. Таким образом, по отцовской линии Шарль происходил не из слишком знатной семьи. Не видать бы ему элитного французского полка как своих ушей, если бы не его матушка.
Мать будущего мушкетера была настоящей потомственной дворянкой. Франсуаза Д’Артаньян происходила из древнего рода графов Д'Артаньян. Ее отец, дедушка Шарля, отлично проявил себя в гвардии Генриха VI. И именно благодаря заслугам и имени деда по материнской линии, Шарль Д’Бац и смог закрепиться в Париже.
Имя дедушки фигурировало в рекомендательном письме, привезенном гасконцем Д’Тревилю. Решивший помочь земляку капитан показал письмо королю Людовику XIII, а тот в свою очередь решил, что внук бравого Д'Артаньяна достоин служить в его армии. Король даже дал разрешение на то, чтобы Шарль взял фамилию деда. Отныне молодого Д’Баца все начали называть шевалье Д'Артаньяном.
Покровительство Мазарини
Поскольку людей, еще не служивших в действующей армии, в мушкетеры тогда не брали, настоящий Д'Артаньян в первое время был зачислен в обычную королевскую гвардию. Вместе с полком капитана Д’Эссера Шарль в последующем получил боевое крещение. В 40-х годах в составе этого полка Д'Артаньян участвовал во взятии нескольких крепостей.
Примерно через 3-4 года после того, как Шарль поступил на службу в армию, он сумел найти себе могущественного покровителя. К этому времени и кардинал Ришелье, и король Людовик XIII уже скончались. На трон взошел 5-летний Людовик XIV при регентстве его матери Анны Австрийской. Место Ришелье же занял фаворит Анны – кардинал Мазарини.
Мазарини-то и обратил на смелого горячего гасконца свое пристальное внимание. Именно, благодаря протекции кардинала, Д'Артаньян и поступил в королевские мушкетеры примерно в 1644 г. На тот момент Шарлю уже исполнилось около 30 лет. В мушкетерах, однако, бравому гасконцу прослужить пришлось недолго. В 1646 г. этот элитный полк был расформирован.
После этого Д’Артаньян начал служить самому Мазарини, выполняя его личные поручения. Знать ненавидела Мазарини, что стало одной из причин начавшейся Фронды. Во время Фронды гасконец оказывал кардиналу поистине неоценимые услуги и даже уезжал с ним из Франции, когда обстановка в стране стала совсем уж накаленной.
Считается также, что именно Д’Артаньян однажды спас Анну Австрийскую и ее сына, будущего короля-солнце, от разъяренных фрондеров. В самый опасный момент гасконец смог вывезти королевскую семью из Парижа.
Мушкетер Д'Артаньян
После Фронды Д'Артаньян служил в регулярной армии и часто принимал участие в боевых действиях, попутно делая военную карьеру. Несколько раз гасконец едва избегал гибели.
Известно, что примерно в 40 лет Д'Артаньян стал капитаном гвардии. После восстановления мушкетерского полка в 1657 г. он был назначен лейтенантом мушкетеров. Капитаном мушкетеров стал племянник Мазарини - герцог Неверский. Однако фактически командование мушкетерами перешло именно к Д'Артаньяну.
Командиром Шарль в последующем оказался просто отличным. После проведенной им реформы, мушкетерский полк превратился в одно из самых боеспособных воинских формирований во Франции. В отличие от своих предшественников, Д'Артаньян, уделял максимум внимания военной тренировке подчиненных.
Вместо дуэлей на улицах Парижа, мушкетеры теперь усердно тренировались в своих казармах (которые называли отелями). Основной боеспособности и элитарности своего полка Д'Артаньян сделал принцип товарищества и взаимопомощи.
Выгодный брак
Жалование у мушкетеров в то время было достаточно высоким. Но и элитная экипировка стоила баснословно дорого. Известно, что для того, чтобы его мушкетеры выглядели достойно, Д'Артаньян зачастую тратил на подчиненных собственные средства. Себе лейтенант практически ничего не оставлял. Все его жалование уходило на обмундирование для мушкетеров.
В романе Дюма Д'Артаньян до самого конца остается холостым, будучи верным памяти своей погибшей Констанции. Настоящий Д'Артаньян также долгое время не заводил семью. Но в возрасте примерно 48 лет Шарль все же решил жениться. Брак при этом, по примеру своих деда и отца, он заключил очень выгодный.
Женой Д'Артаньяна стала одна из богатейших провинциалок того времени – знатная дворянка и баронесса Шарлотта Д’ Шанлеси. За обычного лейтенанта мушкетеров эта не слишком молодая дама, которой уже было за 30, согласилась выйти лишь для того, чтобы получить возможность наконец покинуть провинцию и поселиться в столице.
Женщиной жена Д'Артаньяна, по воспоминаниям современников, была не слишком красивой, но при этом очень умной. Будучи наслышанной о том, что бравый Шарль обожает кутежи, а практически все свое жалование тратит на обмундирование для мушкетеров, перед свадьбой она настояла на заключении брачного контракта.
Скряга и сутяжница
По характеру Д'Артаньяна и его супруга к друг другу совершенно не подходили. Лейтенант мушкетеров вел по-сути бродяжнический образ жизни, бесконечно кутил и волочился за юбками. Его жена, напротив, была страшной ханжой - женщиной чопорной, набожной и даже злой.
Современники описывали ее, как даму с «глубоко посаженными черными глазами» и «очень бледной кожей». Любимым делом супруги Д'Артаньяна было сутяжничество – баронесса постоянно судилась с окружающими и со своими родственниками.
Несмотря на несходство характеров, семейная жизнь Д'Артаньяна, однако, в первое время складывалась вполне удачно. Возможно, связано это было с тем, что супруги практически не виделись друг с другом. По долгу службы Д'Артаньян постоянно отсутствовал дома. Появлялся в семье лейтенант лишь наездами. Эти наезды дали свои плоды и относительно немолодая супруга родила Д'Артаньяну двух сыновей. Постоянные отлучки мужа, однако, в конечном итоге все же утомили баронессу, и семья распалась.
Тюремщик и губернатор
После неудачи с браком, Шарль полностью посвятил себя службе. В этот период Д'Артаньян, по сути, стал тюремщиком, поскольку мушкетеры в то время охраняли посаженного в тюрьму Фуке. Позднее Д'Артаньян также принимал участие в аресте герцога де Лозена, посмевшего жениться на Великой мадемуазель, кузине короля, герцогине де Монпансье. Чтобы выловить Лозена, мушкетерам пришлось даже перейти через Альпы.
За свою жизнь Д'Артаньян успел побывать и губернатором. В 1672 г. его назначали главой Лилля. Однако губернаторствовать Шарлю совершенно не понравилось, и он сделал все возможное, чтобы вернуться в армию. Уже через год после назначения губернатором, Д'Артаньян снова стал командиром мушкетеров.
Последний бой
С мая 1673 г. мушкетерский полк активно принимал участие в боях, действуя очень успешно. Во время взятия крепости Тонгр молодой и неопытный герцог Монмутский решил с наскока пересечь открытую местность перед крепостными стенами.
В этой безумной атаке погибло очень много солдат и офицеров. Известно, что друзья советовали Д’Артаньяну, которому на тот момент уже исполнилось около 60 лет, не принимать участие в самоубийственном бою. Но лейтенант мушкетеров советов не послушал. Вместе с людьми герцога он бросился в атаку и погиб, будучи сраженным пулей в шею. Мушкетеры, обожавшие своего лейтенанта, с риском для жизни вынесли его тело с места битвы.
Потеряв своего блестящего лейтенанта, мушкетеры были буквально убиты горем. Большой неприятностью это стало для короля Людовика XIV. По поводу кончины Д'Артаньяна, король написал своей жене Марии Терезе: «Мадам, я потерял д'Артаньяна, которому я полностью доверял и который заслуживал этого во всех случаях». Похоронили стойкого и храброго лейтенанта в Маастрихте.
Если статья понравилась, поддержите канал подпиской