Форма государства– это совокупность его внешних характеристик, определяющих способ организации и устройства государства. Форма государства включает в себя три элемента: форма правления, форма государственного устройства и форма государственного (политического) режима.
Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением. В истории существования государств известны две основные формы правления: монархия и республика.
Монархия– такая форма госправления, при которой вся госвласть принадлежит единоличному правителю (монарху) и которая, как правило, передается по наследству. Монархии подразделяются на абсолютную, сословно-представительную (ограниченную или дуалистическую), конституционную (парламентарную).
Абсолютная монархия– это не только дань прошлого, но она существует и по сей день в Сауд.Аравии, Омане (султанат). Король СА или султан Омана создают при себе только совещательный орган – совет (ашура). Престол наследует не личность, а правящая семья, которая сама из своих членов выбирает, кого провозгласить королем. Бахрейн, Бруней,
Сословно-представительная (дуалистическая) монархия появилась в Европе в 17 столетии как выражение определенного компромисса между буржуазией и дворянством. В настоящее время дуалистических монархий в Европе нет. Как форма госпарвления она сохранилась в Иордании, Марокко, Княжестве Бутан, Люксембург.
Основные черты дуалистич.монархии:
1.власть монарха по наследству,
2. монарх назначает правительство, которому передается законодательная власть
3. вся остальная власть принадлежит монарху, которому подотчетно правительство.
Конституционная (парламентарная) монархия. В современном мире к государствам с такой формной правления относится Великобритания, Испания, Япония, Дания, Голландия, Королевство Швеция, Норвегия, Таиланд и др. Основные черты:
1.парвительство формируется из парламентского большинства
2. лидер, победивший на выборах партии становится премьер-министром
3. правительство подотчетно перед парламентом, а не перед монархом
4. законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом, т.к. он не обладает правом отлагательного вето.
5. монарх не может присутствовать на заседании правительства
6. монарх выступает в качестве символа государственности, играет в основном церемониальную роль (Япония)
7.единственной, чертой, которая сохранилась от подлинной монархии в рамках парламентарной монархии является престолонаследие.
Некоторые политологи и теоретики права считают, что современная форма ограниченной монархии – это парламентарная. Парламентарную монархию можно охарактеризовать как символическую. В реальной политической жизни парламентарные и конституционные монархии мало чем отличаются от республик.
Республика– форма правления, при которой госвласть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республики подразделяются на парламентские (Австрия, Италия, Германия), президентские (США), смешанного типа (Франция, Литва, Румыния, РФ), суперпрезидентские (Аргентина, Гватемала и др. страны Латин.Америки)
Признаки парламентской республики:
1. Правительство формируется из числа депутатов парламента, которые являются сченами партии, победившей на выборах.
2. Правительство подотчетно парламенту и несет перед ним коллективную ответственность за свою деятельность.
3. Глава государства (президент) избирается парламентом или парламентской коллегией.
4. Правительство остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства
Признаки президентской республики:
1. Правительство назначается президентом и утверждается парламентом
2. Правительство подотчетно президенту , а не парламенту
3. Президент избирается населением страны путем прямых выборов или опосредованно, через коллегию выборщиков.
4. Президент может одновременно являться главой правительства (США)
5. Президент обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также имеет право распустить парламент и объявить новые выборы.
Признаки республики смешанного типа:
1. Президент избирается населением и назначает правительство (признак президентской республики)
2. Правительство несет ответственность перед парламентом, который выразив недоверие правительству, может отправить его в отставку (признак парламентарной республики)
Признаки суперпрезидентской республики
1. Президент избирается населением и становится обладателем и становится обладателем всей полноты власти в государстве
2. Власть президента не ограничена и неконтролируема
3. Президент без утверждения парламентом назначает членов правительства, которые ему подотчетны и которых он без согласования с парламентом может отправить в отставку
4. Президент без согласования с парламентом может по своей инициативе объявить о проведении референдума.
5. Президент имеет право роспуска парламента, а у парламента нет права преодоления отлагательного вето президента и нет права отстранения президента от должности.
Переходные формы от монархии к республике
Выборная монархия. Например, в Малайзии султаны девяти штатов выбирают из своей среды главу государства сроком на пять лет. Однако, избран может быть не каждый, а только наследный султан штата. Аналогичным образом происходит избрание в Объединенных Арабских Эмиратах. Верховную власть осуществляет совет эмиров, который по сути выполняет функции парламента и правительства. Эмиры выбирают из своей среды главу государства сроком на пять лет. Как правило, им становится эмир самого крупного из семи штатов ОАЭ, эмир штата Абу-Даби.
Монократическая республика. С одной стороны это республика, т.к. сначала президент избирается народом, с другой стороны, имеются явные черты монархии, т.к. затем президент провозглашается пожизненным президентом с неписаным правом передачи власти по наследству. К примеру: Тунис, Экваториальная Гвинея, КНДР.
По своим Признакам монократич.республика близка к суперпрезидентской республике, а выборная монархия близка по сути к абсолютной монархии, т.к. в таких государствах нет парламента, а конституция октроирована (от фрнцуз. Octroyer – жаловать, дарить), т.е монарх дает (дарует) народу конституцию, в которой записано, что вся власть (исполнительная, законодательная и судебная) принадлежит ему одному, т.е монарху. Не случайно, переходные формы государственного правления называют еще гибридными.
Форма государственного устройстваопределяет административно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия составных частей центральных и местных органов власти. Различают три основных формы госустройства: унитарное, федеративное государство и конфедерация.
Признаки унитарного государства:
1. единые для всей территории высшие органы государственной власти, органы госуправления и судебные органы.
2. Действует одна конституция на всей территории, единая система законодательства, одно гражданство, единая денежная система, общая налоговая и кредитная политика.
3. унитарное гос-во может состоять из областей, краев, округов, провинций, которые не имеют атрибутов государственности . По степени зависимости местных органов власти от центральных унитарные гос-ва подразделяются на централизованные и децентрализованные.
4. В рамках унитарного гос-ва допускается существование автономий (Шотландия, Северная Ирландия).
5. Межгосударственные отношения осуществляют только центральные органы.
Признаки федеративного государства:
1. Федерация – это добровольное объединение нескольких административно-территориальных образований в единое государство. Оно состоит из субъектов федерации (штаты, земли, области, республики, кантоны и т.п.), которые имеют административные границы, свои органы власти, могут иметь даже свою конституцию и законодательства, но в рамках единого правового пространства.
2. Федеративное государство имеет органы государственной власти и государственного управления, полномочия которых распространяются на все субъекты федерации.
3. Субъекты федерации лишены права прямого представительства в межгосударственных отношениях и международных организациях.
4. Право одностороннего выхода субъекта федерации из состава гос-ва не предусматривается – право сецессии. (США, Германия, Бразилия.)
5. Фед. гос-во имеет единые вооруженные силы, которыми руководят центральные федератив.органы, а главнокомандующим является глава гос-ва.
Признаки конфедерации:
1. временный союз суверенных самостоятельных государств, созданный для обеспечения интересов. Субъекты конфедерации на основе договора обладают правом свободного выхода из состава конфедерации.
2. Как правило, отсутствует единое гражданство, хотя пересечение границ предельно упрощено (без виз и декларация)
3. Субъекты конфедерации имеют собственные вооруженные силы, но в рамках военного союза могут их объединить
4. Парламент формируется представительными органами субъектов конфедерации, и его решения не имеют силы без их согласия.
5. Нет общих судебных органов и ограничены органы исполнительной власти
6. Отсутствует единая денежная система, система налогообложения и единый госбюджет.
7. Конфедерации не долговечны, они распадаются на унитарные либо превращаются в федерации. В современном мире конфедераций нет. Но в Истории были Швейцарская конфедерация (Швейцария является членом ООН с 2002 года, входит в Шенгенское соглашение с 2004 года. Швейцария не входит ни в один военный альянс, ни в ЕС), Австро-венгерская (1867-1918). В 1982 г. распался союз Сенегала и Гамбии (Сенегамбия). Такая судьба постигла ЮАР в 1961 г. союз Египта и Сирии.
Форма гос-го (политического) режима. – совокупность способов и методов взаимодействия госвласти с населением. Понятие «политический режим» было введено в 1940 г политологом Леви. Но в последнее время пользуются термином «государственный режим». Главным критерием классификации гос.режимов является степень реального осуществления прав и свобод граждан. Исходя из этого различают две формы режимов: демократический и антидемократический.
Признаки демократич.режима.
1. Наличие в гос-ве коллективного законодательного органа, в который народ выбирает своих представителей.
2. Возможность изъявлять свою волю путем всеобщих выборов и на референдуме
3. Граждане обладают реальными способами влияния на госаппарат для защиты своих интересов, используя при этом свободу слова, печати, собраний ит.п.
4. Минимальное вмешательство гос-ва в экономическую сферу и личную жизнь граждан.
5. В идеале демократический характер государства отличается высокой степенью развития экономики, достойным уровнем жизни, защищенностью от произвола и беззакония
Также в рамках демократического режима условно выделяют:
А) непосредственную демократию. Прямое участие населения в решении вопросов гос.жизни путем всенародного голосования (референдума)
Б)представительную демократию. Участие нарда в делах государства через представительные, выборные органы, подотчетные избирателям, т.е. через депутатов федеральных и местных органов власти.
В) иногда выделяют либерально-демократический режим. Как способ осуществления госвласти на основе наиболее демократических гуманистических принципов и по мнению некоторых исследователей является высшим его проявлением.
Виды антидемократических режимов.
1.Тоталитарный режим. Он имеет следующие признаки.
-тотально жесткий контроль гос-вом всех сфер жизни общества (экономика, культура, исскуство, идеология и т.п.)
-узурпация власти одной массовой партией, которая навязывает населению свою идеологию, нетерпимость к инакомыслию и подавление иных идеологий.
2. авторитарный режим. Имеет сходные характеристики с тоталитарным, но в нем нет стремления управлять всеми сферами общественной жизни. Авторитарный режим строится на диктатуре отдельной личности, различают три вида авторитарных режимов.
1.диктаторский режим. Порождается кризисом социально-экономической жизни государства. В обществе может быть множество партий, но их влияние на политику несущественно. Меры правительства неэффективны, законы не исполняются. И тогда приходит политич.лидер, который берет всю полноту власти в свои руки и самым жестким образом подавляет оппозицию.
Диктатор на пытается оправдать свою диктатуру идеологически , он оправдывает свою жестокость необходимостью навести порядок в стране. При этом он уверяет, что эта диктатура лишь на время и затем снова будет демократия.
Б) военный режим. Высшая госвласть сосредоточена в руках военных, которые управляют экономикой, культурой, социальной сферой. Политическая жизнь либо совсем запрещена либо ограничена.
В)Теократический режим. В одном лице сосредоточена высшая государственная и религиозная власть. Этот режим был весьма распространен в средневековье. (Ватикан, Иран, Парагвай). В чистом виде тоталитарный и авторитарный режимы почти не встречаются
Г) деспотический режим. Существует в условиях абсолютной монархии. Для него характерна бессмысленная, бесполезная жестокость правителя в угоду личным эгоистическим интересам.
Д) тиранический режим. Основан на единоличном правлении, но в отличии от деспотии власть к тирану переходит не по наследству, а насильственным захватническим путем, например с помощью государственного переворота или военной агрессии. Главная цель тирана - сохранить свою власть. Поэтому для тирании свойственны произвол, беззаконие, физическое и моральное насилие над людьми, а порой и геноцид.
Е)Фашистский режим. Представляет собой крайнюю форму тоталитаризма и авторитаризма. Отличается воинствующей идеологией о превосходстве одной нации над другими, жестоким психологическим давлением на массы, навязыванием народу культа вождя (сверхчеловека). Это самый агрессивный из всех государственных режимов. Т.к. он создает угрозу существования всем остальным государствам. Не случайно во всем мире подобный режим запрещен.