Найти в Дзене
PRO ИКОНЫ и искусство

Иконе быть? Иконоборческий период

Икона - бессомненно одно из важнейших изобразительных и духовно наполненных изображений, что, несомненно, ассоциируется именно с православием. Тем не менее, икона столь привычно нам почитаемой была не всегда. Был значительный период в истории, когда из-за недопонимания в отношении к иконам, начали бороться как раз не с этим неверным отношением к иконе, а с иконой как таковой. Что служило причиной иконоборческого периода?  Что было предпосылками к борьбе с иконой - ученые до сих пор спорят, но эта борьба продлилась 100 лет! Основное - это потеря грани между иконопочитанием и иконопоклонением, а поддерживалась идея борьбы с иконами, видимо, какими-то политическими причинами. Эта статья является продолжением заметок по книге Л. Успенского "Богословие Иконы" Кратко об иконоборцах и защитниках икон Борьба с иконами существовала до того, как это стало основной идеей государственной власти Византии и продолжалась после завершения официальных гонений. Тем не менее история выделяет основные эта
Оглавление

Икона - бессомненно одно из важнейших изобразительных и духовно наполненных изображений, что, несомненно, ассоциируется именно с православием. Тем не менее, икона столь привычно нам почитаемой была не всегда. Был значительный период в истории, когда из-за недопонимания в отношении к иконам, начали бороться как раз не с этим неверным отношением к иконе, а с иконой как таковой.

Что служило причиной иконоборческого периода? 

Что было предпосылками к борьбе с иконой - ученые до сих пор спорят, но эта борьба продлилась 100 лет!

Основное - это потеря грани между иконопочитанием и иконопоклонением, а поддерживалась идея борьбы с иконами, видимо, какими-то политическими причинами.

Эта статья является продолжением заметок по книге Л. Успенского "Богословие Иконы"

Кратко об иконоборцах и защитниках икон

Борьба с иконами существовала до того, как это стало основной идеей государственной власти Византии и продолжалась после завершения официальных гонений. Тем не менее история выделяет основные этапы :

С иконой боролись:  

  • с 726 г. Лев III Исавр (император), были изданы два соответствующих указа: первый – в 726 г., единодушно принятый византийским сенатом, и второй – в 730 г. Существование первого указа до сих пор спорно, Ни первый, ни второй указы до нас не дошли.
  • 730–753 Анастасий (Патриарх). Указ, изданный Львом III Исавром в 730 г., был подписан Патриархом. После этого уничтожение икон началось повсеместно.
  • 741–775 Константин Копроним (император, сын Льва III). Его политика полностью была постронеа на борьбе с не только с почитанием икон, но и святых, что написал в своем трактате и собирал иконоборческий собор. Деяния собора до нас не дошли
  • до 780 Лев IV (император, сын Константина Копронима), был умеренным иконоборцем, преследования ослабели.

После смерти Льва IV в 780 г. на трон вступила его вдова Ирина и ее малолетний сын Константин. Будучи православной, никогда не поступавшейся почитанием икон, Ирина стала подготавливать восстановление православия. Однако учение о церковном образе не было восстановлено полностью, а мир продлился 27 лет.

  • Никифор I (император), не предпринимал особенных попыток борьбы с иконой, но и почитание икон также не восстанавливал.
  • 813–820 Лев V Армянин (император). Считал, что императоры-иконоборцы были более успешными правителями, возвртился к иконоборчеству. в полной мере. Он заказал Иоанну Грамматику трактат в пользу иконоборчества, и несмотря на то, что со стороны иконопочитания были уже даны четкие ответы, всё те же иконоборческие постулаты снова были пущены в дело, чтобы служить на пользу политическим целям императора. Император готов был пойти на уступки иконоборчеству, не требовать уничтожение икон, а только запретить их почитание.

В эти времена в Софии был созван иконоборческий собор, но он не имел такой силы как при Константине Копрониме. Идея иконоборчества потеряло свою силу.Иконоборцам уже нечего было сказать нового, и они ограничивались повторением все тех же аргументов, уже давно опровергнутых православными.

  • с 821 Михаил II (император), был умеренным иконоборцем. Вернул из ссылок заключенных за иконопочитание.
  • с 837 г. Иоанн Грамматик (патриарх) вступил на патриарший престол и иконоборческие преследования возобновились.
  • до 842 г Феофил (император, сын Михаила). Иконоборческие преследования возобновились. ЭИмператор Феофил умер в январе 842 г. Его правление стало последдней вспышкой иконоборчества со стороны власти.. ,

Переломный момент в иконоборчестве и восстановление иконопочитания

После смерти императора Феофила, из-за малолетсва его сына Михаила III, вдова Феофила, императрица Феодора, стала регентшей. Она была православной, и в её царствование почитание икон было окончательно восстановлено.

В Константинополе был проведен Собор в 842 г., при Патриархе св. Мефодии (842–846). Он подтвердил догмат иконопочитания Седьмого Вселенского Собора и в марте 843 г. установил празднование Торжества
Православия в первое воскресение Великого Поста с воздвижением икон
во всех церквях.

Голова Мадонны Римский мастер первой половины 13 века, камень, смальта
Голова Мадонны Римский мастер первой половины 13 века, камень, смальта

Иконе быть!

Икона прошла не простой путь и именно этот путь иконоборчества укрепил понимание иконы и регламентировал отношение к иконе. В периоды иконоборчества написано достаточно трудов в пользу почитаний икон, например труды Иоанна Дамаскина в пользу почитания икон, до которых в рамках этого блога попробуем добраться. А пока пишите в комментариях интересна ли вам эта информация и какие пункты ещё разобрать.