Найти в Дзене
Старая Правда.

Почему и зачем будет созвано Учредительное Собрание? КАЗАНЬ Изд. КНИЖНАГО МАГАЗИНАМАРКЕЛОВА и ШАВРОНА 1917 г.

С. АБАКУМОВ

Почему и зачем будет созвано Учредительное Собрание?

КАЗАНЬ

Изд. КНИЖНАГО МАГАЗИНА

МАРКЕЛОВА и ШАВРОНА

1917 г.

Великая революция.

2-го марта 1917 г. в России произошло важное историческое событие: царь Николай II отрекся от престола и передал его своему брату Михаилу; но на другой день стало известно, что и Михаил Александрович царствовать не будет. Так случилось то, что Россия осталась без царя.

В манифесте от 2-го марта Николай II объяснял причины своего отречения так: “жестокий враг напрягает последния силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно с славными нашими союзниками может окончательно сломить врага. В эти решительныя дни в жизни России сочли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшаго достижения победы и в согласии с Государственной Думой признали мы за благо отречься от престола Государства Российскаго и сложить с себя верховную власть”. Однако не нужно думать, что царь Николай II по своей доброй воле отказался от престола. Нет, когда 22—23 февраля началось в Петрограде народное возстание, он долго сопротивлялся народной воле, посылал с фронта войска против народа, а, когда выяснилось, что, приезжая в Петроград, эти войска переходят на сторону народа, он хотел даже открыть Минский фронт и пустить усмирять народное возстание немцев! И только тогда, когда он понял, что все эти попытки ни к чему не ведут, он сдался, наконец, и, по требованию народных избранников—членов Государственной Думы, отрекся от престола.

Было бы слишком долго объяснять, почему возстали против царя и против стараго правительства Петроградские рабочие и войска (поддержанные потом и всей Россией и всей ея армией). Да, наверно, об этом все и знают. Достаточно сказать, что правительство бывшаго царя привело Россию к страшной кровопролитной войне, что благодаря его распоряжениям в России началась страшная дороговизна что бедные жители Петрограда (да и других городов) одно время прямо голодали, что все правительство Николая II оказалось продажно, что измена свила себе гнездо даже во дворце государыни—по происхождению немки, Алисы Гессенской,—чтобы понять, почему вся Россия радостно вздохнула, узнав об отречении от престола Николая II.

После отречения Николая II русский народ остался без царя. Но это не значит, что русский народ остался без всякой власти. Вся власть перешла теперь к Временному Правительству, которое, состоя из членов Государственной Думы—избранников народных, заслуживает полнаго доверия и ведет Россию к благоденствию и счастью.

-2

Учредительное Собрание.

Однако, это Правительство—только временное. Иначе и быть не могло. Оно создано было революцией (возстанием народным), тогда, когда падающую старую власть, так ненавидимую всеми, кто желал добра России, нужно было спешно заменить какой нибудь новой властью. Тогда возставший народ бросился к Государственной Думе и лучшим из ея членов отдал власть. Эта спешно созданная власть оказалась честной, твердой и разумной. Но все же она создана спешно, и настоящий хозяин, Русской Земли—весь русский народ—теперь должен, через своих избранников, сказать, какой постоянной власти он хочет. Эти народные избранники составят Учредительное Собрание, которое и учредит, порядок в стране.

И нужно сказать, что это будет не первое Учредительное Собрание, которое собирается в России. Лет 300 тому назад, после многих лет смуты, начавшейся после смерти царя Бориса Годунова, было точно так же созвано Учредительное Собрание (которое тогда называлось Земским Собором), составленное из представителей всей земли; оно то и установило порядок в стране.

Учредительному Собранию предстоит очень большая работа. Оно должно будет перестроить по новому всю жизнь России. Первой и самой главной задачей Учредительнаго Собрания будет сказать, какой постоянной власти над собой хочет Русский народ, т. е. установить форму государственнаго правления в России; затем оно должно будет выработать основные законы государства или, как говорят, установить его конституцию. По этим основным законам (или по конституции) и будет управляться Россия до тех пор, пока народ по своей воле не изменит их. Затем Учредительное Собрание решит вопрос о земле, которая так нужна крестьянам, и, наконец, оно заявит о других неотложных нуждах народа и частью само удовлетворит их, частью обратит на них внимание будущаго правительства.

Какую форму Государственнаго Правления может установить Учредительное Собрание?

Какую форму государственнаго правления установит Учредительное Собрание, предугадать, конечно, нельзя. Но можно и даже должно решить, какая форма правления для каждаго из нас наиболее желательна, для того, чтобы можно было сделать соответствующий наказ нашему избраннику в Учредительное Собрание.

Учредительное Собрание может установить в России или монархию, или республику.

Монархия отличается от республики тем, что при монархическом строе во главе государства стоит наследственный царь (или король), тогда как республиканския государства управляются выборными от народа лицами и возглавляются президентом, избираемым обычно лишь на сравнительно короткий срок (на 2—3 года). Монархический образ правления мы до сих пор найдем в Англии, в Германии, в Австро-Венгрии, в Болгарии, в Румынии; наоборот Франция и Америка-республики.

В России до сих пор также была монархия, но не такая, как в Англии. В то время, как в Англии образ правления—ограниченная парламентарная или конституционная монархия, в России до сих пор была самодержавная монархия. В чем же заключается различие между той и другой?

Разница между парламентарной монархией и монархией самодержавной чрезвычайно велика. Во главе самодержавного монархического государства всегда стоит самодержавный царь. В его руках право жизни и смерти всех его подданных. Он один имеет право назначать и увольнять министров и всяких других начальников. Он имеет право безконтрольно распоряжаться народными деньгами и т. д. Такой царь обычно говорит про себя, что он правит “Божьей милостью”. Точно так же писал в своих манифестах и наш Николай II: “Божьей милостью мы, Николай II”, хотя всем было известно, что Романовы 300 лет тому назад получили свою власть от Земскаго Собора, т. е. из рук народа, и хотя правильнее было бы сказать, что он правил скорее благодаря несказанной Божьей доброте и многотерпению. Мы все видели и знаем, сколько несчастий принесло России самодержавное правление Романовых. Но было бы ошибкой думать, что тут виноваты больше всего Романовы, и что будь во главе России другая династия,—все было бы хорошо. Нет! Всякий самодержавный царь, как бы он ни был умен и справедлив, все равно принесет стране своей только зло. Самодержавный царь в наше время не может быть хорошим царем. Россия так велика, и жизнь в ней так разнообразна, что никакой человек, будь он хоть семи пядей во лбу, не сможет за всем уследить один. Он обязательно должен будет доверять своим ближайшим слугам-министрам, а те в конце концов обязательно научатся его обманывать, зная, что он смотрит из их же рук. А если царь и не умен, и жаден, и несправедлив, тогда совсем беда. Ведь следить за ним, усчитывать его, указывать ему никто не имеет права. И вот начинается в стране полная разруха: народ притесняется, народныя деньги расхищаются, начальники ставятся один другого хуже и т. д.

Да такой монархии, какая была у нас в России, кажется, больше нет ни в какой стране, разве только у каких-нибудь совсем еще диких народов. В тех же образованных странах, где сейчас еще существует монархия, она совсем другая—монархия парламентарная или конституционная. В парламентарной монархии во главе стоит также царь, но его власть ограничена. За правильностью и законностью его действий следит парламент, т. е. собрание выборных от народа (вроде Государственной Думы). В настоящей, парламентарной монархии министры подчинены не только царю, но и парламенту (Государственной Думе). Весь парламент следит за законностью и правильностью их действий, и если члены парламенты замечают, что тот или другой министр поступил неправильно, незаконно, то они немедленно требуют его смещения; значит, в парламентарной монархии министры ответственны перед народными избранниками за свои поступки. Но и в такой монархии много недостатков. Во первых, царь всегда стремится захватить как можно больше власти в свои руки, а во вторых, слишком дорого для государственной казны (т. е. для народа) обходится содержание даже и такого ограниченнаго во власти царя. Жалование всякаго царя всегда заключает в себе несколько миллионов рублей; да, кроме того, приходится платить жалование всяким родственникам царя и т. п.

Республика—значит “общественное дело”. Республикой называется такой государственный строй, когда страна управляется не одним лицом, а выборными народными представителями; однако, не всякая республика хороша: бывали такия республики, в которых правом участия в государственных делах пользовались только богатые и знатные. Но может быть и такая республика, в которой право участия в государственных делах будет принадлежать всему народу без исключения (одинаково, и богатым, и бедным, и знатным, и незнатным). Такая республика будет называться демократической.

-3

Демократическая республика.

Демократической республикой называется такая форма государственного строя, в которой власть принадлежит всему народу. Народ путем всеобщаго, прямого, тайнаго и равнаго голосования (что называется всеобщим, прямым, тайным и равным голосованием, будет сказано дальше) выбирает своих представителей в Государственную Думу, а Государственная Дума из числа своих членов выбирает уже министров. Министры в демократической республике ответственны перед Думой. Им, кроме того, принадлежит власть только исполнительная, т. е. они не имеют права сами издавать законы; они обязаны только выполнять приказания Думы и следить за соблюдением законов своими подчиненными (чиновниками). Власть же законодательная, т. е. право издания законов, принадлежит только Государственной Думе, т. е. народным представителям. Они издают законы предварительно посоветовавшись между собой. Они же следят за правильностью действий министров. О всех своих действиях народные представители отдают отчет тем, кто их избрал. Таким образом, весь народ может следить за правильностью действий Государственной Думы. Так как члены Государственной Думы избираются на сравнительно короткий срок (на 3—4—5 лет, срок должно будет установить Учредительное Собрание), то народ всегда может наказать своего избранника, недостаточно постоявшаго за народные интересы тем, что на новый срок его не изберет.

Во главе государства в демократической республике стоит президент. Он может избираться или особым избирательным собранием (т. е. народ будет сначала избирать выборщиков, а уж эти выборщики выберут президента), или прямо всем народом (в Америке президента выбирает весь народ). Президент избирается на 2 на 3 года, а не на всю жизнь. Если президент окажется хорошим, его можно избрать и на следующий срок. Порядок выбора президента также должно будет установить Учредительное Собрание (если, конечно, оно установит в России Демократическую республику).

Таким образом, в демократической республике власть принадлежит всему народу: народ управляется через своих избранников.

Поэтому народ всегда может следить за правильностью действий своих правителей, контролировать их. Такой образ правления, конечно, является самым лучшим. Некоторые могут сказать, что демократическая республика тем плоха, что в ней нет царя. Но царь нам не нужен. На него только деньги тратить, а пользы от него никакой не будет. Живут же люди без всяких царей (французы, американцы). Не первый месяц и мы живем уже; без царя, отсутствия его совсем не замечаем; наоборот только легче дышать стало. Поэтому нужно добиваться демократической республики. Нужно в Учредительное Собрание выбирать только таких людей, которые будут стоять за демократическую республику.

-4

О земле.

Учредительное Собрание должно будет также сказать, кому должна принадлежать земля. Все знают, что теперь земля принадлежит помещикам и крестьянам. Крестьяне, которые обрабатывают землю и кормятся только от земли, очень часто имеют ее совсем мало; наоборот, помещики, из которых некоторые и в деревне то никогда не живут, имеют земли очень много. Несправедливость такого порядка ясна всем. Однако, едва ли все знают, как устранить такую несправедливость.

Прежде всего: эту несправедливость может устранить только Учредительное Собрание. Ни в коем случае нельзя самим браться за это. Если крестьяне вздумают сами отбирать у помещиков земли, то это приведет только к междоусобной войне. Один захватит много, другой-мало. Тот, кто захватит мало, захочет увеличить свою, часть; тот, кто захватит много, отдать назад не захочет… Начнутся споры, ссоры и т. д. Никто не будет сеять, и Русская земля останется без хлеба. Нужно чтобы был издан справедливый закон о земле, а такой закон может издать только Учредительное Собрание.

Первым делом, Учредительное Собрание должно будет решить, где и как взять землю. Земля сейчас главным образом в руках помещиков. Значит, надо добиться, чтобы они отдали ее народу. Как этого будет добиваться Учредительное Собрание? Оно может просить помещиков продать землю. Но, во первых, не все помещики захотят продавать ее и во вторых, не у всех крестьян найдутся деньги, чтобы купить. Учредительное Собрание может также приказать помещикам отдать землю народу, т. е. издать закон о принудительном отчуждении земли—за справедливую плату или даже совсем безплатно. Так или иначе, но Учредительное Собрание это дело решит, решит законным путем и так, как это будет выгодно для всего народа и как это наиболее справедливо. Если Учредительное Собрание решит отобрать у помещиков землю, но выдать им за нее справедливое вознаграждение, то заплатит это вознаграждение, конечно, казна.

Когда земля будет отобрана у помещиков, то Учредительное Собрание должно будет решить, кому и как ее передать. Конечно, передать ее нужно будет крестьянству—но как?

Учредительное Собрание может постановить по разному. Оно может всю землю раздать крестьянам в собственность. Такой порядок плох тем, что он очень скоро опять приведет к старому—к безземелью. Одни крестьяне скупят несколько наделов и разбогатеют, другие, наоборот, обеднеют. У кого один сын, этот сын получит всю землю отца, а у кого 5 сыновей, каждый из них получит только пятую долю земли отца. И опять все будет по прежнему.

Учредительное Собрание может передать всю землю в собственность местных самоуправлений—земств, обществ и т. п., а эти последния будут уже раздавать землю крестьянам, но не в собственность, а только на время, пока крестьянин, взявший землю, будет ее сам (не передавая в аренду) обрабатывать, и столько земли дадут каждому крестьянину, сколько он сам сможет обработать.

Учредительное Собрание может также передать всю землю государству, и государство уже само будет раздавать ее желающим работать на ней. Но как бы ни решило Учредительное Собрание, нужно подождать его решения, а не распоряжаться по своему.

Кого и как кого и как выбирать в Учредительное собрание?

Итак, решить все дела и—об образе правления, и о земле—будет очень трудно. И народные избранники должны будут очень долго и серьезно поработать, чтобы все сделать по справедливости.

Поэтому в Учредительное Собрание нужно выбирать людей умных, твердых, честных и знающих местныя нужды.

Порядок выборов установит Временное Правительство. Выборы обязательно будут всеобщими, прямыми, тайными и равными. Всеобщими они будут потому, что все взрослые люди (не моложе 20—21 года), кроме душевно-больных и преступников, будут иметь право голоса; прямыми—потому, что все будут выбирать не выборщиков, а прямо члена Учредительнаго Собрания; тайными—так как они будут устроены так, чтобы никто не мог знать, за кого голосовал другой; и, наконец, равными, потому что каждый получит право подать только один голос.

Прежде чем подавать голос, нужно заранее сговориться, чего должен ваш избранник добиваться в Учредительном Собрании и составить для него особый наказ, в котором и написать обо всех своих нуждах. Для этого нужно устраивать предвыборныя собрания, на которых тот, за кого вам предлагают подавать голос, расскажет, чего он будет добиваться в Учредительном Собрании.

Только тогда Учредительное Собрание решит все дела по справедливости установит такой порядок, при котором хозяином всей Русской земли будет сам народ.

Типо-литогр. А. С. ШАШАБРИНА.

Заканчиваются печатанием новыя книги:

1) Три республики,

2) Прив. доц. Сингалевича С.П.

Что такое Учредительное Собрание?

-5

Материал №16
Скачать книгу в формате PDF

Другие статьи в июне 1917 года.

Все материалы канала собраны в Яндекс - календаре.
Чтобы просмотреть материалы в хронологическом порядке
1. Перейдите в
календарь.
2. Найдите дату выхода газеты, которая вас интересует.
Ссылки на материалы оформлены как события в календаре.