История педагогики – наука серьезная и основательная. Она связана с изучением исторической картины развития ведущих педагогических идей, концепций мирового и отечественного образования. Но при всей солидности, эта область знаний позволяет открыть для себя множество удивительных, иногда даже курьезных, фактов, в том числе о выдающихся личностях, посвятивших себя педагогике.
Расскажем о некоторых чуть подробнее:
1
Василий Жуковский известен не только как великий поэт и друг Пушкина, но и как домашний педагог царской семьи. Он был учителем наследника престола Александра Николаевича – будущего императора Александра II.
Жуковский лично разработал 12-летний план обучения, куда входили уроки по русскому языку, истории, географии, нравственности и другим дисциплинам. В образовании великого князя поэт добился больших успехов и был щедро награжден за свои труды.
И если Александр II был всю жизнь признателен своему наставнику, то великая княгиня Александра Федоровна, которая также была ученицей Жуковского, не оценила его педагогического таланта. В своих мемуарах жена Николая I, немка по происхождению, писала, что Жуковский был замечательным поэтом, но не самым лучшим педагогом, из-за чего русский язык давался ей нелегко.
«Он был человеком слишком поэтичным, чтобы оказаться хорошим учителем, – писала императрица. – Вместо того, чтобы корпеть над изучением грамматики, какое-нибудь отдельное слово рождало идею, идея заставляла искать поэму, а поэма служила предметом для беседы; таким образом проходили уроки. Несмотря на мое страстное желание изучить русский язык, я постигала его плохо».
В 1841 году Жуковским перестал быть придворным учителем и занялся образованием собственных детей – Александры и Павла.
2
Однажды инспектор Гатчинского института обнаружил в книжном шкафу полное собрание педагогической литературы, составленное учеником Песталоцци Гугелем. Книги показались очень интересными, и вскоре на небосклоне отечественной педагогики взошла новая звезда – Константин Дмитриевич Ушинский.
Не находя понимания у современников, профессор пытался доказать важность качественного женского образования. Назначенный инспектором в Смольный институт, он читал лекции с таким задором и интересом к предмету, что на его уроки приходили горожане и родители учениц.
У самого Константина Дмитриевича было пятеро детей, и он постоянно следил за процессом их обучения. Учебник «Родное слово» от первого до последнего урока был проштудирован Александром Фролковым с двумя младшими сыновьями Константина Дмитриевича:
«Сам же он,— писал Фролков,— не мог давать уроков, особенно своим детям. Малейшее затруднение учащихся, малейшая ошибка с их стороны сильно раздражали его, и он уходил, не окончив урока».
3
Школьники начинают обучение чтению с коротких рассказов Льва Толстого и всю сознательную школьную жизнь не расстаются с произведениями классика русской литературы.
Мастер художественного слова с огромным интересом относился к вопросам воспитания. Его желание «Марфутку и Тараску выучить хоть немножко тому, что мы знаем» привело к созданию Яснополянской школы для обучения крестьянских детей. Внимательное отношение к детям сотворило чудеса: ребятишки сами прибегали в школу рано утром, нехотя уходили поздно вечером и вели себя примерно.
Необычно и то, что под влиянием великого писателя полуграмотные подростки начали сочинять повести, приводившие в изумление литературных критиков того времени.
4
Задолго до того, как стать двукратным лауреатом Нобелевской премии по физике и химии, Мария Кюри работала гувернанткой в богатом имении. Подработка нужна была для того, чтобы накопить на высшее образование — для женщин в середине XIX века оно было почти недоступно.
Девушка вставала в 6 утра, изучала физику и математику, а днём преподавала детям помещика. При этом она успевала заниматься и с крестьянскими детьми: давала уроки чтения и письма на польском языке.
Всё получилось: Мария поступила в университет— и сразу в Сорбонну. Днём она ходила на лекции, а по вечерам продолжала преподавать, чтобы платить за комнату. В то время, когда большинство девушек даже не мечтали об образовании, Склодовская-Кюри получила сразу два диплома Сорбонны и работала на кафедре физики.
5
Мария Монтессори категорически не хотела становиться учителем. В годы её молодости (конец XIX века) итальянка могла получить только педагогическое высшее образование (в Италии высшее образование и для мужчин было малодоступно — ещё во второй половине ХХ века любого мужчину с любым высшим образованием уважительно титуловали «дотторе»). Монтессори пришлось сломать традицию — она стала первой в Италии женщиной, получившей медицинское образование, а затем и учёную степень по медицине. Лишь в возрасте 37 лет она открыла первую школу для обучения больных детей. Ей всё же пришлось стать учительницей.
6
Антон Семенович Макаренко разработал бессмертную методику, которая базируется на «трех китах» - воспитание трудом, игра и воспитание коллективом. Через руки выдающегося советского педагога, в 1920 — 1936 годах руководившего исправительными учреждениями для малолетних преступников, прошли более 3000 воспитанников. Ни один из них не вернулся на криминальную стезю. Некоторые сами стали известными педагогами, а десятки героически проявили себя во время Великой Отечественной Войны.
Книги Антона Семёновича являются настольными для менеджеров в Японии — там применяют его принципы создания здорового сплочённого коллектива. А. С. Макаренко был включён в число учителей, определявших принципы педагогики столетия.Можно бесконечно перечислять, сколько учебных заведений получили имя Антона Макаренко и сколько ему воздвигнуто памятников. Педагогическая система снова начала возвращаться не только в образовательный, но и в рабочий процесс: в виде «корпоративных мероприятий», «тим-билдинга» и «умения работать в команде». В виде «воспитания сотрудника путем повышения его мотивации».
Один из последних вышедших сборников Макаренко был выпущен одной из знаменитых косметических компаний. В предисловии к первому тому было напечатано:
«Он сделал для процветания нашей фирмы больше, чем кто бы то ни было»
7
Выдающийся психолог и педагог Лев Выготский, возможно не стал бы ни психологом, ни педагогом, если бы не революционные события 1917 года и последовавшая за ними разруха.
Выготский учился на юридическом и историко-философском факультетах и уже студентом публиковал литературно-критические и исторические статьи. Однако прокормиться статьями в России и в спокойные годы сложно, а уж в революционные и подавно. Выготский был вынужден устроиться учителем сначала в школу, а затем в техникум. Преподавание так захватило его, что в течение 15 лет, несмотря на слабое здоровье (болел туберкулёзом), опубликовал более 200 работ по детской педагогике и психологии, некоторые из них стали классическими.
8
Шиничи Сузуки — японский педагог, музыкант, мыслитель, известный во всем мире как создатель необычного метода раннего развития музыкальных способностей, названного впоследствии его именем — методом Сузуки.
Первые «пробы пера» он совершал интуитивно — сам пробовал играть на скрипке услышанные музыкальные произведения, не зная ни нотной грамоты, ни имен великих композиторов! Именно первые опыты Сузуки привели его к основополагающему постулату будущей педагогической теории:
«Любой человек — носитель таланта, который лишь необходимо правильно развивать"
Основные принципы Сузуки:
1. Интерес — это лучшее побуждение. Главная задача родителей, если они хотят обучить чему-то ребенка, — вызвать интерес к этому делу.
2. Любовь к детям, искреннее желание помочь им — важнейшая составляющая любого метода обучения.
3. Система оценки сводится к фразам: «Хорошо» или «Можно сделать это еще лучше. Попробуй еще раз». По словам Ш. Сузуки, лучше промолчать, чем делать замечание.
4. Вера в музыкальные способности любого человека. Сузуки считал, что люди делятся не на музыкальных и немузыкальных, а на тех, кому родители привили любовь к инструменту или не привили.
5. Привлечение к работе близких людей. Без участия мам, пап, бабушек и дедушек — людей, которые лучше других знают и понимают своего ребенка, метод не действует.
6. Воспитание отнюдь не сводится лишь к овладению музыкальными навыками, оно влияет на судьбу маленького человека, который вступает в большую жизнь.
Хотите узнать ещё больше интересных фактов, полезных материалов и книжных рекомендаций? Тогда скорее переходите на наш телеграм-канал!
#Педагогическаямастерская#Подборка#Факты#Педагогика#ЧГПУ