Найти тему
Дилетец

Праздник осеннего равноденствия.

День осеннего равноденствия, когда считается время дня и ночи равны, обычно приходятся согласно современному календарю, на 22 или 23 сентября. Так как этот день нетрудно определить, поэтому не случайно на эту дату люди справляли крупные, значительные праздники. В православном календаре на 21 сентября по старому стилю приходится праздник "Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня". Согласно христианскому преданию Крест Господни нашла царица Елена при помощи, согласно преданию, еврея по имени Иуда. Его нашли на месте большого холма, где некогда римский царь Адриан построил капище в честь языческой богини Венеры. 22 сентября по старому стилю у христиан посвящен святому Иону, жившего в VIII в. до Р.Х. А 23 сентября по старому стилю посвящен зачатию пророка, Предтечи, Крестителя Иоанна. Святой Иона несколько напоминает русского Ивана Купалы, который согласно обету, данный его родителями, когда он был в младенчестве, должен быть отдан в жертву морскому божеству. Уже, когда Иона был маленьким мальчиком, он был посвящен для служения богу. А когда Иона повзрослел и не захотел служить богу, по велению бога кит проглотил Иону. Креститель Иоанн же напоминает скандинавского великана Мимира, охранявшего колодец, источник мудрости, который так же был обезглавлен. В Индии день осеннего равноденствия соответствует празднику «Наваратри», означающий «девять ночей». В ходе этого праздника, продолжающегося десять дней и девять ночей, индуисты поклоняются девяти женским формам Бога в индуизме - Шакти/Деви. Праздник отмечают два раза в год: в светлую половину весеннего месяца Чайтра (апрель — май) и осеннего месяца Ашвина (сентябрь — октябрь). Праздновать начинают в первый день после новолуния. Любопытно, что знак зодиака месяца , предшествующим осеннему равноденствию Дева. При этом Наваратри завершается другим праздником Виджаядашами, известный еще как Дасара. А этот праздник, фестиваль как раз посвящен победе Добра над Злом. Это победа Рамы над царем демонов Раваной, это победа Арджуной над кауравами, богини Дурги над демоном-буйволом Махишасурой. Демона-буйвола Махишасуру можно сравнить с критским Минотавром, или вообще быком, поверженного богом Митрой, а так же с греческим Загреем. Если праздник Дасара совместить с православным календарем, то получаем что праздник Дасара соответствует православному празднику Покрову Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В Древней Греции индийскому празднику Дасара по смыслу и по дате соответствует празднику "Боедромии", которой по одной версии посвящен Аполлону Боедромию, по другой версии победе Эрихтея над элевсинцами, по третьей версии, победе Тесея над амазонками. А празднику "Наваратри" в античности соответствует праздник Великие Элевсинские мистерии в честь Деметры и её дочери Персефоны, тайный ритуал, посвящённый схождению Персефоны в подземный мир на зимние месяцы. Известно, что животное богини Деметра это свинья. Если все это обобщить, то можно сделать вывод, что в прошлом был праздник, который согласно солнечному календарю длился от условного дня осеннего равноденствия девять, десять дней до условного 1 Октября. Этот праздник посвящался некой "Девой". Считается, что у греков созвездие Дева и знак зодиака Дева посвящена богине Персефоне, которую еще называют Кора. Греки еще посвящали знак зодиака Дева богини Деметры и Эригоне, дочери Икария, которая повесилась на сосне, после того как она нашла тело своего отца Икария в горах с помощью свой собаки Майры. Согласно мифу Зевс сошелся в образе Змея с Персефоной, от чего родился Загрей. Можно считать, что Персефона была изначально хтонический богиней, которая мыслилась супругой хтонического Змея, владыки подземного мира, а точнее девушкой, которая приносилась в жертву Змея. В мифах как раз популярен сюжет о похищении девушки, дочери царя Змеем. Есть так же популярный сюжет, когда герой освобождает девушку от Змея. У шумеров владычицей подземного мира была богиня Эрешкигаль, а у скандинавов богиня Хель. Любопытно, что у Хель были братьями и сестрами волк Фенрир и змей Ёрмунганд. Судя по всему, что раньше, именно женщина богиня была главной в подземном, потустороннем мире. После чего. владыкой потустороннего мира становится Змей и возникает обряд свадьбы Владыки потустороннего мира с земной девушкой или обряд жертвоприношения Змею земной девушки. Отсюда знаменитая Триада: Девушка, Змей, Волк или Пес. Считается, что богиня Хель это дочь Локи и великанши Ангрбоды, которая еще породила множество сыновей-великанов в обличии волков. В данном случае великанша Ангрбода напоминает Гекату с собакой, "даму с собачкой".

Пророк Иона под растением. Россия, XV в., Космография Козмы Индикоплова
Пророк Иона под растением. Россия, XV в., Космография Козмы Индикоплова

Но само по себе это несколько сложно для понимания смысла праздника Осеннего равноденствия. если не обратится еще раз христианскому календарю. 7 октября или по старому стилю 24 сентября это день памяти равноапостольной Феклы Иконийской первомученицы. Согласно преданию, когда святой Феклы было уже 90 лет, завистливые языческие волхвы подослали, натравили на Феклу наемников, развратных юношей. Юноши погнались за Феклой. Фекла побежала, а когда насильники были совсем близко, Фекла взмолилась богу и каменная гора расступилась и приняла Феклу. Эта легенда очень похожа на древнегреческий миф о преследовании Аполлона нимфы Дафны. А если в общем это сюжет предания о преследовании охотника оленя. Одна из отличительных черт бога Аполлона это его неудачные отношения с женщинами, с которыми ему не везет. По сути это обозначения проклятия на Аполлона. Самое интересное, как раз вокруг этого наложенного проклятия и крутится весь сюжет, связанный днем осеннего равноденствия. Мотив наложенного проклятия связан с пророком Ионом. Согласно преданию, мать Иона, чтоб его воскресить дала обет, что сын если воскресит, то должен быть посвящен богу. Но когда Ион повзрослел, он тяготился служением Богу, старался не выполнять по возможности поручения Бога. 3 октября (20 сентября) является днем памяти великомученика Ефстафия Плакиды, судьба которого очень похожа на судьбу пророка Иовы. По сути здесь имеем предание о Горе-злосчастье, которое преследует персонажа, делая его судьбу несчастной.