Из рассекреченных материалов стало известно, почему, что приступив к решению мягкой посадки на Луне и не имея точных данных о поверхности, разработчики ОКБ-1 решили компоновать станцию Е-6 из двух частей: перелётного блока и небольшой автоматической лунной станции (АЛС). Почему было решено совершить посадку не на опоры, а при помощи надувного амортизатора.
Из-за того, что у Луны нет атмосферы, то единственный способ снизить скорость - включить ракетный двигатель в нужный момент и расчетной точке, что требовало хорошей навигации. И именно из-за того, что автоматика в начале 60-х оставалась ещ довольно примитивной, конструкторы пошли по пути радиоуправления, закладывая в план полета возможность больших ошибок: в частности, при неточном выборе момента включения двигателя станция могла затормозиться раньше достижения поверхности или, наоборот, не успеть погасить скорость и врезаться в Луну. Поэтому было решено выдержать зазор в "плюс": лучше, если торможение закончится на некоторой высоте. Из-за чего и пришлось воспользоваться амортизационными баллонами.
Что же касается, в частности, отсутствия в СССР тогда нужного двигателя, то эта и другие возникшие при решении проблемы мягкой посадки, то все они, пусть и с большими трудностями, но были решены.
Принципиально же важным было то, что лунная станция после отделения от перелетного блока становилась полностью автономной. Она представляла собой металлическое "яйцо", зажатое между двух полусферических амортизаторов и закрытое сверху термоукупоркой. На участке торможения амортизаторы заполнялись гелием, раздувались и образовывали сферическую упругую оболочку. Станция падала на грунт с небольшой высоты и, совершив несколько подскоков, останавливалась в низине, после чего "шнуровка", соединяющая амортизаторы, размыкалась пиротехникой, а мешки отбрасывались в стороны. Станция опускалась на грунт и, благодаря яйцевидной форме и низкому положению центра тяжести, принимала рабочее положение. Хрупкие элементы телесистемы и счётчиков радиации были защищены четырьмя механическими лепестками. По команде от бортового программно-временного устройства срабатывал пирозатвор - лепестки раскрывались, образуя дополнительные опоры, а штыревые и лепестковые антенны приводились в рабочее состояние. После раскрытия лепестковые антенны работали на передачу информации, а штыревые - на прием команд с Земли. В сложенном состоянии станция имела диаметр 58 см и массу около 104 кг вместе с амортизаторами.
К сожалению, еще одному красивому решению при проектировании Е-6 - изобретению телефотометра, позволившему получить изображение окрестностей одним куском, без склеек, с хорошим разрешением, оказалось не под силу отследить то, как повели себя амортизационные баллоны после их отброса в сторону. Да и на самих баллонах разработчики не догадались разместить соответствующие датчики. А их, судя по всему, на поверхности Луны нет. И именно потому, что лунному притяжению неподвластны даже тяжелые газы, т.е. и баллоны, по сути, являющие космическими аппаратами легче воздуха, отправились с поверхности Луны, как и молекулы газа, в космическое пространство.
И если к началу пусков по проекту Е-6 из десяти стартов "Молний" по различным программам только в двух нормально отработали все ступени: пять аварий произошли по вине 4-й ступени, один - по вине 3-й, два - при выводе на орбиту на участках работы 1-й и 2-й ступеней, то успешной мягкой посадке "Луна-9" предшествовало одиннадцать попыток ее осуществить. Только три аппарата по программе Е-6 достигли поверхности Луны, но разбились: "Луна-5", "Луна-7" и "Луна-8".
Что же касается аварии "Луны-8", то ее сразу же поспешили списать на резиновые амортизаторы, которые якобы при наддуве уперлись в стеклопластиковый кронштейн крепления лепестковых антенн, который сломался, образуя острые края, и проткнул их. Соответственно, струя гелия, вырвавшаяся из отверстия дала закручивающий момент, с которым система управления не справилась. Также обнаружили, что поломку кронштейна вызвала элементарная технологическая ошибка: работница неправильно уложила в пресс-форму тканевую заготовку, составлявшую основу материала амортизаторов.
С учетом же нынешней неудачи "Луны-25", тем более, в условиях нынешних западных санкций, можно констатировать, что в настоящее время Роскосмосу однозначно не под силу осуществлять те мирные космические программы, которые осуществляются, в частности, США и Китаем, так сказать, по нынешним космическим рецептам. Так, как делалось, причем, именно с огромнейшими расходами и в СССР.
И вот как раз в поиске альтернативного выхода из сложившейся ситуации следует более внимательно обратиться к истории с мягкой посадкой, интрига в которой сводится к тому, что еще ходе подготовки к высадке человека на Луну проводилось подробное изучение ее поверхности фотографированием с помощью космических аппаратов. Специалисты НАСА получили более 140 тысяч фотоснимков. В августе 1995 года была даже объявлена Международная программа глобального наблюдения за аномальными явлениями на Луне. В реализации программы участвовали обсерватории многих стран, и в том числе США, используя уникальный телескоп "Хаббл". Что касается индийской автоматической станции "Чандраян-2", то она находится на лунной орбите уже второй год и обладает самой большой камерой для съемки поверхности Луны из всех, которые когда-либо выводили на орбиту. Что же касается фотографий места посадки "Аполлона-11", то они были сделаны скорее для проверки работоспособности самой камеры, т.к. в научном сообществе никто в факте полета американцев на Луну не сомневается. Соответственно, с учетом того, какие "мелочи" удается разглядеть на поверхности Луны, можно не сомневаться в том, что если бы, естественно, похожие на спущенный мяч, но имеющие значительно больший диаметр амортизационные баллоны "Луны-9" или же "Луны-13" были обнаружены, то можно было однозначно заявить, что, действительно, космические аппараты легче воздуха безрасходным образом стартовать в космическое пространство не способны. Но как раз в связи с тем, что они не обнаружены достаточно уверено можно утверждать как раз то, что такого рода старт возможен, в том числе и с поверхности Земли, Правда, если соответствующий космический аппарат не будет тяжелея гелия.
Итак, с учетом того, что в космическое пространство запускаются только лишь космические аппараты не простоя тяжелее воздуха, а значительно превосходящие его по плотности, можно однозначно утверждать, что для Роскосмоса самым разумным было бы сейчас для проверки запустить на орбиту спутник, подобный "Луны-9", "упакованной" в амортизационных баллонах.
Ведь с учетом того, даже американские тонкостенные спутники-баллоны, наполнявшиеся относительно небольшим количеством газа, осуществляли безрасходные переходы на более высокие орбиты, вполне можно убедиться в том, что эти переходы за счет увеличения количества газа можно сделать более эффективными. По крайней мере, это несложно проверить, в том числе и для того, что в предельно короткий срок, например, еще в этом году запустить безрасходным образом на Луну предельно упрощенную "Луну-26", являющуюся, по сути, модернизированной "Луны-9", не использующей перелетного блока...
Речь идет о том, что в таком варианте "Луна-26" могла бы летать и над поверхностью Луны как летают дирижабли над поверхностью Земли.