В терминах религиоведения, религия – это связь субъекта и предмета веры, т.е. верующего – и его Бога. Если Бог, это истина, как сообщил нам об этом сам Бог в Священном писании, то религия приобретает соответствующую специфику.
Заповедь, которая прежде всех – возлюбить Бога всем сердцем. Это означает – всем сердцем любить истину, принимая достоверные утверждения, и отвергая ложные. В частности, это означает иметь железное сердце, смирять себя, принимая правду, которая не соответствует желаемому, и жить с этим, предпринимая соответствующие действия. В некоторых случаях это сойдет даже за подвиг.
Способность воспринимать любую правду, факты, независимо от желаемого, учитывать ее в своих рассуждениях и действиях – признак любви к Богу. Отсутствие этого свойства означает отсутствие любви к Богу. Для ученого/исследователя/технического специалиста это означало бы также профнепригодность, так как ведет к выдаванию желаемого за действительное и снижает качество его работы до псевдонаучной фантазии, со всеми вытекающими. Аналогично – для любого другого рода деятельности (из тех, что приходят мне в голову).
То есть, требуется обеспечить соответствие собственных представлений и действий, в том числе целеполагания, реальному положению дел – истине; т.е. требуется адекватность истине. Здесь отмечу, что о соответствии чьим бы то ни было представлениям речи не идёт.
Поскольку адекватность – это моя связь с предметом моей веры, то она становится религией по определению. В свою очередь, работа, которая её обеспечивает – вера, а внутренняя культура, которая способствует ее приобретению – это культ.
В числе признаков христианина: адекватность, трезвость рассудка, внутренняя культура, в которой эмоции и желания находятся на своем месте, а суждения – на своем. Соответствующие указания имеются в святоотеческих писаниях, например у св. преп. Серафима Саровского.
Отсутствие этих признаков может свидетельствовать о человеке, что он из псевдоправославной братии, имеет мотивацию, отличную от любви к Богу, или вовсе не христианин даже по названию. Наличие этих признаков может свидетельствовать о человеке, что он христианин, даже если он это до конца не осознал.
На мой взгляд, наличие адекватности куда важнее внешних признаков православия, как то: наличие платочка/рясы, повторение выученных наизусть слов и движений, соблюдение ритуала (да ещё и неосмысленное как правило). Если бы требовались именно внешние признаки православия, то людей в храме можно было бы, вероятно с большим успехом, заменить роботами или дрессированными обезьянками.
Разумеется, адекватность является также условием для организации эффективной, результативной деятельности и собственного благополучия, иногда – жизни.