Стремление суверенных стран к более справедливой и менее безумной модели международных отношений станет одной из основополагающих тем 15-го Саммита БРИКС в ЮАР на этой неделе.
Министр иностранных дел Китая Ван И придумал краткое определение в духе классического конфуцианства:
Страны БРИКС похожи на пять пальцев: короткие и длинные, если их вытянуть, но мощный кулак, если сжать их вместе.
Каким именно пальцем в кулаке является Россия, я не берусь судить, но у каждой страны из классического состава БРИКС имеется своя ключевая характеристика. Россия – энергетическая империя и самая воинственная страна союза. Китай – мировой завод с долгоиграющей экономической стратегией. Индия – страна с огромными перспективами и потенциальный член азиатского геополитического триумвирата (Китай+Индия+Россия). ЮАР – буквально золотая страна.
Ну и Бразилия. У неё вкусный кофе ;)
И совсем скоро всё перейдет к делу, связанному не с кулаком, а с кулаками, руками, ногами и фактически целым телом. Вот тут-то и выходит на сцену БРИКС+.
Среди сонма многосторонних организаций, участвующих в подготовке и реализации новой системы международных отношений, БРИКС в настоящее время рассматривается как главная платформа так называемого Глобального Юга.
Мы все еще далеки от перехода к новой мировой системе, но без БРИКС были бы невозможны даже маленькие шаги.
Саммит в Южной Африке определит первые координаты расширения БРИКС+. В конце концов, большая часть стран уже заявила, что они хотят участвовать в этом мероприятии. Формально (23 страны) и неофициально (бесчисленные "выражения заинтересованности").
Официальный список стран, которые хотят стать частью БРИКС+ как можно скорее, – это так называемый Глобальный Юг: Алжир, Аргентина, Бахрейн, Бангладеш, Беларусь, Боливия, Куба, Египет, Эфиопия, Гондурас, Индонезия, Иран, Казахстан, Кувейт, Марокко, Нигерия, Государство Палестина, Саудовская Аравия, Сенегал, Таиланд, ОАЭ, Венесуэла и Вьетнам.
Кроме того, есть Африка: "пять пальцев" через президента ЮАР Сирила Рамафосу пригласили более 50 лидеров из Африки следить за информационно-пропагандистской деятельностью БРИКС+.
Все это говорит о том, что является ключевой стратегической целью БРИКС: полная интеграция Африки в рамках концепции Глобального Юга, при которой все страны смогут участвовать в выгодных переговорах и одинаково уважать суверенитет друг друга.
Можно считать, что Иран первый в очереди на то, чтобы стать одним из первых членов БРИКС+. Он уже имеет статус стратегического партнера как с Россией, так и с Китаем, а также является ключевым партнером Индии в Международном транспортном коридоре "Север-Юг", про который я писал в мартовской статье:
Доллар в помойку!
Параллельно с этим страны будут обсуждать "фронт дедолларизации". Уже подтверждено, что официального объявления новой валюты не будет, но будут обсуждаться вопросы двусторонней торговли и многосторонней торговли с использованием собственных валют: на данный момент это китайский юань, российский рубль, бразильский реал, индийская рупия и южноафриканский рэнд.
Скорее всего, на Саммите будет решаться и вопрос о будущем объединении БРИКС и ШОС (Шанхайская организация сотрудничества). Потому что параллельная работа БРИКС и ШОС с одними и теми же участниками не имеет особого смысла.
Ключевыми игроками БРИКС являются Россия и Китай, а Индия чуть менее влиятельна по ряду сложных причин. В ШОС за одним столом сидят Россия, Китай, Индия, Иран и Пакистан. Евразийский фокус ШОС может легко перекочевать в БРИКС+. Обе организации ориентированы на движение к многополярности и стремятся к дедолларизации на всех фронтах.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) ускоряет разработку общей платежной системы, которая уже почти год обсуждается с китайцами под руководством Сергея Глазьева, министра ЕАЭС по интеграции и макроэкономике.
ЕАЭС только что сделал очень серьёзное предложение странам БРИКС, которые уже находятся на пути к превращению БРИКС в своего рода "новую G20", только без США и их марионеточных режимов.
Система будет включать в себя единую платежную карту, объединяя уже существующую российскую МИР, китайскую UnionPay, индийскую RuPay, бразильскую Elo и другие. Эта система станет прямым конкурентом Visa и Mastercard.
В ближайшее время будет создан новый регулирующий орган для предлагаемой совместной финансовой системы ЕАЭС и БРИКС. Между тем торгово-экономическое сотрудничество между ЕАЭС и БРИКС только за первое полугодие выросло в 1,5 раза, а доля БРИКС в общем внешнеторговом обороте ЕАЭС достигла 30%.
Что еще может быть более открытым вызовом разработанной Западом принудительной (вассальной) денежной системе?
Путин повышает ставки, призывая к новой международной платежной системе, основанной на блокчейне и цифровых валютах. Проект такой системы уже был недавно представлен на 1-м Евразийском экономическом форуме в Бишкеке.
Следующий большой шаг – организация важнейшего заседания Высшего Евразийского экономического совета 14 декабря в Москве. Путин, конечно же, будет там присутствовать лично и дирижировать процессом. И нет ничего, что он хотел бы больше, чем радикально изменить правила игры.
Медленно, но верно вырисовывается красочная картина безвозвратно разделенного мира с двойной системой торговли: одна будет вращаться вокруг остатков прогнившей долларовой системы, другая прямо сейчас строится на объединении БРИКС, ЕАЭС и ШОС.
Новый мир отрывается от старого (загнивающего) с удвоенной силой. И если старый мир не хочет уступать новому, то следует заставить его силой. И бить надо по болевым точкам.
Римлянин Марк Фабий Квинтилиан когда-то произнес: "уничтожь деньги, и ты уничтожишь войны". Сейчас бы он сказал – уничтожьте доллар.
И его хозяев по мере возможности.