Честно говоря, у меня уже очень много впечатлений от США, и по мелочи, и серьезных. Буду ими делиться потихоньку. Я здесь уже был, и даже жил четыре месяца в 2015 году, но сейчас все как-то острее ощущается.
Главное впечатление - только здесь приобретают объем и содержание основные понятия марксистской теории. Например, "отчуждение". Для Маркса, как известно, отчуждение - это когда продукт человеческого труда начинает властвовать над теми, кто его произвел. Именно это здесь и происходит на каждом шагу.
Американцы невероятно активно и эффективно создают проблемы, от которых сами страдают. Конечно, в каком-то смысле везде люди - авторы собственных проблем, но в России, например, многие проблемы ощущаются как простая нехватка чего-то - внимания, усилий, идей, денег и т.д. Здесь же ни о какой нехватке речи не идет. Все бурлит и развивается. Правда, в процессе развития обязательно кого-нибудь пришибает.
Американская застройка и дорожная сеть убили общественный транспорт.
Американская медицина - на которую тратится денег больше, чем весь российский ВВП - убила возможность просто пойти и полечиться, без постоянной угрозы разорения. Американские корпорации - абсолютно циклопические и монструозные - довлеют над несчастным маленьким человеком-потребителем, постоянно его обманывают и кидают по-крупному и по мелочи, а он ничего не может сделать, потому что это буквально "Давид и Голиаф". Этот список можно продолжать долго.
Американские проблемы - результат не нехватки, а избытка. Опять же только здесь понятна марксова характеристика капитализма как невероятно динамичной и экспансивной системы, которая при этом глубоко противоречива и калечит тех, кого берет в оборот. Разумеется, у этого есть и обратная сторона, которую отмечал и Маркс: капиталистический динамизм сметает все старое и строит, создает новое. Дух созидания, успеха, новых возможностей - очень захватывающий, поэтому идея "атлантов" тут тоже лучше понятна.
Или, например, "невстроенная" (disembedded) рыночная экономика из "Великой трансформации" Поланьи. Там, как известно, говорится о том, что капитализм стремится вырваться из моральных, традиционных и политических ограничений прошлых времен, чтобы превратить абстрактную логику накопления в единственный принцип, по которому функционирует общество.
При этом Поланьи указывает, что "так жить нельзя" и атомизация, изоляция, отчуждение и общий социальный кризис чистого, "невстроенного" капитализма обязательно привели бы его к самоподрыву, если бы общество не попыталось защититься от него, заново сковывая его моральными и политическими ограничениями. Собственно, в США эти ограничения есть (иначе наступил бы полный коллапс), но они слабы, а капитализм силен. Отсюда все социальные недуги, констатированные Поланьи, которые можно суммировать как одиночество, беззащитность и уязвимость каждого конкретного человека перед лицом рыночной стихии.
За примерами далеко не надо ходить. В буквальном смысле - пройдешь 15-30 минут пешком и наткнешься на палаточный городок бездомных. Здесь каждый день разыгрываются трагедии краха человеческой жизни. Собственно, американская социология и ввела все основные термины для описания этого состояния - "андеркласс", "исключение" и т.д. Все это американские теории, характеризующие американскую практику.
Вот такая страна. С лучшими в мире университетами и впечатляющим уважением к науке, страна честных и трудолюбивых людей, при этом глубоко больная внутри и опасная снаружи - таких военных бюджетов (800 млрд долл. в этом году) до американской гегемонии мир просто не знал. Нельзя не сочувствовать местным активистам, которых очень много и которые самоотверженно борются за прогрессивные изменения, но система, к сожалению, заточена против них и возможностей у них немного.
Илья МАТВЕЕВ