Столетиями слоновая кость высоко ценилась по всему Старому Свету, её заслуженно считали эталоном ценности и чистоты. Конечно же с положением, что слоновьи бивни добывают исключительно в Африке, не могли смириться многие и отчаянно искали заменители им, но их усилия были тщетны, другое дело русские, у которых издревле был аналог слоновой кости не меньшей, а возможно, и большей ценности - моржовый клык, называемый на Руси "рыбьим зубом".
Источником "рыбьего зуба" является морж (Odobenus rosmarus), крупнейший представитель семейства ластоногих в Арктике. Морж является единственным дожившим до наших дней представителем одноимённого семейства ластоногих, возникшего и процветавшего 20 миллионов лет назад. Это очень крупный морской зверь (средний вес - 1,7 тонны) с толстой кожей и столь же толстым слоем подкожного сала, согревающим его в ледяной воде. Морж прекрасно приспособлен к жизни в Арктике, помимо толстого слоя подкожного жира, морж обладает мозолями на ластах, позволяющими ему ходить по льду, функцию главного органа чувств у моржа заместо маленьких глаз и ушей исполняют усы-вибриссы, которыми щедро утыкана вся его морда, под которой расположены воздушные мешки, с помощью которых он может выбираться на лёд, спать в воде и даже петь. Человек издревле охотился на моржа и ради мяса, и ради сала, и ради прочной кожи, шедшей на канаты и паруса, но особую ценность представляли моржовые клыки, с помощью которых морж рыхлит дно в поисках пищи, выбирается на лёд и дерётся как с сородичами, так и с белыми медведями.
Моржовый клык является уникальным материалом: он одновременно прочен и в тоже время невероятно пластичен, легко режется и полируется, а цветовая гамма моржовых клыков широка, от обычного кремово-белого цвета до коричнево-зеленоватых оттенков, поэтому за ними издревле шла активная охота, бывшая очень опасным мероприятием, ведь морж хоть и является родственником тюленей, в отличие от них способен постоять за себя, при этом покалечив или убив охотника-неудачника. На моржа славяне начали ходить в VIII-X веках, как только добрались до Северного Ледовитого океана, ходя на промысел большими артелями. Приблизившись к лежбищу моржей охотники начинали хлопать по воде специальными хлопушками из китового уса, имитировавшими шлёпанье плавниками косаток, единственных врагов моржей в воде, заставляя их спасаться на берегу, где их избивали при помощи длинных копий, ближе к разъярённым моржам подходить было опасно, поэтому появление в XVI веке ручного огнестрельного оружия было с энтузиазмом принято поморами, создавшими свою разновидность ружья специально для охоты на морского зверя. Промысел моржей вёлся хищнически, так, по свидетельствам голландских китобоев XVII века поморы на Шпицбергене за раз убили 19 моржей, после чего они отрубили у них головы, оставив громадные туши гнить на берегу. Результат такого избиения не заставил себя ждать, уже в XVIII веке были уничтожены все крупные колонии моржей в Баренцевом море, на Шпицбергене и на западном побережье Новой Земли, что привело к упадку поморского косторезного и морского промыслов.
Во второй половине XIX века начался активный промысел моржей в азиатской части Русской Арктики, ведшийся столь активно, что к началу XXI века морж попал в Красную Книгу в качестве редкого вида. Ныне промысел моржей находится под строжайшим запретом, только коренным народам Севера разрешено добывать несколько сотен моржей в год для пропитания и развития традиционных промыслов и ещё несколько десятков моржей ежегодно ловят для океанариумов и дельфинариев, где выступления моржей пользуются большой популярностью.