Найти тему

Память о Директоре

Две знаковые даты стоят рядом. 13 августа – радостная: в этот день родился знаменитый директор Уралвагонзавода Николай МАЛЫХ. Нынче ему исполнилось бы 75 лет. 23 августа – скорбная дата смерти Николая Александровича…

Он родился в селе Бобылево Кировской области в 1948 году. Вскоре семья переехала в Нижний Тагил. Будущий директор, который сыграет огромную роль в заключении индийского контракта, буквально спасшего завод, модернизации предприятия, как и многие в то время, жил в барачном поселке. Начинал на заводе слесарем, лекальщиком на криогенном производстве. Мечтал стать летчиком, но не прошел медкомиссию. Мечта о небе все-таки частично сбылась: Николай Александрович отслужил срочную в воздушно-десантных войсках.

После демобилизации он вернулся на Уралвагонзавод: работал в криогенном производстве. А еще учился в политехническом, занимался общественной работой. Характер будущего директора ковался в идеальных условиях: трудностей было хоть отбавляй, всего нужно было добиваться самому. С чем ему повезло, так это с наставниками – грамотными техническими специалистами, руководителями, многие из которых прошли Великую Отечественную. Талантливого организатора заметили, карьера быстро пошла вверх: заместитель начальника бронекорпусного производства, комсомольский и партийный лидер, заместитель генерального директора Уралвагонзавода.

В девяностые годы Николай Александрович, который всегда смотрел вперед, в будущее, четко осознал, что наступила другая эпоха, нужны новые нестандартные решения. Его, хорошо знающего завод, понимающего, как действовать в условиях зарождающейся рыночной экономики, назначили генеральным директором Уралвагонзавода.

В то время взять на себя ответственность за предприятие означало взвалить груз накопившихся проблем, в том числе долги по зарплате. Николай Малых сумел создать энергичную команду управленцев, которых называл своими соратниками. Команда вывела завод из кризиса. Ключевую роль сыграл так называемый индийский контракт. Завод получал живые деньги за отправленные на экспорт машины, погасил задолженность перед работниками, подрядчиками и поставщиками ресурсов.

Уралвагонзавод объединил многие предприятия отрасли: заводы, научно-исследовательские институты и конструкторские бюро получили мощный импульс к развитию, выпуску новой техники.

Гражданское направление также набрало высокие темпы: на рынок вышли новые модели подвижного состава, дорожно-строительной техники. На российских и международных выставках зрители аплодировали экипажам и машинам Уралвагонзавода. Многочисленные международные и отечественные сертификаты свидетельствуют о высочайшем качестве гражданской и специальной техники УВЗ, а также эффективной системе управления производством.

Глубоко понимая роль общественных организаций в благополучии и развитии предприятия, генеральный директор инициировал создание на Уралвагонзаводе молодежной организации и совета молодых специалистов. Много внимания уделялось деятельности совета ветеранов.

При активном участии Николая Малых развивалась социальная инфраструктура Нижнего Тагила и особенно Дзержинского района. В 2000-е годы проведен капитальный ремонт Дворца культуры имени И.В. Окунева, стадиона, реконструировано здание и открыта новая экспозиция музея бронетанковой техники Уралвагонзавода, впервые ставшего доступным для свободного посещения.

Николая Александровича ценили и уважали за его профессионализм, за то, что он целиком отдавал себя любимому делу, за уважительное, доброе отношение к людям. «Человек приходит на эту Землю не на такой уж и долгий срок. И ему нужно дать всё, чтобы он чувствовал себя членом коллектива, гражданином великой страны. Не всё определяется деньгами. К человеку нужно относиться с уважением, достоинством» – эти слова навсегда врезались в память всех, кто жил и работал рядом с этим замечательным руководителем.

За свой многолетний самоотверженный труд Николай Александрович был удостоен государственных наград и премий, ему присвоены звания почетного гражданина Свердловской области, Нижнего Тагила и Волчанска.

Текст: Алла Пислегина, директор Выставочного комплекса Уралвагонзавода.