Найти тему
Мария Златова

Геноцид отменяется?

В последнее время в Сети распространяется информация о том, что с 1 сентября в аптеках невозможно будет купить рецептурные препараты без рецепта. После комментария моей читательницы я решила разобраться в вопросе. Да и что греха таить, меня саму эта мысль ужаснула.
Ведь большинство часто применяемых препаратов на самом деле являются рецептурными. Я проанализировала содержимое своего отдела в холодильнике, где храню лекарства и с ужасом поняла, что три четверти из них без рецепта вообще-то нельзя покупать.
При том, что я, так сказать, относительно здоровый человек...
Представьте себе, что случиться, если фармацевты начнут следовать букве закона. Учитывая, что оперативно обратиться к врачу, даже за лечением, не то что за предоставлением рецепта, не всегда представляется возможным, то очереди в поликлиниках побьют все мыслимые и немыслимые рекорды. А надо понимать, что медицина - это всегда скорость.
Пусть даже не неотложка, но всегда это время. Это сфера, где любая задержка может привести к ухудшению состояния больного, подчас весьма серьезному.
Работая в этой сфере я вижу и то, что выдача рецептов не то чтобы налажена. Врачи загружены так, что рецепты зачастую не выписывают, ведь больные и так могут купить лекарства. Теперь же им придется в корне менять принципы своей работы. Что греха таить, многие врачи отвыкли правильно выписывать рецепты. Ошибки, особенно в начале, попросту неизбежны. А что будет, если больному препарат нужен срочно, и он даже получил рецепт, но в нем ошибка?
В общем, гладко было на бумаге...
А как быть, если и рецепт на руках, и выписан по всем правилам, но ПО в аптеке "зависло"? А если говорить о небольших городах, то там далеко не всегда есть возможность обратиться в другую аптеку, потому что их там попросту нет...
Очевидно, что ни сегодняшняя система здравоохранения, ни фармацевтический рынок, ни пациенты - не готовы к таким масштабным нововведениям.
Обрушивать такие изменения на оптимизированную систему здравоохранения - это настоящий геноцид.
Но я попробовала разобраться в вопросе. И, если верить официальной информации, то все не так страшно. Провизоры аптек будут передавать реквизиты рецептов в цифровую систему мониторинга движения лекарственных препаратов только в трех случаях.
Во-первых, если пациент покупает препарат предметно-количественного учета. К ним относятся сильнодействующие, ядовитые и психотропные вещества класса III. Они и раньше продавались по рецепту.
Во-вторых, это касается лекарств, отпускаемых по рецепту дистанционным способом. И в третьих, это касается льготных препаратов, то есть, в том случае, если государство компенсирует покупателю полную или частичную стоимость препаратов. Но в этом случае, пациенты и раньше выписывали рецепты.
Итак, проанализировав разъяснения Росздрава, я сделала вывод, что эти нововведения касаются только наркотических, только льготных и рецептурных дистанционных препаратов.
Уточнила эту информацию у знакомого провизора. Как они будут на практике работать с 1 сентября. Услышала в ответ, что нагрузка на аптеки, конечно, возрастет, потому что провизорам пидется подавать сведения о рецептах в МДЛП, но в общем и целом принципы работы не меняются. То есть все ходовые препараты остаются в общем доступе.
Кажется, можно выдохнуть. Однако меня меня не покидает мысль: во-первых, почему разъяснения не были доведены до сведения пациентов раньше, сразу после того, как всплыла информация о нововведениях? Уж не потому ли, что поднялась "волна", и власть пошла на попятную?
Во-вторых, поживем увидем, как это будет реализовано на практике.
Лично я пойду и пополню свои запасы цефтриаксона и амоксиклава. Впереди зима. Так что кому как, а мне жизненно необходимы соль, спички, антибиотики...