Минобрнауки совместно с центрами изучения Азии и Африки разрабатывает новую комплексную программу развития образования и исследований в области востоковедения и африканистики. Модернизация системы подготовки продлится до 2030 г. Об этом «Ведомостям» рассказал министр науки и высшего образования Валерий Фальков. «Программа предусматривает обязательную стажировку студентов, преподавателей и ученых в изучаемых странах, а также решение не только теоретических, но и прикладных задач в странах Востока и Африки в интересах страны и российского бизнеса», – пояснил Фальков. Ведомство предполагает, что к 2030 г. партнерами программы смогут стать порядка 40 вузов Азии и Африки, в которые российские студенты и преподаватели будут ездить на стажировки.
Новая методика подготовки будет включать в себя не только изучение восточных и африканских языков, как это было раньше. Студентов обучат также филологии, истории и этнологии стран Африки и Азии, политико-социальному и экономическому развитию этих стран, а также африканскому и азиатскому опыту построения международных отношений.
Предполагается, что факультеты востоковедения и африканистики должны будут готовить специалистов не только научно-гуманитарного профиля.
То есть выпускники этих направлений смогут работать, например, в сфере аналитики, медиакоммуникаций и других областей. Всего до 2030 г. планируется разработать восемь таких программ, две – уже в 2024 г. На внедрение новых комплексных программ выделят почти 42 млн руб.
Еще одно из нововведений Минобрнауки предполагает открытие к 2024 г. 10 лабораторий на базе вузов (названия не уточняют), которые будут вести работу по конкретным регионам. Планируется, что через три года они смогут стать структурными подразделениями университетов. На их создание выделят 518,8 млн руб.
Разработчики программы предлагают внедрить изучение восточных языков в школах, в частности, в рамках основной и дополнительной программ в школах предлагают преподавать китайский, арабский, корейский, турецкий, персидский. Совместно с работодателями ведомство обещает организовать курсы по повышению квалификации и переподготовки кадров по соответствующим дисциплинам.
При подготовке востоковедов и африканистов основной упор всегда делался только на изучение языков, но «сейчас появились новые вызовы и запросы, а многие образовательные программы из-за [устаревшего подхода] просто оторваны от потребностей рынка», сказал «Ведомостям» директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов. Именно поэтому студентам надо рассказывать про современную социально-политическую ситуацию в странах Азии и Африки, про их экономику и бизнес, считает Маслов. Наличие междисциплинарного подхода позволит обучающимся выходить на работу уже подготовленными специалистами и не переучиваться в будущем, подчеркнул он.
Декан факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ Анастасия Лихачева полагает, что на эти дисциплины сейчас высокий спрос со стороны «школ, вузов, бизнеса, любой региональной администрации от Калининграда до Сахалина». Руководитель направления «востоковедение и африканистика» Гуманитарного института НГУ Елена Войтишек указала, что программа потребует стажировок в странах и регионах изучаемого языка. «Зачастую не каждый университет или институт может позволить себе вкладывать большие средства на подготовку таких специалистов», – отметила она.
Директор Школы востоковедения НИУ ВШЭ Андрей Карнеев считает, что способствовать увеличению количества обучающихся есть смысл, но нужно в этом деле соблюдать золотую середину. «С учетом роста связей со странами Азии и Африки рост числа новых специалистов должен быть, но умеренный», – сказал Карнеев «Ведомостям». Также он отметил, что большинство вузов пока не получили итогового документа, поэтому комментировать новую программу по делу затруднительно.