Найти тему
Факторы смысла

Диагностическое мышление в тестологии: логика необходимости и достаточности (на материале "отрицательных симптомов")

Я продолжаю контактировать лично с Заказчиками по поводу разработки тестов на профессиональные знания и умения (компетенции). Сплошь и рядом продолжается ПОЛНОЕ НЕПОМАНИЕ! - Элементарные логические ошибки. Впрочем, за 45 лет я к этим ошибкам привык и хорошо знаю их природу. Они идут от того, что у бывших советских граждан еще в школе не было сформировано ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. Да, квадратные уравнения почти все умели "щелкать" (в основном механически и бездумно), но уже в текстовых задачках на проценты плавали, а уж с логикой - полная беда (!). Это не голословное утверждение у меня. Я это видел по результатам компьютерной олимпиады "Телетестинг" у десятков тысяч школьников СВОИМИ ГЛАЗАМИ (!). Ну а после "Телетестинга" мы провели даже СОТНИ тысяч тестов на взрослых.

Как рассуждает наш типичный Заказчик "тестологических услуг": дайте нам тест, который протестирует сразу (еще на дистанции -с помощью онлайн-тестирования) ВСЕ НАМ НЕОБХОДИМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (!?). Вот у нас такой список: в нем 25 компетенций (иной раз даже 50), и мы этим списком очень гордимся! Нельзя ничего выкинуть из этого списка.

Я отвечаю, как правило (начинаю мягко и терпеливо, делая поправку на свою же многолетнюю усталость от таких разговоров): "Видите ли, глубокоуважаемый Иван Иванович, все Ваши компетенции - это очень и очень важные вещи для эффективной работы Ваших специалистов". - на эти слова Заказчик гордо улыбается. А я продолжаю: "Но...нельзя с помощью одного сеанса тестирования ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ. Даже Кузьма Прутков не советовал это делать. Кроме того, у Вас в списке есть компетенции, которые требуют для какого-либо вывода о них использовать не метод тестов, а многодневное (а иной раз многоЛЕТНЕЕ) наблюдение, собеседование, групповое общение и... ДРУГИЕ МЕТОДЫ ассессмента. Слышали о таких методах? Нет? - Ну я так и думал...".

"Ну елы-палы? - А нельзя ли покороче? - так воспитанный Заказчик не будет выражаться, но я-то вижу это на лице нетерпеливого Заказчика, который думает, что его логическое мышление также быстро работает, как его речь.

Мда... я предвижу, что к этому моменту даже самый терпеливый мой читатель уже устал вникать...

СРАВНЕНИЕ С ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКОЙ

Ну давайте попробуем зайти с другой стороны. Не со стороны тестирования человека (все-таки очень сложный объект диагностики), а с тестирования более понятной и простой вещи - автомобиля (хотя, впрочем, можем взять любое техническое устройство, хотя бы и чайник электрический).

Как мы рассуждаем на здравом смысле? - Проверяем тормоза. Если они не в порядке, то нужно ли проверять все другие узлы, чтобы сделать о вывод о готовности авто к выезду? - НЕТ! НЕ НАДО! Достаточно, что тормоза не работают. Зачем тратить время на систему зажигания, даже на рулевое управление? - Это нерациональная трата времени. Понятно, что этот автомобиль (на вторичном рынке, допустим) брать нельзя! - Надо брать такой, в котором прежний хозяин смог к продаже хотя бы тормоза подготовить.

ЛОГИКА ДОСТАТОЧНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТИ

А вот теперь про логику. Обыденная житейская логика у большинства взрослых остается как у детей: они не различают логические отношения необходимости и достаточности. Эта ведь правильная логика состоит из двух суждений, между которыми люди регулярно путаются, потому что их НЕ различают вовсе:

1) ИСПРАВНЫЙ ТОРМОЗ - НЕОБХОДИМОЕ, НО НЕДОСТАТОЧНОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ОТБОРА (ПОКУПКИ АВТОМОБИЛЯ).

2) НЕИСПРАВНЫЙ ТОРМОЗ - ДОСТАТОЧНОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ОТСЕВА (ОТКАЗА ОТ ПОКУПКИ).

Обратите, пожалуйста, внимание на то, что оба суждения являются верными, но наши заказчики фокусируют свое внимание на ПЕРВОМ из них и совсем не думают про второе. Они говорят нам (разработчикам тестов): Вы обязаны протестировать ВСЕ необходимые наши компетенции! - Читай: все внутренние условия эффективной работы специалиста. А когда я отвечаю, что достаточно обнаружить один "отрицательный симптом" (или парочку) для ОТСЕВА, они не понимают. Они Не понимают. что экономичная стратегия использования тестов заключается в том, чтобы использовать их не как инструмент окончательного отбора пригодных, а как инструмент отсева заведомо непригодных - ЛЮДЕЙ БЕЗ ТОРМОЗОВ (!). А уже если нет явных "отрицательны симптомов", тогда уж стоит начинать заниматься более дорогими методами диагностики, более затратными по времени: приглашать на собеседование, видеть как человек вписывается в "коммуникативные обстоятельства" и т.п.

ПРО ЛЮДЕЙ БЕЗ ТОРМОЗОВ

Известная российским зрителям сцена:  Жириновский "омывает" Немцова апельсиновым соком.
Известная российским зрителям сцена: Жириновский "омывает" Немцова апельсиновым соком.

Есть такой житейское выражение в духе житейской психологии: "Ну наш Петюня - это ваще какой-то человек без тормозов" (хотя теперь чаще говорят "без башни"). Что это значит? - На уровне здравого смысла понятно, что такому человеку нельзя доверять опасный предмет, например, гранату. Ибо получится "обезьяна с гранатой". Уже в принципе достаточное условие для того, чтобы такого человека считать непригодным... ну, например, для ведения сложных дипломатических переговоров. Он ведь обязательно осерчает и без тормозов плеснет воду из стакана в лицо партнера-противника, или словами врежет так, что это будет... "казус белли" (предлог к войне).

Фото обложки найдено на сайте lyuber-autoservis.ru. Подпись под картинкой: "Диагностика тормозной системы"

P.S.

Иной раз я жалею, что отказался под давлением критиков от названия своего Дзен-канала "Думай, Человек". Да ладно... дело сделано. Теперь название "Факторы смысла". До смысла ведь без логического мышления тоже не докопаешься. Тем более, если мы говорим о скрытых неявных факторах, до которых надо именно докапываться, применяя особую логику "диагностического мышления".