Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

"Я к вам пишу..." История одного письма. Глава X часть I "4 месяца из жизни Ф.М."

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно! Сегодня мы начнём (именно так! Слишком велик объём, и изобилие смысловых пластов зашкаливает) читать одно из писем из обширной переписки Достоевского и Аполлона Майкова. Оно особенно примечательно тем, что его так и тянет (собственно, я так и поступлю) разбить на три условных тематических части, с двумя из которых я уже определился совершенно, а первая - вступительная - будет как бы прелюдией к двум последующим. Сложно, да, но позже, надеюсь, вы поймёте а чём бишь я: "... ведь я предупреждал же вас, что попаду в конце посылки" (С) Итак - что же такое Аполлон Николаевич Майков, и кем он был в жизни Достоевского? "Незабвенный друг", "заменит Россию"... Это так неожиданно искренне и пронзительно, что, признаться, pince-nez выпадает из глазницы. Прежде всего - поэт из тех "негромких" светил XIX столетия, что создали мощнейший культурный фон России, её, простите уж, поэтический "задник", пере

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!

Сегодня мы начнём (именно так! Слишком велик объём, и изобилие смысловых пластов зашкаливает) читать одно из писем из обширной переписки Достоевского и Аполлона Майкова. Оно особенно примечательно тем, что его так и тянет (собственно, я так и поступлю) разбить на три условных тематических части, с двумя из которых я уже определился совершенно, а первая - вступительная - будет как бы прелюдией к двум последующим. Сложно, да, но позже, надеюсь, вы поймёте а чём бишь я: "... ведь я предупреждал же вас, что попаду в конце посылки" (С)

  • 16 (28) августа 1867. Женева

    "Эвона сколько времени я молчал и не отвечал на дорогое письмо Ваше, дорогой и незабвенный друг, Аполлон Николаевич.
    Я Вас называю незабвенным другом и чувствую в моем сердце, что название правильно: мы с Вами такие давнишние и такие привычные, что жизнь, разлучавшая и даже разводившая нас иногда, не только не развела, но даже, может быть, и свела нас окончательно. Если Вы пишете, что почувствовали отчасти мое отсутствие, то уж кольми паче я Ваше. Кроме ежедневно подтверждавшегося во мне убеждения в сходстве и стачке наших мыслей и чувств возьмите еще в соображение, что я, потеряв Вас, попал еще, сверх того, на чужую сторону, где нет не только русского лица, русских книг и русских мыслей и забот, но даже приветливого лица нет! Право, я даже не понимаю, как может заграничный русский человек, если только у него есть чувство и смысл, этого не заметить и больно не прочувствовать. Может быть, эти лица и приветливы для себя, но нам-то кажется, что для нас нет. Право так! И как можно выживать жизнь за границей? Без родины — страдание, ей-богу! Ехать хоть на полгода, хоть на год — хорошо. Но ехать так, как я, не зная и не ведая, когда ворочусь, — очень дурно и тяжело. От идеи тяжело. А мне Россия нужна, для моего писания и труда нужна (не говорю уже об остальной жизни), да и как еще! Точно рыба без воды; сил и средств лишаешься. Вообще об этом поговорим. Обо многом мне надо с Вами поговорить и попросить Вашего совета и помощи. Вы один у меня, с которым я могу отсюда говорить. NB. Кстати: прочтите это письмо про себя и не рассказывайте обо мне кому не нужно знать. Сами увидите. Еще слово: почему я так долго Вам не писал? На это я Вам обстоятельно ответить не в силах. Сам сознавал себя слишком неустойчиво и ждал хоть малейшей оседлости, чтоб начать с Вами переписку. Я на Вас, на одного Вас надеюсь. Пишите мне чаще, не оставляйте меня, голубчик! А я Вам теперь буду очень часто и регулярно писать. Заведемте переписку постоянную; ради Бога! Это мне Россию заменит и сил мне придаст..."
-2

Итак - что же такое Аполлон Николаевич Майков, и кем он был в жизни Достоевского? "Незабвенный друг", "заменит Россию"... Это так неожиданно искренне и пронзительно, что, признаться, pince-nez выпадает из глазницы.

Прежде всего - поэт из тех "негромких" светил XIX столетия, что создали мощнейший культурный фон России, её, простите уж, поэтический "задник", перед которым принято было ставить бронзовые величественные фигуры Пушкина и Лермонтова. Чудь поодаль за ними - особняком стоящий Жуковский (друг Пушкина потому что, и - в силу ангелообразного имиджа - не записан в "реакционеры"). С другой стороны - но тоже поодаль - "демократ" Некрасов, правда, с как бы нечаянно прилипшей к нему биркой "картёжника", "редактора-спекулянта, наживавшегося на авторах и конкретно на Белинском"", и реноме "вообще мутного человека". Но звание "великого русского поэта" советские идеологи как бы нехотя ему оставили. И там уже вдалеке, еле различимые при неярком свете софитов, сообразуя причудливо колышащуюся пиитическую икру, располагаются сомнительный Вяземский в вечном амплуа "друга Пушкина", которым он, собственно, никогда и не был, Батюшков, Боратынский, Тютчев, с одной стороны созвучный советской культурологии "верой в Россию" и "аршином", которым последнюю не измерить, а с другой - подозрительный службою в цензурном комитете. Вместе, кстати, с Вяземским, которого вообще, надо сказать, судьба пошвыряла во все идеологические канавы - от личной ссоры с Александром I до унижения перед Престолом и ярой реакции. Потому безопаснее оного Рюриковича записать в "друзья Пушкина" и присыпать нафталином. И - ага, попались, сейчас мы с вас снимем мохнатые шубы пыли и извлечём из сонного полунебытия! Вечная троица Майков-Фет-Полонский. Каждый хорош по-своему, но вот Майков, к примеру, тоже - с репутационным пятном на белой парнасской визитке: служил цензором. И даже - старшим. И даже дошёл до немыслимых для поэта служебных высот - чина тайного советника. А за первый сборник и вовсе был поощрён лично Николаем I премиею в тысячу рублей. (Любопытно, что русскую словесность Аполлону Николаевичу преподавал не кто иной, как Иван Александрович Гончаров. в 60-х годах сам не миновавший карьеры цензора). И, кстати, Полонский в цензорах тоже служил. И кто после этого говорит, что Муза, Лира и Цензура - не родные сёстры? И распрекрасно, знаете ли, уживаются вместе!

Нет-нет, Майкова здесь нет - к сожалению. Третий - философ и критик Страхов
Нет-нет, Майкова здесь нет - к сожалению. Третий - философ и критик Страхов

Когда ложится тень прозрачными клубами
На нивы желтые, покрытые скирдами,
На синие леса, на влажный злак лугов;
Когда над озером белеет столп паров
И в редком тростнике, медлительно качаясь,
Сном чутким лебедь спит, на влаге отражаясь,-
Иду я под родной соломенный свой кров,
Раскинутый в тени акаций и дубов;
И там, в урочный час, с улыбкой уст приветных,
В венце дрожащих звезд и маков темноцветных,
С таинственных высот, воздушною стезей,
Богиня мирная, являясь предо мной,
Сияньем палевым главу мне обливает
И очи тихою рукою закрывает,
И, кудри подобрав, главой склонясь ко мне,
Лобзает мне уста и очи в тишине.

Надеваем толстые роговые очки советского производства и скрипучим голосом выносим неумолимый вердикт: - Мило! Очень... А что у него там есть ещё? Что-нибудь посоциальнее, к примеру?

Бездарных несколько семей
Путем богатства и поклонов
Владеют родиной моей.
Стоят превыше всех законов,
Стеной стоят вокруг царя,
Как мопсы жадные и злые,
И простодушно говоря:
«Ведь только мы и есть Россия!»

- Гм! Позвольте! Это уж... неожиданно как-то. И, пожалуй, чересчур остросоциально. Да и, признаться, применительно к современности, сомнительно-аллюзионно. Анархия какая-то. Положите Майкова туда, откуда взяли. Пусть там будет...

И давайте, кстати, закончим живописать крупными (потому как нам недосуг... и так на четыре публикации размахнулись... эвона!) любительскими мазками наш поэтический культурный задник России XIX века. Советские роговые очки с выпуклыми линзами не снимаем! Так нам сподручнее (и извинительнее - прибавлю!) будет судить и двигать крошечные сувенирные белые бюстики по своему разумению.

Веневитинов, подававший неслыханные надежды, но простывший в чиновном стылом Петербурге. Трагичный слепец Иван Иванович Козлов, с жизнью, как бы поделённой на две неравные части - "бѣлую" и "чорную", в последней познавший и низины Ада, и вершины Духа. Личная жертва Николая I Александр Полежаев. Купеческий сын Алексей Кольцов. Языков, ценимый Пушкиным и - особенно - Гоголем. Ну и там - вовсе крохотные точки, лиц не различить... еще один Аполлон - Григорьев, Плещеев, от которого у любого советского школьника в памяти остались только строчки про "травка зеленеет, солнышко блестит". Желающие могут взять кисть и добавить ещё точек - по своему усмотрению. Поэтическая российская вакуоль заполнена, клеточный сок весьма питателен, процессы культурного экзо- и эндоцитоза работают, Пушкин и Лермонтов со своих пьедесталов одобрительно, хоть и не без грусти, взирают на происходящее...

Я предупреждал, что времени у меня - хоть отбавляй, когда строчу свои разбегающиеся во все стороны тараканами эссе - может заносить куда угодно, конечная цель - только одна: по-ростановски "попасть в конце посылки". Тем не менее, рискуя заслужить недоумение уважаемого читателя, на сегодня завершаю. С тем, чтобы в окончании вступительной главы прояснить суть отношений Достоевского с Майковым. А уж потом - с наслаждением окунуться с головою в совершенно романическое письмо Фёдора Михайловича, разобрав его едва не на составные элементы.

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

Предыдущие публикации цикла "Я к вам пишу...", а также много ещё чего - в иллюстрированном каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE

ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ИЗБРАННОЕ. Сокращённый гид по каналу

"Младший брат" "Русскаго Резонера" в ЖЖ - "РУССКiЙ ДИВАНЪ" нуждается в вашем внимании